Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 10

 

Тема. Символ грехопадения и спасения через осознание покаяния («Буря на Черном море»).

Цель: ознакомить учащихся с думой «Буря на Черном море»; раскрыть ее проблематику, развивать навыки анализа произведения; формировать умение комментировать отношения между людьми, дискутировать о понятии греха и покаяния, высказывать собственное понимание обобщенного образа («бури на море»); воспитывать стремление к гармонии поступков с общечеловеческими христианскими ценностями.

Оборудование: аудиозаписи, репродукции картин известных художников, ученические рисунки.

Межпредметные связи: география: Украина - морская держава; музыкальное искусство: М. Лысенко, «Марш черноморских казаков»; изобразительное искусство: А. Сластен, «Запорожские судна», И. Айвазовский, «Черное море».

Ход урока

И. Мотивация учебной деятельности.

1. Прослушивание аудиозаписи «Марша черноморских казаков» Г. Лысенко.

2. «Отсрочка ответ».

- Наше знакомство с украинскими народными думами продолжится сегодня вместе с героями произведения «Буря на море». Чем интересен и поучителен это произведение? Что объединяет его с думой про Марусю Богуславку? Почему урок мы начали с «Марша черноморских казаков» Г. Лысенко?

На эти вопросы мы получим ответы в ходе урока.

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. «Историческая справка».

(Эту часть урока может провести учитель или заранее подготовленный ученик).

- Украина, которую с юга омывают Черное и Азовское моря, издавна славится в мире как морская держава.

Уже в IV-VI вв. на Черном море осуществлялось судоходство. Во времена Киевской Руси (X-XIII вв.) имели место достаточно стабильные связи с Византией, известные также походы киевских князей на Константинополь.

И больше всего прославился морскими походами запорожские козаки. их знаменитые чайки не боялись ни бури, ни оснащенных тяжелыми пушками турецких галер. Чаще всего отряды смельчаков из Украины добирались морем берегов Турции, чтобы вызволить из неволи земляков-пленников.

2. Познавательное задание.

- Прочитайте историческое повествование «Слава на море» и выскажите свое мнение по поводу прочитанного.

«Стонет Днепр, перетятий тяжелыми цепями коваными воротами, бросает могучие волны, чтобы преодолеть те преграды. И подданные турецкого султана строит новые, опутывая железным паутиной реку. Так же несут ее воды до турецких берегов легкие казацкие чайки, наносящих обладателю Черного моря болезненных ударов: разрушают крепости, уничтожают галеры, освобождая тысячи турецких пленников. Поэтому расставили турки в Днепровских водах металлические сити, надеясь на хорошее охоты. Ведь знают точно, что планируют запорожцы во главе с гетманом Сагайдачным и на этот раз отправиться в море.

Казаки действительно ставились до морского похода. Сечь превратилась в огромную верфь, где каждый имел работу: одни обрубали сучья со стволов лип и ив, другие выдалбливали середину, еще какие-то закрепляли дубовые ребра, а на них нашивали дубовые доски. Часть сечевиков готовила оружие на казацкие лодки, кто-то хозяйничал возле парусов и защитных кулис - вязанок тростника, которыми обкладывали готовое судно. Те вязанки должны были удерживать его на воде и защищать от вражеских пуль и ядер. Строительство казацкого флота подвигалось быстро: за полмесяца шестьдесят сечевиков полностью снаряжали корабль к походу.

В назначенный день в 1616 г. легкокрилі чайки были готовы улететь в турецких берегов. На этот раз казаки для нападения выбрали город Кафу. Плохую славу имело то город среди украинцев: в нем располагался самый большой невольничий рынок в Крыму. Для многих пленников именно с этого города начиналась длинная дорога неволе.

Камыш и темная ночь защищали казаков. Но как обойти железные цепи?

- Не волнуйся, джуро, есть у запорожцев хитрость на турецкие сетки, - объяснял новакові бывалый казак.

Ночью над Днепром началась страшная гуркотнява: то били в железные ворота, с лязгом рвали металлические препятствия стволы десятков могучих деревьев, что их казаки пустили течению перед себя. Турки, решив, что долгожданный казацкий флот, начали стрелять в темноту.

Когда стрельба утихла, запорожцы, которые прятались в плавнях, в полной безопасности двинулись дальше.

Много казаков впервые участвовали в морском походе. Поэтому удивлялись они, как их маленькие суденышки смогут преобладать хорошо вооружены тяжелые турецкие галеры-каторги. Но не раз и не два в течение похода на Кафу имели возможность убедиться неопытные казаки, что не зря слыл морского полководца гетман Сагайдачный. Поняли они, что все - даже небольшие, зато подвижные и вертляві чайки - имеет свои преимущества. Ведь казацкие лодки, едва поднимались над волнами, были незаметными на море и поэтому могли неожиданно подплывать к вражеским кораблям, быстро окружать и захватывать их.

Обдумывая каждую будущую битву, гетман Сагайдачный использовал знания и опыт многих поколений запорожцев. Разве не разумно начинать битву на закате да еще и так, чтобы последние лучи были за спиной казаков?! Солнце слепило глаза врагу, а солнечные блики на воде служили ли не лучшим маскировкой среди морской равнины.

Опытные казаки передавали знания, добытые в боях, тем, которые, возможно, отправятся под казачьим знаменем в следующий поход. Так росла и множилась морская слава украинского казачества.»

3. Беседа по тексту думы «Буря на Черном море»:

- Какое впечатление произвела на вас дума?

- Что объединяет ее с рассказом «Слава на море»?

- Продемонстрируйте собственные рисунки в думу. Какие эпизоды произведения они иллюстрируют?

- Рассмотрите репродукции картин А. Сластена «Запорожские судна» и И. Айвазовского «Черное море». Могут ли они сыграть роль иллюстраций в думу «Буря на Черном море»? Почему вы так считаете?

- Кто является главными героями думы?

- Какое приключение произошло с двумя братьями и их собратом?

- Как они повели себя во время бури?

- Почему братья начали исповедоваться друг перед другом? Имели ли они на это право?

(Казаки, как и чумаки, имели право принять исповедь умирающего собрата или сами исповедаться перед куренным атаманом или кошевым. Герои этой думы тоже исповедуются друг перед другом в экстремальной, исключительно опасной, до предела напряженной ситуации).

- Как вы понимаете значение слов «грех», «искупление», «исповедь»?

(Справка. Грех. 1. Нарушение религиозно-нравственных предписаний. 2. Плохой, непорядочный поступок.

Искупление. Отбывания наказания за совершенное преступление, вину и др; раскаяние.

Исповедь. 1. В православной и католической церкви - обряд покаяния в грехах перед священником и отпущение им этих грехов. 2. Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о чем-то. Как на исповеди - откровенно, чистосердечно, ничего не скрывая).

- Расскажите, в чем именно раскаялись брать.

- Что, по вашему мнению, было причиной их многочисленных грехопадений? Как об этом сказано в думе?

- Можно ли утверждать, что ребята были справедливо наказаны Богом за грехи, а буря на море, которая чуть не унесла их жизни, является символом грехопадения?

- Чем закончилась дума? Что, по-вашему, спасло казаков от гибели?

4. «Круг идей».

(Учитель просит учеников написать свое мнение-ответ на последний вопрос на карточке-индексе без имени, а потом на доске составляет из них «круг идей». После этого ученики зачитывают предложенные варианты и комментируют их.)

5. Проблемный вопрос.

- Вспомните, какой грех перед Богом и людьми имела Маруся Богуславка с одноименной думы и как она его искупала. Как вы думаете, каждый грех можно искупить?

III. Закрепление изученного.

«Незаконченное предложение».

- Народная дума «Буря на море» - это произведение о...

- Этим произведением народ...

- Для современных читателей дума интересна и поучительна тем, что...

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Найдите и подготовьте к выразительному чтению еще одну думу (на выбор). Составьте тесты, викторину или литературный диктант на тему «Украинские исторические песни и думы». Повторите изученное по разделу «Устное народное творчество».