Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 23

 

Тема. Силабо-тоническое стихосложение. Стихотворный размер. Стопы. Рифмы.

Цель: раскрыть учащимся смысл понятий «силабо-тоническое стихосложение», «стихотворный размер», «стопа», «рифмы»; показать цель упорядоченной повторяемости ударных и безударных слогов в стихах; научить учащихся рисовать схему строфы, ритмично читать ударения и обозначать склады определенными знаками; развивать память, чувство ритмики поэтических произведений; воспитывать любовь к поэтическому слову.

Оборудование: таблицы для «Литературного синтеза», проектор, экран, дискета с записью литературоведческих терминов, которые будут изучаться на уроке, отрывок из стихотворения Т. Шевченко «Якби ви знали, паничі ...», аудиозапись коломыек.

Эпиграф.

«Учись, дорогая, когда

С нас будут люди», - ты сказала.

Т. Шевченко

Ход урока

І.Актуалізація опорных знаний.

1. «Литературный синтез».

(Ученики должны из представленных слов составить одно понятие, которое их объединяет.)

 

 

2. Выразительное чтение стихотворений «Проходят дни, проходят ночи», «Ой три пути широких» (по выбору учащихся).

II. Мотивация учебной деятельности.

1. «Отсрочка ответ».

Вы знаете, что художественные произведения бывают прозаические и стихотворные. Произведения Т.Г. Шевченко, которые мы рассматривали на протяжении четырех уроков, были стихотворные. Чем же отличаются прозаические произведения от стихотворных? Как размещенные в них ударения? Который из текстов будет звучать ритмично? Почему* окончания бывают созвучными? На эти вопросы вы сможете дать ответы, если будете внимательными в течение урока.

2. Практикум по теории литературы.

(Учитель акцентирует внимание учащихся на экран; они читают и осознают прочитанное.)

Литературоведение - комплекс научных дисциплин о сущность и функционирование в обществе художественной литературы; система научного знания об искусстве слова.

- Установите соотношение между этим определением и темой урока. (Литературоведение дает научные знания об искусстве слова.)

Учитель предлагает прочитать следующее изображение:

Литературоведение

Теория литературы -

отрасль научного знания о сущности, специфике художественной литературы как искусства слова, о принципах, методах ее изучения, критерии оценки литературных произведений.

История литературы -

отрасль науки о литературе, которая исследует ее развитие в связи с развитием общества и его культуры, стремясь выявить внутренние закономерности литературного процесса.

Литературная критика -

относительно самостоятельный вид творческой деятельности, опирается на практический тип мышления ради эстетической ценности, восприятия художественного своеобразия литературных произведений.

 

 

- Итак, из трех отраслей литературы на сегодняшнем уроке мы будем рассматривать теорию литературы, чтобы определить особенности искусства слова.

III. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Решение проблемного вопроса.

- Чем же отличаются прозаические произведения от стихотворных? Рассмотрим два примера:

а) Над прудом - ивы вплоть до воды спустили виты. (С. Васильченко. «Детство Шевченко»).

б) А ивы прочь более прудом

Тихонечко себе купают

Зеленые ветви ... Правда, рай?

(Т. Шевченко. «Если бы вы знали, паничі...»).

(Изображено в обоих отрывках образ ивы более прудом. Первый своему звучанию близок к разговорной речи, второй - к песенной).

- Чтобы это объяснить, попробуем поставить ударение и обозначить схематично: отмечен состав (знак), безударный слог (знак)

Составим схему:

а) до 1 отрывка.

б) до 2 отрывка.

- Как чередуются слоги (ударные и безударные) в прозаическом отрывке? (Неупорядоченно.) А в стихотворном отрывке? (Упорядочены, вследствие этого стихотворный текст звучит ритмично.)

- Как создается стихотворный ритм? (Упорядоченным чередованием ударных и безударных слогов.)

- То что будет основным признаком стихотворной речи? (Ритм.)

2. Объяснение учителя с элементами беседы.

(Тексты стихов и определения понятий ученики воспринимают с экрана.)

- Ритмичность стихотворной речи усиливается и тем, что окончания строк часто бывают созвучны:

Если бы вы знали, панычи,

Где люди плачут живя,

То вы бы элегий не творили

И бесполезное Бога не хвалили...

(Т. Шевченко «Якби ви знали, паничі...»).

Созвучные окончания строк в стихе называют рифмой. Рифмы придают віршеві благозвучия, песенности. В тех строках, которые рифмуются между собой, обязательно есть одинаковое количество ударных и безударных слогов, четко определенное чередование ударных слогов с ненаголошеними. Когда 1-я строка рифмуется с 3-им, а 2-й с 4-ым - перекрестную рифмовку; 1-й с 4-ым, 2-й с 3-им - кольцевое рифмовки, 1-й со 2-ым, 3-й с 4-ым - парное рифмовки.

- Определите, какое рифмовки в поэзии, что на экране. (Четное.)

- Обратите, пожалуйста, внимание на экран и определите рифмы в стихотворном отрывке.

(На экране: «По месту ударения, начиная от последнего ударного слога различают рифмы: мужские - ударение на последнем слоге (корабль, журавль), женские - ударение на втором от конца строки слоге (Оля, зонт), дактилічні - ударение на третьем от конца строки слоге (солнышко, окошко).

3. Минутка-изюминка.

(На экране появляются изображения Древнего Рима, древних школ (вверху большими буквами написано: «ПИИТИКА - наука об искусстве сложения стихов»); пейзажи Китая и объявление: «Принимаем на должность государственного служащего лишь тех, кто умеет сочинять стихи», выражение: «Стихосложение - искусство выражать свои мысли в стихотворной форме».)

(Учащимся предлагается прокомментировать увиденное.)

4. Рассказ учителя.

- В древней украинской литературе существовала силабічна система стихосложения, для которой характерным было сохранение определенного количества слогов в каждой строке поэзии, но чередовались ударные и безударные слоги произвольно. Наиболее пригодным для использования поэтами оказался коломийковий размер, в котором каждая строка имел четырнадцать составов с паузой после восьмого состава.

5. Прослушивание частушки в записи (на экране текст частушки для того, чтобы ученики убедились в наличии у них 14-составляющих строк).

6. Продолжение рассказа учителя.

- Впоследствии Т. Шевченко длинный 14-составной строку разбил на 2, причем строфа состояла из 4-х строк. Обратите внимание на экран. (Строфа - часть стихотворения, объединенная содержанием, интонацией и римуванням. Катрен - строфа, состоящая из 4-х строк).

Было когда - то-в Украине 8 стак.

Ревели пушки; 6 стак.

Было когда - запорожцы 8 стак.

Умели властвовать. 6 стак.

Для украинской поэзии характерно силабо-тоническое стихосложение. С греческого языка: (склад+ударение).

Это означает, что в основе лежит одинаковое количество слогов в строках, которые рифмуются, определена последовательность ударных и безударных слогов в строках. Простейшей единицей измерения стихотворного ритма является стопа.

7. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

- Что такое стопа и какие есть виды стоп вы узнаете, прочитав информацию в учебнике.

(Справка.

Стопа - повторяющаяся часть стихотворной строки, состоящая из одного ударного и одного или двух безударных слогов.

Ямб - подчеркнута 2-ая стопа.

Хорей - подчеркнута 1-ая стопа.

Пірихій - стопа без ударения).

8. Практическое задание.

Ученики получают отрывки из стихотворений и заполняют карточки, выполняя задания:

а) расставь ударения, учитывая ритмичность;

б) нарисуй схему с безударных и ударных слогов;

в) разделения склады на стопы вертикальной чертой;

г) определи название стопы, указывая количество ее употребления в строке;

д) укажи рима;

е) названия вид рифмовки.

(Справка.

Правильные ответы:

а) Буду учиться языка золотой

У травы-веснушки, у горы крутой,

В ручейка веселого, что предстанет рекой,

В паростка-побега зеленого, что вырастет смеричкой,

б, в)

 

г)шестистопний хорей;

д)женская;

е)парное.

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Выпишите из толкового словаря значения слов «духовность», «гражданская позиция». Систематизируйте собранный для сочинения материал, выполните задание из учебника.