Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 25

 

Тема. ПЧ № 2. Т. Шевченко. «Кобзарь».

Цель: повторить основные сведения о жизни и творчестве Т. Шевченко; ознакомить учащихся с историей создания и выхода «Кобзаря помочь им осознать идейно-художественное содержание поэзии Т. Шевченко; развивать навыки выразительного чтения стихов, высказывание собственных суждений по поводу прочитанного; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: портрет Т. Шевченко, фотография первого издания «Кобзаря», выставка книг Т. Шевченко и произведений о нем, художественные произведения Т. Шевченко из серии «Живописная Украина», иллюстрации к произведениям, карточки с заметками и комментариями, паспорта стихов.

Эпиграф.

... А ты

Возстав от гроба, слово встало.

И слово правды понесли

По всей невольничій земли

Твои апостолы святые.

Ход урока

I. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

(На доске записаны слова: поэзия, Т. Шевченко, 1840 г., книга. Ученики подбирают общее слово, которое объединяет эти понятия - «Кобзарь»),

II. Восприятия и усвоения учащимися нового материала.

1. Слово учителя.

- Еще осенью 1838 г. некоторые знакомые Шевченко узнали, что он не только талантливый художник-живописец, а также и поэт. Есть. Гребенка получил от Шевченко несколько стихов для своего альманаха, его хотел сначала назвать «Весна», а затем назвал «Ласточкой».

18 ноября Гребенка писал до Харькова старом Грицькові Цветке-Основ'яненкові: «... тут есть у меня один земляк Шевченко, что то по заядлый писать стихи, то пусть ему этот и тот! Как что напишет, то только цмокни и ударь руками об полы! Он мне дал хороших стихів на Сборник». А в январе 1839 г.: «У меня здесь есть чудесный помощник - Шевченко, человек удивления достойна ...» Сам Шевченко рассказывал, что начал писать стихи еще в 1837 году, еще когда жил у Ширяева, и что с тех его «попыток» сохранилась лишь одна баллада «Причинная», написанная в Летнем саду во время белых ночей, романтическое произведение, который предстал среди романтической обстановки. Начал Шевченко писать стихи, очевидно, вскоре после того, как познал Гребенку. Гребешки первом же со своим творчеством сказал, потому Гребенка первый занялся его литературным образованием, и наверное от него первого Шевченко получил писаны нашим языком произведения и то, наверное, все, потому что их тогда было очень немного. Познакомившись с Гребенкой, узнал, что существуют хорошие стихи украинских авторов, народные песни, которых он знал немало, - тоже настоящая поэзия. Велика была радость Шевченко, когда некоторые из песен, которые он знал, увидел в сборниках Цертелєва и Максимовича.

Захвата Гребенки произведениями Шевченко было понятно: в украинской поэзии перед тем не появилось ничего хоть немного похожего на них - ни в отношении силы выражения, ни относительно чистоты, красоты и богатства языка и вообще артистизма формы. Ода-элегия на смерть Котляревского указывает нам и на один из источников Шевченковского национального осознания.

Всю славу казацкую, за словом единым,

Перенес в убогую хату сироты.

Ободренный похвалами Гребенки, Шевченко взялся уже за большую вещь - за поэму «Катерина», которую завершил в 1838 году, в 1839 г. написал «Перебендю», баллада «Тополь», послание «К Основьяненко», «иван Подкова» и «Тарасову ночь» - последнюю дорабатывал еще в начале 1840 г.

Осенью 1839 г. начал переписку с Квиткой-Основьяненко и, спрятавшись под псевдонимом Балагур, послал свое «Послание ...» Помещик Мартос, с которого Шевченко рисовал тогда портрет акварелью, предложил Шевченко издать его стихи, ознакомившись с найденными на полу урывками «Тарасовой ночи». Было это в начале 1840 года, видимо, где-то в конце января. Шевченко назвал свой сборник «Кобзарем». Штернберг сделал для нее иллюстрацию - кобзарь с поводырем, репродуковану потом в офорте.

12 февраля было получено цензурное разрешение печатать «Кобзаря». Вышел «Кобзарь» из типографии где-то в марте или в начале апреля и насчитывал 8 стихов: «Думы мои», «Перебендя», «Катерина», «Тополя», «Думка», «К Основьяненко», «Иван Подкова», «Тарасова ночь». Все критики сошлись в единогласном признании поэтического дара автора «Кобзаря». «Кобзарь» выдавали трижды: 1840 p., 1844 г. вместе с поэмой «Гайдамаки» и 1860 гг. (Учащиеся, готовясь к уроку внеклассного чтения, должны прочитать поэзии «Катерина», «Тополь», «Перебендя», «Тарасова ночь», «Иван Подкова», «К Основьяненко».)

2. Работа в группах.

(Учитель делит класс на 3 группы, каждая из которых получает для анализа поэзии Шевченко. На отдельных карточках написаны комментарии и примечания к этим произведениям. Группа должна заполнить паспорт поэзии, пользуясь «Кобзарем», комментариями и примечаниями, собственными знаниями. Отчет группы - зачитывание «паспортных данных» поэзии с подбором определенной иллюстрации. Паспорт поэзии находится на столах учащихся. Учитель делает итоги после услышанного отчета.)

 

Название

«Екатерина»

«Балагур»

«Тополь»

(баллада)

«Тарасова ночь»

«Иван Подкова»

«Основяненко»

Автор поэзии

Т.Г.Шевченко

Т.Г.Шевченко

Т.Г.Шевченко

Т.Г.Шевченко

Т.Г.Шевченко

Т.Г.Шевченко

Год написания

1838

1839

1839

16.11.1938

1839

1839

Место написания

С.-Петербург

С.-Петербург

С.-Петербург

С.-Петербург

С.-Петербург

С.-Петербург

Кому присвячується

В.А.Жуковсь-

кому

Есть. Гребешки, но потом снял посвящение

Сестре товарища по Академии художеств, но впоследствии посвящение П.С. Петровской снята

Полтавскому помещику П.И. Матросу,

Впоследствии посвящение снял

Художнику, другу, иллюстратору «Кобзаря» В.Штенбергу, впоследствии посвящение снял

Обращение к Г. Квитки-Основя-ненко

Тема

Женское счастье и попрано материнство

Служения художника народу

Превращение девушки в тополь

Историческое событие - фиаско поляков под Переславом - Тарасова ночь

Морской поход запорожцев под предводительством Подковы

Типичная картина запорожской вольницы

Цель

Осуждение матери, что думала о себе

Показать страдания народа

Пробудить искреннее человеческое сочувствие

Воспитать молодое поколение сознательными наследниками славы отцов

Миссия казаков заключается в освобождении своего народа

Вдохновить современников на труд во имяя родного края

Художественные средства

Эпитеты, метафоры, риторические вопросы, инверсия, повторы, синонимы

Эпитеты, метафоры, риторические вопросы, инверсия, повторы, синонимы

Эпитеты, метафоры, риторические вопросы, инверсия, повторы, синонимы

Эпитеты, метафоры, риторические вопросы, инверсия, повторы, синонимы

Эпитеты, метафоры, риторические вопросы, инверсия, повторы, синонимы

Эпитеты, метафоры, риторические вопросы, инверсия, повторы, синонимы

 

3. Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.

III. Закрепление изученного материала.

- Какие стихи Т. Шевченко мы рассматривали на сегодняшнем уроке?

- Что их объединяет? (Они относятся к раннему творчеству поэта и составляют «Кобзарь» 1840 г.)

- Сколько стихов, которые составляли содержание первого «Кобзаря», мы сегодня не прорабатывали? Какие? (2 стихотворения: «Думы мои» - изучали на уроке, «Мысль»).

IV. Итог урока.

(Учащиеся составляют вопросы к кроссворду, которые бы раскрывали суть вертикального слова).

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

VII. Домашнее задание.

Прочитайте стихотворение «Мысль», составьте его паспорт. Проработайте статью «Иван Франко» в учебнике и подготовьте хронологическую таблицу по биографии И. Франко.