Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 40

 

Тема. Оптимизм, уверенность в правильности выбранного пути в поэзии В. Пидпалого «Приглашение».

Цель: раскрыть аллегорию образов стихотворения «Приглашение»; развивать навыки выразительного чтения нерифмованной поэзии; учить учащихся словесно воспроизводить картины, возникшие в воображении во время чтения художественного произведения; воспитывать уверенность в собственных возможностях.

Оборудование: сборники произведений В. Пидпалого, иллюстрации (колодца; отца, сажает деревья, качает мед; мальчика, что читает «Кобзарь», украинского зелье, солнца, уважения к женщине), портрет В. Пидпалого, картины В. Черватюка «Лунная ночь», М. Сажина «Переправа возле Киева ночью».

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение стихотворения «Тихая элегия».

2. Установить соотношение между изображением па рисунке и фамилией человека, высказывалась о В. Пидпалого (Статья в учебнике). Зачитать цитаты из учебника.

 

 

 

 

(Материал для учителя.

1. Из «Автобиографии» В. Пидпалого: «Отец копает колодец; качает мед; сажает деревья; идет в армию ...»; «мать искала счастья батрачества в Лубнах. Может, поэтому, когда я подрос и мог по вечерам читать ей «Кобзаря», плакала горько и безутешно, всегда повторяя одно: «Все работники, сынок».

2. Флориан Невнимательный подчеркивал: «Подпалый-поэт напоминает мне пахучее украинское зелье, что, черпая энергию солнца, дарит ее пригоршнями людям».

3. Один из приятелей художника вспоминал: «В каждом его поступке, в каждом слове была какая-то шевченковская уважение к ребенку, к женщине, к матери».)

II. Проработка учебного материала.

1. Работа с заголовком поэзии «Приглашение».

- Объясните значение слова «приглашение».

- Куда, по вашему мнению, может пригласить нас В. Подпалый?

2. Молчаливое чтение стихотворения учащимися.

3. Обмен впечатлениями от прочитанного (в парах).

4. Словарная работа за вопросами учеников.

5. Эвристическая беседа.

- Почему стихотворение называется «Приглашение»? Аргументируйте свой ответ.

- Можно ли утверждать, что лирический герой приглашает нас к романтическому восприятию красоты природы? Подтвердите свои слова цитатами из текста.

- Приходилось ли вам любоваться небом в лунную ночь? Какое впечатление осталось от ночного неба?

6. Словесное рисование картины лунной ночи.

(Учащиеся могут воспользоваться картинами В. Черватюка «Лунная ночь», М. Сажина «Переправа возле Киева ночью».)

7. Художественный анализ поэзии.

- С какой целью и какие именно сказочные элементы использовано в поэзии «Приглашение»?

(Трикратність - «три горы», «три реки», «три пути», «тремя чешками», «тремя дверями», «трех углов».

Зачин -- «В холодном небе золотой челн ...Я говорю тебе такое, чего не сможет другой ...»

Волшебные предметы - «золотая ладья», «золотые весла».

Повторы - «С облака на облако», «И на месте», «Пойдем!»

Через сказочное путешествие лирический герой преодолевает препятствия. Побеждает добро.)

- Какими художественными средствами поэт создал великолепную и динамичную пейзажную зарисовку?

В холодном небе (эпитет)

Золотой челн

С облака на облако,

С облака на облако - (повторы)

И на месте ...

8. Работа в группах.

I-я группа выписывает метафоры и раскрывает их значение. («Три горы, три реки, три пути» - преодоление препятствий; «Золотые весла» - способ достижения поставленной цели.)

II-я группа выписывает персонификацию и раскрывает ее значение («Тайной владеем я и ночь» - придает оптимизма лирическому герою.)

III-я группа выписывает восклицательные предложения и раскрывает их роль в поэзии.

(«Пойдем! Даже, если не дойдем, - пойдем» - главная мысль стихотворения; добавляет оптимизма, уверенности в правильности выбранного пути.)

9. Слово учителя.

- Стихотворение «Приглашение» - верлибр. Каковы основные признаки свободных стихов? (Верлибр - это стих, в котором сохраняется стихотворный ритм, но строки могут иметь разную длину, а рифмы и деление на строфы не являются обязательными.)

- С верлибрами какого поэта вы уже ознакомились в 7 классе?

III. Закрепление изученного.

- Зачитайте те предложения из стихотворения, которые вам понравились больше всего. Объясните свой выбор.

- Закончите предложения:

• Мне больше всего запомнилось из воспоминаний поэта ...

• Поэзия В. Пидпалого помогает нам ...

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Подготовьте ответы на вопросы в учебнике на с. 195. Научитесь выразительно читать стихотворение «Приглашение». Подготовьте информацию для дискуссии относительно современного и будущего родного языка и народа. Повторите изученное по разделу «Мир украинской поэзии».