Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 8 класс

УРОК 48

 

Тема. ПРЗМ №6. Сочинение-размышление над трагикомедией «Сто тысяч» И. Карпенко-Карого.

Цель: обучать учащихся осмысливать и переосмысливать изученный материал, делать обобщения и выводы; развивать связную монологическую речь, грамотность письма; воспитывать потребность делиться своими мыслями с другими.

Оборудование: книжная выставка, детские рисунки к произведению «Сто тысяч», иллюстрации украинских художников, фотографии из спектаклей за трагикомедией, воображаемый микрофон.

Межпредметные связи: русский язык: типы речи.

Ход урока

И. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Фронтальная беседа с целью актуализации опорных знаний:

- Вспомните, чему вы учитесь на уроках развития связной речи.

- Какие типы речи вам известны?

- Назовите особенности построения размышления.

- На что прежде всего надо обращать внимание при написании сочинения - размышления?

2. «Микрофон».

Учитель задает вопрос классу:

- Какую из предложенных тем вы выбрали для творческой работы и почему?

(Ученики, передавая друг другу воображаемый микрофон (ручку, карандаш и т.п.), по очереди берут слово, быстро и лаконично отвечают на вопросы.)

3. Чтение образца ученического произведения.

Герасим Калитка - герой положительный или отрицательный? Почему? (За трагикомедией И. Карпенко-Карого «Сто тысяч»).

Трагикомедия «Сто тысяч» Ивана Карпенко-Карого - одно из лучших произведений украинской драматургии.

Главным героем пьесы является Герасим Калитка - сельский богатей, основой богатства которого является земля. Имея «кусочек кругленький» в двести десятин, он хочет большего: «Всю землю вокруг скуплю, едешь день - чья земля? Калитчина! едешь два - чья земля? Калитчина! едешь три - чья земля? Калитчина!.. Диханіє спирает ...» Весь смысл жизни Калитки, все его помыслы, вся энергия направлены на приобретение земли.

Но для этого нужны деньги. Конечно, добывает их Герасим тяжелым трудом: сам не доспить и не прогуляет, но и своим родным и наймитам не даст упустить время. Не от того он, чтобы заработать на близких: с кума Савки, который просит одолжить денег, Калитка хочет взять большой процент да еще и требует «запродажню запись» на волы. Ради денег Герасим готов черту душу запродати, поэтому и захватила его перспектива выгодно купить фальшивых сто тысяч. Когда же он понял, что стал жертвой обмана, не нашел ничего лучше, чем наложить на себя руки: для Калитки «лучше смерть, чем такая потеря!»

Я не могу однозначно утверждать, что Герасим Калитка - отрицательный персонаж. У него, как и у каждого человека, есть и положительные черты. Он любит землю, по-своему заботится о детях, хочет обеспечить их будущее, чрезвычайно трудолюбивым и целеустремленным. Все расчеты и планы Калитки основаны на реальной основе. Примарливе стремление Копача найти сокровище его не захватывает. Сам Бонавентура вынужден констатировать трезвую предприимчивость таких, как Калитка, «хазяйственних мужиков», которые постепенно прибирают к рукам имения родовитых дворян. «Хазяйственний мужик, - говорит он, - большое дело! Шевелитесь, шевелитесь! Крутите головой: купили у Борща, покупайте в Смоквинова, а там в Щербины ... Господа горят, а мужички из огня таскают ... Это не пустяк!.. Они привыкли омары там, шампанское - вот денежки и ухнули, а там и іменія ахнули! А вы галушечки, картошечку, кулешик, чехоньку, да и то не каждый день, а оно жирок и нарастает ...»

И жажда обогащения полностью завладела Герасимом, ослепила его, сделала злым и деспотичным. Ему жалко куска хлеба для батраков, хотя именно они своим трудом держат огромное хозяйство Калитки. Он не позволяет запрячь лошадей, чтобы подвезти свою жену три слоя к церкви, потому что «скотина деньги стоит».

И я не осуждаю Герасима, а, скорее, сочувствую ему. Ведь, по моему мнению, деньги - не самое важное в жизни, и счастье за деньги не купишь. Калитка не был по-настоящему счастливым и за свои поступки получил по заслугам.

4. Самостоятельная работа учащихся над сочинением.

Напоминаем, что объем письменного произведения в соответствии с нормами оценивания - 2,0-2,5 страницы.

При написании работы следует обратить внимание на такие моменты:

- соответствует ли сочинение теме, нет лишнего, того, что темы не касается;

- соблюдена последовательность в изложении мыслей, правильно ли выделены абзацы;

- нет лишних слов, повторов;

- не возникают сомнения относительно написания отдельных слов и употребление знаков препинания.

II. Подведение итогов.

III. Домашнее задание. Завершите работу над произведением.