Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

Вступление. Художественное произведение как явление искусства, новый ирреальный мир, созданный писателем.

Из песенных сокровищ. Общественно-бытовые песни «Ой на горе да женці жнуть», «Стоит явор над водой», «гомон, Гомон по дубраве», «Ой у степу криниченька». Высказывания известных людей о украинские народные песни, их идейно-художественное богатство. Жанрово-тематическое разнообразие песен. Трагический и героический пафос казацких и чумацких песен.

Частушки. «Досуг молодежи», «Шуточные частушки» - «перла рассыпанного ожерелья». Особенность жанра и его жизненность.

Кобзари - создатели и исполнители дум. Особенности выразительного чтения народных дум.

Развитие связной речи. Систематизация знаний устного народного творчества.

Контроль учебных достижений. Вступление. Из песенных сокровищ (тестовые задания).

«Лишь бороться - значит жить». И. Франко. Рассказ о писателе. Особенности выразительного чтения художественно-публицистической прозы.

И. Франко «Захар Беркут». Историческая основа повести - героическая борьба народа Руси в XIII в. против татаро-монгольских захватчиков.

Основные персонажи произведения, их группировка. Захар Беркут мудрый вожак тухольской общины.

Максим и Мирослава - смелые, мужественные патриоты; красота их чувств. Тугар Волк. Осуждение предательства общине ради обогащения. Разоблачение жестокости, морального вырождения, духовной низости захватчиков (Бурунда).

Основная мысль повести И. Франко «Захар Беркут» - сила народа в единстве, сплоченности, преданности своей родине. Роль пейзажей в повести. Архаизмы и диалектизмы в произведении.

Рассказ о жизни и творчестве Т. Шевченко.

«Тополь» - одна из ранних баллад Т. Шевченко. Отражение глубоких переживаний девушки, разлученной с любимым. Народная символика и мифологические метаморфозы.

Т. Г. Шевченко. «Мне тринадцатый проходило». Мотив всепобеждающего жизнелюбия, доброты, любви. Изменение эмоционального состояния незащищенной детской души в большом и сложном мире.

Тарас Шевченко. «Завещание». Призыв к украинскому народу освободиться из оков имперской власти России. Вера в светлое будущее Украины.

Урок-беседа по внеклассному чтению. Шевченко-художник.

Подготовка и написание контрольного сочинения по творчеству И. Франко, т.Шевченко.

А. Чайковский «За сестрой» (сокращенно). Коротко о художнике. Воссоздание исторических событий. Напряженный динамичный сюжет героико-романтической повести.

Андрей Чайковский «За сестрой». Геройство и рыцарская отвага главного героя.

А. Чайковский «За сестрой». Благородство, ответственность, мужество, верность, жизнелюбие запорожских казаков. Использование фольклорных мотивов, средств (приема гиперболизации).

Адриан Кащенко. Рассказ о писателе. «Над кодакс ким порогом». Исторические события на Запорожской Сечи за кошевого атамана Ивана Сулимы.

Михаил Стельмах. Рассказ о писателе. «Март». Стремление человека-труженика отдать все свои силы труду на родной земле. Образное описания красоты весенней природы.

Михаил Стельмах. «Гуси-лебеди летят». Автобиографическая основа повести. Показ жизни и быта села. Опоэтизированный образ лебединой стаи.

Михаил Стельмах. «Гуси-лебеди летят». Сочетание в произведении фантастического и реального. Восприятие Мишуткой окружающего мира. Раннее проявление творческих задатков. Богатство и поэтичность языка повести.

Развитие связной речи. Сочинение-рассказ с элементами размышления по повести М. Стельмаха «Гуси-лебеди летят ...»

Григор Тютюнник. Биография.

Гр. Тютюнник «Климко». Содержание повести.

Содержание произведения. Идея самопожертвования. Морально-этические уроки доброты, чуткости, заботы о родных.

Художественные особенности повести «Климко» (речь персонажей, художественная деталь).

Развитие связной речи (устно). Образ Климка.

Контроль знаний (устный опрос). Творчество А.чайковского, М.Стельмаха, Гр. Тютюнника.

Олекса Стороженко «Сокровище». Краткие сведения о писателе, его юмористические произведения. Морально-этические проблемы рассказа. Юмористическое, обличительное изображение главного героя. Клад - обобщенный образ счастья. Поучительный характер рассказа.

Олекса Стороженко. Рассказ «Учи ленивого не молотом, а голодом». Поучительный содержание рассказа. Умение украинцев посмеяться над собственными недостатками, учиться на ошибках.

Богдан Лепкий. «Цвет счастья». Стремление каждого человека быть счастливым, истинные и фальшивые ценности на пути к счастью.

Б. Лепкий. «Мышка (Сказка для детей: для маленьких и больших)». Истинные и фальшивые ценности на пути к счастью. Трагическая и комичная ситуации, их роль в раскрытии главной мысли, морали.

Богдан Лепкий. «Видишь, брат мой ...» История написания произведения. Отображение святого чувства любви к родному краю, болезненные воспоминания и тоска по утраченной Родине. Мелодия Льва Лепкого к песне.

Лина Костенко. Коротко о писательнице. «Чайка на льдине». Развернутая притчева метафора о духовности человека, его неповторимую «крилатість».

Борис Харчук. «Планетник». Сказочное и реалистическое в повести-притче, время настоящее и прошедшее в произведении.

Борис Харчук «Планетник». Размышления о смысле человеческой жизни. Содержание (условной) части. Образ Планетника.

Борис Харчук. «Планетник». Добро и зло в повести, современном мире и в человеке.

Евгений Гуцало. «Семья дикой утки». Образы Тоси и Юрка. Человеческая доброта, жестокость, милосердие и настоящая забота о природе.

Евгений Гуцало. Коротко о писателе. «Семья дикой утки». Произведение о человеке и мире сквозь призму морально-этических проблем.

Любовь Пономаренко. «Гер побежденный». Сквозной гуманистический пафос новеллы. Художественные средства его воплощения (деталь, сочетание разных временных плоскостей).

Александр Довженко. Рассказ о писателе. «Воля к жизни». Правдивое изображение трагических событий Второй мировой войны.

Контроль учебных достижений (тестовые задания) Б.Лепкого «Цвет счастья», Е.гуцало «Семья дикой утки», л. костенко «Чайка на льдине», Л.Пономаренко «Гер побежденный»

В. Симоненко - «рыцарь на белом коне» в украинской литературе. «Лебеди материнства». Гражданские, патриотические мотивы, романтический пафос его лирики.

В. Симоненко. «Ты знаешь, что ты - человек?». Общечеловеческие ценности и идеи.

В. Симоненко. «Эй, новые Колумбы и Магелланы». Призыв поэта открывать «духовные острова» в интеллектуальном море своего народа.

В. Симоненко. Поэзия «Прохожий». Проблема индивидуальности и толпы.

Андрей Малышко - известный украинский поэт и его песни. Стихотворение «Приходят предки». Художественные средства донесения до читателя исторической памяти.

Андрей Малышко. «Песня о полотенце» - стихотворение-песня, ставшая народной.

Андрей Малышко. «Тропинка» («Почему, сказать, и сам не знаю...»), «Огонек». Патриотические чувства. Наивысшие духовные ценности. Лиризм стихотворений А. Малышко.

Анатолий Димаров. Рассказ о писателе. «Голубой ребенок» (сокращенно). Автобиографическая повесть (первая часть тетралогии «На коне и под конем»). Морально-этическая проблематика произведения.

Анатолий Димаров. Рассказ о писателе. «Голубой ребенок». Доброта и любовь, понимание, взаимоподдержка в украинской семье. Отношения в школьной семье.

Анатолий Димаров. Рассказ о писателе. «Голубой ребенок». Внутреннее достоинство и уважение к людям - черты характера юного героя, стимулы его поведения.

А. Димаров. «Голубой ребенок». Развитие связной речи. Пересказ интересных отрывков произведения.

Контроль учебных достижений (письменная работа). Творчество В. Симоненко, А. Малышко, А.димарова.

В. Голобородько. Самобытная фигура поэта в украинской литературе. Стихотворение «Наш язык». Роль родного языка в жизни и судьбе каждого человека.

В. Голобородько. Стихотворение «Мы идем». Сквозной патриотизм, глубокая философия мысли.

В. Голобородько. «С детства: Дождь» («Я вплетен ...»). Оригинальность, простота выражения глубоких чувств, важных мыслей.

В. Голобородько. Поэма «Аист» (фрагмент). Фольклорная основа произведения, фольклорные аспекты.

Леонид Киселев. Судьба молодого поэта. Гуманистический пафос стихотворений. «Стать бы хоть на менты ...», «Земля такая горячая».

Леонид Киселев. Патриотический мотив стихотворения «Домой». Общечеловеческое и национальное значение образа украинской Мадонны («Екатерина»).

Контроль знаний (устный опрос). Творчество В.Голобородька, Л.Кисельова.

Итоговый урок. Повторение изученного за год.