Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 68

 

Тема. В. Голобородько. «С детства: Дождь» («Я вплетен ...»). Оригинальность, простота выражения глубоких чувств, важных мыслей.

Цель. Учить учащихся понимать образное содержание поэзии В. Голобородько, ее своеобразие; развивать навыки чтения, детское воображение свободных стихов, их анализа; воспитывать оптимистическое, жизнеутверждающее мировоззрение, эстетический вкус.

Оборудование: аудиозапись дождя, сборники А. Малышко и В. Голобородько, плакат (сказочный описание дождя).

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит аудиозапись дождя.

II. Мотивация учебной деятельности.

Зачитывание стихотворения о дожде В. Голобородько «С детства: Заговоры дождика», А. Малышка «Дождь».

Дождь

Дождик, дождик голубой,

Колосков не человека-обивай

Сливами-переливами,

Облаками огневими,

Птицами-зарницами -

В небе молниями!

Ты спадай на грань,

Я тебе такое скажу:

Более реки и леса

Облака-удары понеси,

Обильными капельками

Над полями овсяными,

Ведром, ведром, это брицею

Над нашей пшеницей,

Лейся тихо в дали

На гречки и ячменя,

На гречки и ячменя, - Будет весело мне!

 

С детства: Заговоры дождика

Дождика, дождика,

я тебе удилище бамбуковое подарю,

чтобы ты ловил рыбу, а чешую разбросал по огороде,

я тебе вишен нарву полную миску,

чтобы ты ел, а косточками стучал в окно,

я тебе зубки витешу на новые грабли,

чтобы ты ходил расчесывать волосы в траве, -

только не иди по той тропе, где я иду -

папе есть в поле несу.

Дождь ... Капля за каплей исчезает в глазурованных озерцах луж. По-разному воспринимает его человек. Как серебряные нити влаги, как радость и печаль, как ощущение обновления или безнадежности.

- А как воспринимаете дождь вы, что чувствуете?

- Какое впечатление возникло у вас под влиянием прослушанного? (Устное рисование дождя).

- Понравились вам только что прочитанные стихи? Чем они отличаются? Охарактеризуйте формы написания. Что их объединяет?

- Почему В. Голобородько назвал свое произведение «Из детства: Заговоры дождика».

Действительно, только в детстве все переполнено светом, радостью, даже озорными возгласами. Мимоходом брошенное кем-то слово, хорошо или глумливе, случайная ласка или совсем маленькая обида, различное полевое квіття, первый несмелый снежок или дождик голубой. Все имеет способность оживать. Возможно, в летах детства закодировано что-то необходимое для души, что потом на протяжении всей жизни сказывается на «взрослых» поступках. Какое это счастье уметь заказывать дождик, много пообещав ему, или предупреждать, чтобы лился тихо, а не «сливами-переливами», не бросал молнии. Видимо, взрослый человек не будет настолько счастливой, наблюдая, как падает дождик ...

Будьте жизнерадостными, наблюдательными, фантазируйте, мечтайте вместе с автором.

III. Изучение нового материала.

1. Выразительное чтение учителем поэзии.

2. Повторное чтение (молча) стихотворения учащимся.

3. Наблюдения над текстом и художественными средствами.

- Поэзия «С детства: дождь («Я вплетен весь до нитки») датирована 1963 годом, то есть написана 18-летним автором. Однако он уже настоящий мастер слова, который имеет свой особый стиль письма.

Первая строфа - широкая картина дождя.

Какими художественными средствами и приемами пользуется автор, чтобы создать такую удивительную картину? (Первые две строфы образуют развернутую метафору. Ее можно объяснить так: облако заплетает окружающее пространство волосами дождя. Интересное развертывания образа: одно звено сочетается с другим и образует цепь. Этот прием свойственен украинским сказкам, однако в народных текстах цепью разворачивается не образ, а действие ...)

Составление «цепи» - обширной картины дождя (в тетрадях).

Метафорический цепь

Я вплетен весь до нитки

вплетена дорога

вплетена хата моя

вплетены прямоугольники деревьев

вплетена река

вплетенные стадо коров небо

вплетено и плетет

(В середине метафоры содержатся выписаны мікрометафори)

Прием повторения слов или предложений. Его используют сказочники. Повторы: «вплетен», «зеленые волосы дождя»

Запись образных слов (в тетради).

- «дом, как птица».

- Какое слово «недосказанное» в строке «Вплетена моя хата, что на горб, как птица»? (Уселась, огнездилась).

- «небольшая река, как лента»

- «прямоугольники деревьев»

- Почему автор употребляет слово «прямоугольники», рисуя образ деревьев? (Отвесный дождь, видимо, делает силуэты деревьев прямоугольными).

- необычный эпитет: «в зеленые волосы дождя»

- Почему волосы дождя «зеленый»? (Наверное, лето изобилует зеленью)

- постоянный эпитет: «небольшая река»

- необычный эпитет: «коров рудобоких»

Вторая строфа - напоминает загадку. (Построена на недомовленні, образ развивается по методу дедукции - от обобщения к конкретике).

«Дорисуйте» картинку:

- Кто напасется -

- кто набегается -

- кто нахитається -

- кто насидиться на холме -

- кто положено -

- кто придет домой -

Сравнения: «в избу, которая наполнена теплом, как гнездо».

- О какие чувства лирического героя можно говорить, читая эту строку? (Любовь к родителям, дому, краю).

Образ дома. Он очерчивается в начале стиха и выразительна в конце. Родительская хата похожа на птицу, которая сидит на гнезде. А птица на гнезде - символ семейного уюта, благосостояния, любви.

Дополнительное задание. В В. Голобородько дом - птица, дом - гнездо. Напишите, что нас греет в родном доме.

Например:

Воспоминания детства

Ощущение, что ты завитой в кокон

Защищенность, уют

Любовь семьи

Ты чувствуешь, что не одинок

Ты будто маленький

IV. Закрепление изученного.

Творческая работа «Рисунок - метафора».

Учитель зачитывает описание сказочный, ученики, слушая его, комментируют и пытаются продолжить метафорическое описание.

Дождь идет! Идет дождь. Собственными длинными мокрыми ногами. Идет неторопливо, оставляя за собой мокрые следы и влажный озоновый дух, холодный, пронзительный, головокружительный. Никак нельзя было разглядеть его лицо, мокрые потеки постоянно смывают его черты. Дождь имеет длинные, неестественно ровные ноги без ступней, потому что они первыми выливаются.

От взмахов его рукавов под спину заползают дрожь, а дождь нарастает над тобой. Ты чувствуешь себя муравьем. Дождь идет и что-то бормочет себе под нос, иногда достаточно спокойно, даже мечтательно, иногда недовольно ...

- Дети, загляните в мысли дождя, нарисуйте их словесно, продолжив сказочный описание. Соедините с образом произведений, которые прозвучали на уроке.

V. Итог урока.

Светлый, доброжелательный, радостный настрой стихов возвращает нас в детство. Чтобы еще раз насладиться его мгновениями. Умение передать прекрасное читателю - вот тайна художественного таланта В. Голобородько. Вы сами на сегодняшнем уроке испытывали радость от удачно подобранного образа, интересного предложения. Дверь в поэтический мир открывает вам Василий Голобородько. Читайте ... Творите!

Домашнее задание.

Принести материал и иллюстрации о аистах и записать и усовершенствовать продолжение метафорического описания.