УРОК 28
Тема. Михаил Стельмах. «Гуси-лебеди летят». Сочетание в произведении фантастического и реального. Восприятие Мишуткой окружающего мира. Раннее проявление творческих задатков. Богатство и поэтичность языка повести.
Цель. Учить учащихся самостоятельно характеризовать образ главного героя произведения, давать собственную оценку персонажам, определять роль художественных средств; развивать творческие задатки учащихся; воспитывать любовь к родному слову.
Оборудование: учебник.
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
II. Проработки нового материала.
1. Устная характеристика образа Миши по представленному плану (связный рассказ учащихся).
Ориентировочный план
1. Миша - главный герой повести.
2. Любовь парня к природе и прекрасному.
3. Тяга к знаниям.
4. Черты характера Миши:
а) трудолюбие;
б) сообразительность и наблюдательность;
в) любознательность;
г) доброта и милосердие;
ґ) талантливость.
5. Влияние родных на формирование личности героя.
6. Отношение к Мишу авторское и мое.
2. Устный отзыв на ответ товарища.
3. Обработка художественных средств произведения.
- Продолжите письменно поданные предложения.
В художественных средств эпического произведения принадлежат:
- Языковые художественные средства употребляются для того, чтобы ...
- В повести «Гуси-лебеди летят» автор использует такие художественные средства:
Работа над языком повести. Язык повести «Гуси-лебеди летят» очень лирическая, поэтическая, образная, народная. Писатель мастерски описывает картины природы. В них автор часто использует олицетворения.
- Найдите его тексте, запишите («Месяц кивнет головой», «солнце улыбнется и на лучах спустит ... ключи», ключи солнце «носит на шее или ув'язує на руке», «утка соглашается».)
Образности придают речи и щедрые сравнения и метафоры.
(Старые глаза, словно серо-блакитнаві, побризкані росой безсмертники; покатилась моя тропинка, словно клубочек; мячом вылетаешь на снег; первый ледок запах бархатцами; отзываются разбужены колокола на колокольне; весело поблескивает струг.)
В произведении много пословиц и поговорок, метких народных выражений, фразеологизмов.
- Найдите и выпишите их. (Лебеди принесли на крыльях весну и жизнь. Ох, спасите мою душу. На тихие воды, на ясные зори. Давно плачет подпруга с медной пряжкой. Тщетно-пусто досталось мне. Словно кум королю. Вытаскивать на свет Божий. С луны свалился. Махнуть, где перец растет. Перелогом лежала одна душа. Когда неспокойная совесть, то ничем ее не обманешь.)
Михаил Стельмах - непревзойденный мастер художественной детали при изображении портрета.
- Найдите и зачитайте меткие художественные детали в описаниях деда Демьяна:
(Глаза у деда, «языков серо-блакитнаві, побризкані росой безсмертники. Он очень красиво смеется, хватаясь руками за плетень, ворота, рожок дома или дерева, а когда нет какой-то подпорки, тогда ей становится его присохлий живот»);
женщины с Херсонщины («Женщина ... потрескавшимися пальцами поправляет платок, а в ее черных глазах закипают темные слезы»;
учительницы («... улыбнулась Настя Васильевна, и улыбнулись ее продолговатые ямки на щеках»; «Смех у нее приятный, мягкий и вверх поднимает тебя»);
Марьяны («... и на пороге, словно весняночка, стала розрум'янена и сияющая Марьяна»),
Михаил Стельмах использует в произведении слова с суффиксами ласковости, здрібнілості, чтобы подчеркнуть ими исконную опоетизовану любовь человека к труду, к природе и ее красоте, к ближним. (Ледок, гуси-лебедята, санки, самая маковка, ночовочки, узелки, тихо, легкий туман, картузик, ручата, зернышки, точь-в-точь, как мама, вздохнула, распашонка, дитятко.)
Юмор все время перемежается с лирикой - таким предстает жизнь в мировосприятии мальчика.
(«И что это за мода пошла: не успеешь босиком выскочить из дома, как сразу ругают, а то и избивают тебя и называют махометом, вариводою, лоботрясом».)
Коллективная беседа за прочитанными отрывками из повести «Щедрый вечер»
- Почему произведение называется «Щедрый вечер»?
- Что нового вы узнали из этой повести о Михайлика?
- Как мальчик послышался на первых в своей жизни жатве?
- Какие чувства охватывают малого жнеца?
- Определите главные черты характера Мишу.
- Какие проблемы поднимает автор в повести «Щедрый вечер»?
- Чему учит нас это произведение?
III. Итог урока.
1. Дискуссия на тему: «Почему Миша так важно было ходить в школу?» Чувствуете ли вы такую насущную потребность?
2. «Мини-проект». Для обобщения темы предлагаем ученикам подготовить обложку к повести «Гуси-лебеди летят» или рекламный плакат.
IV. Домашнее задание.
Подготовьтесь к письменной работе.