Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 28

 

Тема. Михаил Стельмах. «Гуси-лебеди летят». Сочетание в произведении фантастического и реального. Восприятие Мишуткой окружающего мира. Раннее проявление творческих задатков. Богатство и поэтичность языка повести.

Цель. Учить учащихся самостоятельно характеризовать образ главного героя произведения, давать собственную оценку персонажам, определять роль художественных средств; развивать творческие задатки учащихся; воспитывать любовь к родному слову.

Оборудование: учебник.

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока.

II. Проработки нового материала.

1. Устная характеристика образа Миши по представленному плану (связный рассказ учащихся).

Ориентировочный план

1. Миша - главный герой повести.

2. Любовь парня к природе и прекрасному.

3. Тяга к знаниям.

4. Черты характера Миши:

а) трудолюбие;

б) сообразительность и наблюдательность;

в) любознательность;

г) доброта и милосердие;

ґ) талантливость.

5. Влияние родных на формирование личности героя.

6. Отношение к Мишу авторское и мое.

2. Устный отзыв на ответ товарища.

3. Обработка художественных средств произведения.

- Продолжите письменно поданные предложения.

В художественных средств эпического произведения принадлежат:

- Языковые художественные средства употребляются для того, чтобы ...

- В повести «Гуси-лебеди летят» автор использует такие художественные средства:

Работа над языком повести. Язык повести «Гуси-лебеди летят» очень лирическая, поэтическая, образная, народная. Писатель мастерски описывает картины природы. В них автор часто использует олицетворения.

- Найдите его тексте, запишите («Месяц кивнет головой», «солнце улыбнется и на лучах спустит ... ключи», ключи солнце «носит на шее или ув'язує на руке», «утка соглашается».)

Образности придают речи и щедрые сравнения и метафоры.

(Старые глаза, словно серо-блакитнаві, побризкані росой безсмертники; покатилась моя тропинка, словно клубочек; мячом вылетаешь на снег; первый ледок запах бархатцами; отзываются разбужены колокола на колокольне; весело поблескивает струг.)

В произведении много пословиц и поговорок, метких народных выражений, фразеологизмов.

- Найдите и выпишите их. (Лебеди принесли на крыльях весну и жизнь. Ох, спасите мою душу. На тихие воды, на ясные зори. Давно плачет подпруга с медной пряжкой. Тщетно-пусто досталось мне. Словно кум королю. Вытаскивать на свет Божий. С луны свалился. Махнуть, где перец растет. Перелогом лежала одна душа. Когда неспокойная совесть, то ничем ее не обманешь.)

Михаил Стельмах - непревзойденный мастер художественной детали при изображении портрета.

- Найдите и зачитайте меткие художественные детали в описаниях деда Демьяна:

(Глаза у деда, «языков серо-блакитнаві, побризкані росой безсмертники. Он очень красиво смеется, хватаясь руками за плетень, ворота, рожок дома или дерева, а когда нет какой-то подпорки, тогда ей становится его присохлий живот»);

женщины с Херсонщины («Женщина ... потрескавшимися пальцами поправляет платок, а в ее черных глазах закипают темные слезы»;

учительницы («... улыбнулась Настя Васильевна, и улыбнулись ее продолговатые ямки на щеках»; «Смех у нее приятный, мягкий и вверх поднимает тебя»);

Марьяны («... и на пороге, словно весняночка, стала розрум'янена и сияющая Марьяна»),

Михаил Стельмах использует в произведении слова с суффиксами ласковости, здрібнілості, чтобы подчеркнуть ими исконную опоетизовану любовь человека к труду, к природе и ее красоте, к ближним. (Ледок, гуси-лебедята, санки, самая маковка, ночовочки, узелки, тихо, легкий туман, картузик, ручата, зернышки, точь-в-точь, как мама, вздохнула, распашонка, дитятко.)

Юмор все время перемежается с лирикой - таким предстает жизнь в мировосприятии мальчика.

(«И что это за мода пошла: не успеешь босиком выскочить из дома, как сразу ругают, а то и избивают тебя и называют махометом, вариводою, лоботрясом».)

Коллективная беседа за прочитанными отрывками из повести «Щедрый вечер»

- Почему произведение называется «Щедрый вечер»?

- Что нового вы узнали из этой повести о Михайлика?

- Как мальчик послышался на первых в своей жизни жатве?

- Какие чувства охватывают малого жнеца?

- Определите главные черты характера Мишу.

- Какие проблемы поднимает автор в повести «Щедрый вечер»?

- Чему учит нас это произведение?

III. Итог урока.

1. Дискуссия на тему: «Почему Миша так важно было ходить в школу?» Чувствуете ли вы такую насущную потребность?

2. «Мини-проект». Для обобщения темы предлагаем ученикам подготовить обложку к повести «Гуси-лебеди летят» или рекламный плакат.

IV. Домашнее задание.

Подготовьтесь к письменной работе.