Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 24

 

Тема. А. Чайковский «За сестрой». Благородство, ответственность, мужество, верность, жизнелюбие запорожских казаков. Использование фольклорных мотивов, средств (приема гиперболизации).

Цель. Учить характеризовать образы казаков-запорожцев, выяснить фольклорные мотивы, средства, показать сложные межнациональные конфликты в историческом прошлом с позиций гуманизма; воспитывать благородство, ответственность, чувство гордости за героическое прошлое украинского народа.

Оборудование: таблица, иллюстрации эпизодов из жизни казаков, слова О. Нахлик на ватмане.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания. Учащиеся дают краткую характеристику представителей вражеского лагеря потурнаків.

Например:

а) Карий - зловещая фигура, убийца, жестокий грабитель, безбожник, потурнак, художник придумывать муки, харцыз. У него светились глаза, как у оборотня». Пин убивал и продавал людей. Женщины детей им пугали.

Харцыз - разбойник, грабитель. Потурнак - потурчений.

б) потурнак Ибрагим. Збусурманився, «сам черт», «злющий такой на нашего брата, как собака, хуже татарина».

Учитель или подготовленный ученик, заключает: «Враги жестокие, кровожадные, корыстные. Казак убивает врага только вооруженного и во время битвы, а татарин как не убьет, то берет человека в плен, чтобы превратить в своего раба или продать в рабство. Однако Чайковский не проповедует в своей повести ненависти к врагу ради ненависти. Не имели бы чего враждовать казаки с татарами, когда бы те не нападали на Украину, не обижали и не порабощали ее народ. Желание жить с татарами в согласии передают противоречивые размышления Павле: «Чего они нас задевают, мучают? Разве же мы им мешаем?» Писатель старался быть объективным, показывал конфликты в прошлом с позиций гуманизма».

II. Мотивізація учебной деятельности.

«Привлекательная цель». Предлагаю вам на этом уроке стать учеными-исследователями. Предметом нашего исследования станут образы казаков из произведения «За сестрой». А также попробуем подискутировать.

III. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

IV. Работа над новым материалом (характеристика образов казаков).

1. Мини-исследования в группах. Каждая группа получает задание исследовать образы казаков-запорожцев и сделать на доске записи (в таблице).

2. Аргументация собственных суждений о поступках персонажей.

- Какими людьми возникают в вашем воображении запорожцы, которые встретились на Свиридовой могиле? Чем привлекают?

- Чем поразила вас картина гибели казацкого вожака Остапа Трески в бою с ордынцами?

- Кто из запорожцев вызывает к себе особую симпатию и почему?

3. Слово-итог учителя. Свободолюбие, життєрадність, рыцарская честь, священное чувство долга перед своим народом - основные черты характера запорожских казаков - верных защитников нашей земли от татарских набегов. В сердцах героев пульсирует чувство сыновней любви к Родине. Казаки в повести - защитники мирного населения, а не мстительные людишки. «Они высоко несут рыцарскую честь - не затрагивают дипломатических гонцы татар, а татар-воинов уничтожают только в битвах. Уничтожают потому, что грабительская политика незваных гостей заставляет запорожцев защищать своих земляков от разбоя и рабства. Казаки гуманно относятся к татарам-пленников (Мустафы-аги, Гусейна), однако не радуют потурнаків-украинцев, которые предали родину и перешли на службу к захватчикам (эпизод расправы над Карим)» - Оксана Нахлик.

 

 

 

Герой

Черты характера

Андрей Судак (дедушка, семидесятилетний пасечник)

приучал внука к рыцарскому ремеслу, повествовал о Запорожье.

Степан Судак (отец)

помог освободиться казакам, «так должно быть, когда не могу иначе».

Петр Судак (брат)

«был отважный казак и не жалел себя», «его язык не любил дармувати».

дед Панас (сечевой бандурист)

«он не давался старости и волочился с казаками, играя на бандуре и розвеселяючи их игрой и пением, в грозный час помогая умными советами и умелым лечением».

Семен Беспомощный (художник орудовать арканом)

«сгибал железные штабы, а коня поднимал впереди себя, как барана».

Недоля (человечный сотник)

«делал справедливый суд над безбожниками», умелый руководитель казаков, освободитель пленников.

Остап Щепа (храбрый предводитель)

как лев борется с ордынцами.

Остап Быстрый (невольник-украинец, татарский пленник)

«стоял в группе и вытирал слезы».

 

 

4. Обработка пейзажа в произведении.

- Есть ли в произведении пейзажные картины? Какова их роль?

(Ученикам предлагается прочитать начало второго раздела, который начинается описанием украинской степи, среди безграничных просторов которого виднеются высокие казацкие могилы.

Справка (для учителя). Яркий пейзаж украинской степи усиливает идею патриотизма. Завораживает читателя неповторимой красотой, смущает душу, наполняя ее сыновней любовью к родной земле.)

5. Выяснения фольклорных мотивов, средств.

а) В фольклорном ключе подает автор образы запорожцев, они похожи на фольклорных героев-богатырей. Например, Семен Беспомощный «сгибает железные штабы, а лошадь поднимает впереди себя словно барана». Ученики приводят свои примеры.

б) Язык произведения глубоко народная пословица («Молчи язычке - ешь кашку», «Не прыгай в воду, как не знаешь брода», «Не спрашивай, а на ус мотай»), эпизоды взяты из различных фольклорных источников (выполнения дедом Панасом на бандуре старой казацкой думы), сцены, полные народного юмора:

- Ну-ка, Петр, скажи что-нибудь. Твой язык не любит дармувати.

- Не могу, братчики.

- А почему?

- Кашу ем.

- Разве можно есть и говорить?

- Можно, и не при каши. Лошадей жалко.

- А разве же оно как?

- Вот неумелый! Сказано: молчи, язычке, - будешь есть кашку. Болтать будешь - кашу отберут.

V. Итог урока.

1. Обобщенные выводы учащихся.

- Каким представляется вам будущее казака Павлуши?

- Сохранилась ли сейчас традиция побратимства между казаками?

- В каких произведениях, уже известных вам, речь идет о татар, казаков?

- Какие уроки дала вам повесть «За сестрой»?

2. Оценивание работы учащихся на уроке.

VI. Домашнее задание.

Высокий и достаточный уровень: написать сочинение в рабочих тетрадях «А мы славу козацькую век не забудем». Средний уровень: рассказывать интересные эпизоды из жизни казаков.