УРОКИ 29-30
Контроль учебных достижений
Тема. Развитие связной речи. Сочинение-рассказ с элементами размышления по повести М. Стельмаха «Гуси-лебеди летят ...»
Цель. Учить учащихся отбирать материал для раскрытия темы произведения, самостоятельно составлять план; развивать устная и письменная речь семиклассников, творческое мышление; воспитывать любовь к родному слову, книги.
Оборудование: памятка «Основные требования к ученическому сочинению».
Ход урока
И. Подготовка к написанию произведения.
На доске перед работой над произведением вывешиваем таблицу-памятку «Основные требования к ученическому сочинению».
Основные требования к написанию ученического произведения:
1) Выбирайте тему не самую легкую, а такую, которая вас интересует и волнует, определите объем материала, который она охватывает.
2) Продумайте главную мысль вашего произведения и старайтесь все подчинить ее раскрытию, по возможности подберите подходящий эпиграф.
3) Составьте план и придерживайтесь его, сочиняя произведение.
4) Старайтесь оригинально начать работу, чтобы сразу заинтересовать ею читателя.
5) Следите за логической последовательностью в изложении материала.
6) Правильно цитируйте, но не перегружайте работу большими цитатами.
7) Старайтесь писать своими словами, не забывайте про абзацы.
8) Помните, что читатель должен чувствовать ваше отношение к тому, о чем вы пишете.
9) В заключении постарайтесь сделать самостоятельные обобщения, связанные с современностью.
1. Систематизация материала к сочинению.
Выписывание цитат.
- «А в это время надо мной творится чудо: кто-то невидимым смычком провел по синем поднебесье, по белым облакам, и они зазвенели, как скрипка».
- «Как-то я быстро, самостоятельно, научился читать и уже, на свои девять лет, немало проглотил добра и хлама ...»
- «Учился я хорошо, учился бы, наверное, еще лучше, чтобы имел во что обуться».
- «И хорошее, и странно, и радостно мне3 малом, в этом мире ...»
- «А лебеди летят, летят ... над моим детством ... над моей жизнью!..»
Отбор лексического материала
«Слово-предложение-вопрос-ответ».
Учитель указывает на ученика и говорит: «Слово», далее указывает на следующего ученика: «Предложение», потом - «Вопрос» и, наконец, - «Ответ».
Например:
а) «Миша» - «Миша любит звезды в высоком небе, запах ржи в поле». - «Как видит мир Миша?» - «Сквозь призму сказок и рассказов».
б) «Лебеди» - «Лебеди - прекрасные птицы, которые несут нам радость, весну, жизнь, счастье». - «Почему автор опоетизовує образ лебедей?» - «Хочет, возможно, сделать читателей добрее, лучше».
в) «Книга» - «Миша быстро самостоятельно постиг грамоту и
прочитал много разных книг» - «Почему мать отгоняла сына от книг?» - Боялась, чтобы у него не помутился рассудок от чрезмерного чтения».
Самостоятельное составление учащимися плана к сочинению.
Подготовка устного произведения.
Редактирование устного произведения.
Написание сочинения на черновиках.
Образец ученического произведения:
Какие мысли и чувства вызвала у меня повесть
М. Стельмаха «Гуси-лебеди летят...»
Душа летит в детство,
Как в теплые края,
Потому что ей на свете тепло
Только там ...
JI. Костенко
Сколько писателей пытались воссоздать эту неповторимую минуту своей жизни! Достичь вершин совершенства удалось немногим. К ним принадлежит и выдающийся художник слова Михаил Стельмах.
Автобиографическая повесть «Гуси-лебеди летят ...» окутана чарами детской романтики и нежной песней барвенково мира подольской природы. Это произведение произвело на меня неизгладимое впечатление. Уже от самого названия веет давней сказке про Ивасика-Телесика, который обращается к гусей-лебедей, чтобы они взяли его на свои крылышки и отнесли к родным матушки и батенька.
Передо мной постепенно раскрывается мир сказки и красоты ... Хочется, как и Мише, стать чародеем, полететь вместе с лебедями «на тихие воды, на ясные зори». И смогу ли я так трепетно любить мир, прислушиваться к небу и к земле, слышать неуловимый звон лебединых крыльев? Не знаю ... Как жаль, что в волшебную сказку мечтаний мальчика врывается суровая действительность: он не имеет даже сапог, чтобы посещать школу. Отцу приходится носить сына, завернутого в кирею, на руках.
Парень стремится к науке, книге, читает все, что может найти: «Кобзаря» и «Ниву», сказки и «какие-то без конца и начала романы». Его впечатлительная душа тянется к песне и музыке. С природой сроднила парня мать, которая была словно «казначеем всей земли». Миша благодарен мамочке за то, что научила любить росы, легкий утренний туман, пьянящий любисток.
У парня - добрая душа, поэтому он имеет много друзей: это и кривая утка, и пес Рябко, и старая лошадка Обменная, а особенно подружка Люба. С ними он делится своими радостями и волнениями. А как Миша любит работать! Святым делом была для него весенняя вспашка, большой радостью - кусочек черствого хлеба от зайца. Он умеет за плугом ходить, бороновать, тереть и окучивать на огороде, дрова рубить...
Много моих ровесников могут похвастаться такими или, возможно, другими умениями. Это, наверное, риторический вопрос.
В повести так много добра и красоты, что читается она на одном дыхании. А еще завораживает красочная речь. Я никогда не забуду афоризма из произведения, который характеризует сложность жизни: «Сто друзей - это мало, а один враг - это много».
Повесть «Гуси-лебеди летят ...» научила меня видеть красоту окружающего мира, чувствовать себя счастливым.