Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОКИ 29-30

Контроль учебных достижений

 

Тема. Развитие связной речи. Сочинение-рассказ с элементами размышления по повести М. Стельмаха «Гуси-лебеди летят ...»

Цель. Учить учащихся отбирать материал для раскрытия темы произведения, самостоятельно составлять план; развивать устная и письменная речь семиклассников, творческое мышление; воспитывать любовь к родному слову, книги.

Оборудование: памятка «Основные требования к ученическому сочинению».

Ход урока

И. Подготовка к написанию произведения.

На доске перед работой над произведением вывешиваем таблицу-памятку «Основные требования к ученическому сочинению».

Основные требования к написанию ученического произведения:

1) Выбирайте тему не самую легкую, а такую, которая вас интересует и волнует, определите объем материала, который она охватывает.

2) Продумайте главную мысль вашего произведения и старайтесь все подчинить ее раскрытию, по возможности подберите подходящий эпиграф.

3) Составьте план и придерживайтесь его, сочиняя произведение.

4) Старайтесь оригинально начать работу, чтобы сразу заинтересовать ею читателя.

5) Следите за логической последовательностью в изложении материала.

6) Правильно цитируйте, но не перегружайте работу большими цитатами.

7) Старайтесь писать своими словами, не забывайте про абзацы.

8) Помните, что читатель должен чувствовать ваше отношение к тому, о чем вы пишете.

9) В заключении постарайтесь сделать самостоятельные обобщения, связанные с современностью.

1. Систематизация материала к сочинению.

Выписывание цитат.

- «А в это время надо мной творится чудо: кто-то невидимым смычком провел по синем поднебесье, по белым облакам, и они зазвенели, как скрипка».

- «Как-то я быстро, самостоятельно, научился читать и уже, на свои девять лет, немало проглотил добра и хлама ...»

- «Учился я хорошо, учился бы, наверное, еще лучше, чтобы имел во что обуться».

- «И хорошее, и странно, и радостно мне3 малом, в этом мире ...»

- «А лебеди летят, летят ... над моим детством ... над моей жизнью!..»

Отбор лексического материала

«Слово-предложение-вопрос-ответ».

Учитель указывает на ученика и говорит: «Слово», далее указывает на следующего ученика: «Предложение», потом - «Вопрос» и, наконец, - «Ответ».

Например:

а) «Миша» - «Миша любит звезды в высоком небе, запах ржи в поле». - «Как видит мир Миша?» - «Сквозь призму сказок и рассказов».

б) «Лебеди» - «Лебеди - прекрасные птицы, которые несут нам радость, весну, жизнь, счастье». - «Почему автор опоетизовує образ лебедей?» - «Хочет, возможно, сделать читателей добрее, лучше».

в) «Книга» - «Миша быстро самостоятельно постиг грамоту и

 

прочитал много разных книг» - «Почему мать отгоняла сына от книг?» - Боялась, чтобы у него не помутился рассудок от чрезмерного чтения».

Самостоятельное составление учащимися плана к сочинению.

Подготовка устного произведения.

Редактирование устного произведения.

Написание сочинения на черновиках.

 

Образец ученического произведения:

Какие мысли и чувства вызвала у меня повесть

М. Стельмаха «Гуси-лебеди летят...»

Душа летит в детство,

Как в теплые края,

Потому что ей на свете тепло

Только там ...

JI. Костенко

Сколько писателей пытались воссоздать эту неповторимую минуту своей жизни! Достичь вершин совершенства удалось немногим. К ним принадлежит и выдающийся художник слова Михаил Стельмах.

Автобиографическая повесть «Гуси-лебеди летят ...» окутана чарами детской романтики и нежной песней барвенково мира подольской природы. Это произведение произвело на меня неизгладимое впечатление. Уже от самого названия веет давней сказке про Ивасика-Телесика, который обращается к гусей-лебедей, чтобы они взяли его на свои крылышки и отнесли к родным матушки и батенька.

Передо мной постепенно раскрывается мир сказки и красоты ... Хочется, как и Мише, стать чародеем, полететь вместе с лебедями «на тихие воды, на ясные зори». И смогу ли я так трепетно любить мир, прислушиваться к небу и к земле, слышать неуловимый звон лебединых крыльев? Не знаю ... Как жаль, что в волшебную сказку мечтаний мальчика врывается суровая действительность: он не имеет даже сапог, чтобы посещать школу. Отцу приходится носить сына, завернутого в кирею, на руках.

Парень стремится к науке, книге, читает все, что может найти: «Кобзаря» и «Ниву», сказки и «какие-то без конца и начала романы». Его впечатлительная душа тянется к песне и музыке. С природой сроднила парня мать, которая была словно «казначеем всей земли». Миша благодарен мамочке за то, что научила любить росы, легкий утренний туман, пьянящий любисток.

У парня - добрая душа, поэтому он имеет много друзей: это и кривая утка, и пес Рябко, и старая лошадка Обменная, а особенно подружка Люба. С ними он делится своими радостями и волнениями. А как Миша любит работать! Святым делом была для него весенняя вспашка, большой радостью - кусочек черствого хлеба от зайца. Он умеет за плугом ходить, бороновать, тереть и окучивать на огороде, дрова рубить...

Много моих ровесников могут похвастаться такими или, возможно, другими умениями. Это, наверное, риторический вопрос.

В повести так много добра и красоты, что читается она на одном дыхании. А еще завораживает красочная речь. Я никогда не забуду афоризма из произведения, который характеризует сложность жизни: «Сто друзей - это мало, а один враг - это много».

Повесть «Гуси-лебеди летят ...» научила меня видеть красоту окружающего мира, чувствовать себя счастливым.