Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 63

Тема. Внутреннее достоинство и уважение к людям - черты характера юного героя, стимулы его поведения.

Цель. Охарактеризовать образ главного героя, уметь выделять главное; развивать умение обобщать, проводить параллели; воспитывать чувство юмора.

Оборудование: мини-выставка произведений: «Тореадоры из Васюковки». Нестайко, «Митькозавр из Юрковки» Я. Стельмаха, «Звук паутинки». Близнеца.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

1. Выступления учащихся с юмористическими рассказами.

2. Представление иллюстраций к произведению с комментарием.

II. Мотивация и актуализация учебной деятельности.

Согласитесь, что наша жизнь без романтических приключений было бы неинтересным, обыденным. Оно напоминало бы топтание на месте. Это то же самое, что не иметь праздничных дней. Поэтому каждый человек время от времени стремится вырваться за пределы привычного и повседневного.

Украинская литература богата на произведения, в которых описаны различные невероятные приключения. Герои этих произведений попадают в интересные ситуации, перед ними возникают препятствия, которые они пытаются преодолеть благодаря смелости; выдержки, богатом воображении, настойчивости.

- Обратите внимание на выставку книг. Что их объединяет?

- Почему эти произведения относятся к приключенческих?

- Вспомните имена главных героев этих произведений?

- Кто из героев самый смелый и настойчивее в достижении своей цели?

- Назовите общие черты характера героев. А что есть отличное?

- Прослушайте отрывок. Скажите, из какого он произведения, о ком идет речь?

1. «Он начал бежать, по-моему, еще в небе. Потому что когда ноги его коснулись земли, он уже вовсю мчался к пруду. Я рванул за ним. То было наше единственное спасение. Мы с разгона влетели в пруд, поднимая целые гейзеры воды и грязи» (Ява и Павлуша, «Тореадоры из Васюковки»).

Внутреннее достоинство и уважение к людям - черты характера юного героя, стимулы его поведения

2. «Курица, которую мы наделили доверием выступить в роли козы, понимала, что вопрос о его жизни или смерти стало ребром, и оказывала яростное сопротивление. Она бегала со страшной скоростью по дворищу, неистово кричала и била крыльями» (Сергей и Митько, «Митькозавр из Юрковки, или Химера лесного озера»).

3. «Это была диковинка, я бегал по дому и заглядывал в лунки, над которыми тріскались пузыри, а мать сказала: «Ой горенько! Потоп!.. Что же оно будет!» - и притащила корыто, и подставила тазик.

Напрасно мать испугалась, ничего страшного не произошло. Наоборот, в нашем доме зазвучала музыка; старые деревянные корыта играли по-своему, и цинковый тазик, купленный в сельмаге, играл по-своему». (Ленька, «Звук паутинки»).

- Какой персонаж вам нравится больше всего и почему?

- Представляете ли вы себя героями этих книг?

- Возможно, он напоминает тебе товарища, одноклассника, знакомого? Чем именно?

- В какие моменты жизни фантазируете?

- Меняется через это ваше настроение?

III. Восприятие и усвоение нового материала.

1. Образец творческого проекта по теме «Образ Толика».

Воображаемое Реальное

розовые щечки бесшабашность

укоризненный взгляд недисциплинированность

голубые глаза, полные всех добродетелей не очень прилежный в учебе

снежно-белые крылышки проказник

голубое перо ледачкуватість

непоследовательность

малиновый жупан

широкие, как море, штаны фантазер

грозные усы любознательность

мужественное лицо богатое воображение

сельдь внутреннее достоинство

меховая шапка уважение к людям

турецкая сережка сообразительность

чувство юмора мечтатель доброта настойчивость смелость

Любит людей, природу, книги

 

Образ Толика (материал к творческому проекту)

Из представленных отрывков из повести Толик встает интересным и любознательным ребенком. Парень вместе с другими детьми познает мир, стремится самоутвердиться. «Порой мальчишка, как и его друзья и младший брат, попадает в довольно смешные ситуации, страдает, испытывает позора и бедствия, но все равно остается добрым ребенком, верит, что со временем будет лучше, что не все потеряно, кое-что можно и наверстать». Перед нами вырастает образ чрезвычайно чувствительной к жизни, активного ребенка. Его буйная фантазия не знает границ; убегает от гадюки из норы, чтобы не схватила ядовитыми зубами, запорожце въезжает на школьный двор. В его воспаленном воображении всплывают и слоеные картины (относительно дяди Матвея).

2. Упражнение на сценическое самовыражение. «Войди в образ». Ученик проходит на середину «сцены», садится, потом встает уже в образе Толи:

- с лягушонком в рту;

- в пруду, вимочуючи кропив'ячу яд.

Главный герой из когорты таких сорванцов, как Федько-халамидник Винниченко ли Сойер Твена. Он проказник и выдумщик: то натрусить чужих яблок, то наберет в рот лягушат. Не все выходки Толика и его друзей кажутся невинными: однажды они забрасывают бовтунами машиниста паровоза Федора Бродягу, подставляют ноги девушкам, чтобы те падали, пугают учительницу ужом.

Книга приходит в бедное сельское жизнь парня и дарит ему романтику. Важные морально-этические принципы и законы формируются в душе главного героя благодаря книге и урокам жизни. Эти уроки жизни бывают иногда довольно жестокими, но закаляют характер.

В то же время у Толика немало отрицательных черт: он немного ленивый, непоследовательный, розбишакуватий. Доставляет немало хлопот матери, учителям.

Толик не представляет своей жизни вне природы (гоняет лесом, путешествует лугами, ловит рыбу и раков, выгоняет на поле лошадей). А как красиво он описывает реку, полагая, что люди, живущие у воды«, не могут быть злыми или грустными ... И они всегда щедры на успех, на искренний душевный порыв, на общество и дружбу».

3. Моделирование образов персонажей.

а) Характеристика Оли Чровжової через других действующих лиц:

- за главного героя Толю:

- «... одноклассница Оля с необычной фамилией - Чровжова».

- «... (фамилия) в течение одного школьного года казалось мне наймелодійнішим».

- «... У Оли были самые длинные среди всех девушек косы. Черные, толстые, они свисали до пояса и предоставляли надменного вида смаглявому лицу с большими терновыми глазами».

- «Оля ... чувствовала себя маленькой царицей среди верных вассалов ...».

- «кивнув хорошеньким подбородком».

- «лукаво покосилась на меня».

- «Я долго сердился на предательницу Олю. Не мог ей простить равнодушного вида, с которым она ушла ...».

- «С какой чисто женской ловкостью, еще совсем подсознательно, забросала ласкавенький крючочек своей привязанности то с одной, то с другой стороны!»

- через Ванька (товарища Толи):

- «... какая умная Оля!... Щелкает задачки - только шелуха летит»,

б) Характеристика Василия Кологойди - через поступки и поведение:

- «Сын лесника - Василий Кологойда ... с Детства рос ... в лесу, и все, что там бегало, летало, прыгало и ползало, находили с ним общий язык. Он знал привычки всей звіроти и птиц, не боялся даже ядовитых гадюк».

- «У себя дома держал Василий ежа, зайца, лису, а на цепи у него вместо собаки сидело волчонок».

- «И еще имел Василий большого приятеля - ужа никита был».

- «Несколько раз ... приносил его (ужа) Василий к школе ...».

- «Добрая душа - Василий принес полную сумку живых лягушат и ну пугать ими во время перерыва девушек».

IV. Закрепление изученного.

Технология «Микрофон».

- С кем из героев произведения ты хотел бы дружить и почему?

V. Домашнее задание.

Подготовить устную характеристику героев произведения.