УРОКИ 21-22
Тема. А. Чайковский «За сестрой» (сокращенно). Коротко о художнике. Воссоздание исторических событий. Напряженный динамичный сюжет героико-романтической повести.
Цель. Ознакомить учащихся с биографией писателя; учить анализировать произведение, пересказывать содержание фрагментов повести, определять жанровые признаки; воспитывать чувство патриотизма, верности отечеству.
Оборудование: учебник, книга А. Чайковского «Повести», портрет писателя.
Эпиграфы: «Увлечение казачеством и любовь заставили меня заполнить пропасть в нашей литературе историческими рассказами», «Хочу вырвать из рук публики чужую книгу, а дать свою, что ответила бы о родное и дорогое...».
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Изучение нового материала.
1. Проработка биографии писателя.
Материал для учителя
А. Чайковский. Наследие этого самого популярного в Украине конца XIX - начала XX в. писателя-историка составляет более 10 томов глубоко патриотической, интересной по сюжетам прозы. Он писал о реальных людях, которые занимали найчільніші места в нашей истории, любил эпохе казачества, старался, описывая упорство, отвагу, самопожертвование своих героев, воспитать у читателей высокое национальное сознание, восстановить в них историческую память, чтобы они почувствовали себя украинцами, способными построить собственное независимое государство.
Родился Андрей Яковлевич Чайковский 15 мая 1857 года в городе Самборе на Львовщине в семье мелкого чиновника. Рано остался сиротой, жил у своих родственников. Рос Андрей в живописном крае над Днестром, жадно впитывал в себя сказки, легенды, сказания о былых временах. Первым его наставником была бабушка, с ней он освоил польский букварь. В начальную школу не ходил. в 1869 году стал учеником самборской гимназии. Только в пятом классе впервые увидел будущий писатель «Кобзарь». В гимназический период начала формироваться национальное самосознание А. Чайковского, его заинтересовало историческое прошлое Украины. Здесь он пробует писать. Однако скоро оставляет литературные упражнения, чувствуя неуверенность в собственных силах. в 1877 году Чайковский поступил в Львовский университет на философский факультет. Не имея чем платить за учебу, бросает учебу и идет в войска. Через год возвращается в университет на юридический факультет. 188-2 года Чайковского, как и тысячи других украинцев, мобилизовали в австрийскую армию. Результатом стала книга «Воспоминания перед десяти лет», изданная во Львове в 1884 году, когда А. Чайковский уже работал адвокатом в г. Бережаны на Тернопольщине.
Молодого автора ввел в литературу И. Франко. Именно великий Каменяр первым заметил и выделил его среди других литераторов, добавил отваги и поощрил к творческому труду. В свет выходят очерки, рассказы, юморески, повести. Октябрьского переворота писатель не воспринял. Он продолжал жить надеждой на исполнение освободительных идеалов». Эти убеждения привели писателя к Центральной рады, а позже - к правительству ЗУ HP.
В 1919 году писатель переезжает в Коломые, где после тяжелой болезни в 1935 году умирает. Остались несбыточными творческие замыслы, планы.
2. Проработка статьи учебника о жизненный и творческий путь писателя.
- В какой семье и где родился писатель?
- Что интересного вы узнали о писателе?
- Какие испытания выпали на долю А. Чайковского?
- Что побудило его писать на историческую тему? (Связь с эпиграфом.)
- С какими произведениями писателя вы знакомы?
3. Работа над содержанием повести.
а) Подготовка к восприятию произведения.
Мини-композиция с участием учащихся
Ученик. Безграничный степь в высоких травах. Рев днепровских порогов. И топот копыт, что отражается в высоких небесах. 1 плач детей, женщин, и рев скота. Всадники в острішкуватих шапках, на низеньких быстрых конях гонят толпу людей и стада коров. Они никого не боятся, они здесь хозяева. Вылавливают по Украине все живое и гонят в Крым.
Ученица. (Выразительное чтение.)
За рекой огни горят,
Там татары плен делят.
Село наше зажгли
И богатство розграбили.
Старую мать зарубили,
А милое в плен взяли,
А в долине бубны гудят,
Ибо на заклание людей ведут:
Круг шеи аркан вьется,
А по ногам цепь бьется.
А я, бедный, с детишками
Пойду лесом, тропинками,
Пусть ему с водой...
Вот-вот чайка надо мною.
Ученик. И вдруг будто с самого неба падает на степ могучий, как гром, свист, вплоть травы отозвались шелестом и испуганно побежали во все стороны. И зашумела, задвигалась от бухкання копыт земля. Вынырнули из дальнего горизонта всадники и быстро приближаются. Казаки. Остро блеснули их сабли, началась сеча. Бросают ордынцы добычу и беспорядочно бегут. Татарские пленники никак не могут поверить, что их спасены. Казаки пустили лошадей пастись, зажгли свои трубки и уже правят совет, как ударить на Крым, чтобы проучить ордынцев, чтобы знали, как на Украину ходить и людей ловить.
(Звучит в записи «Запорожский марш».)
б) Мотивация учебной деятельности.
Повести «За сестрой» Чайковского характерны легкая манера повествования, необыкновенная простота и душевность. Ведь автор писал ее для юного читателя. Писатель стремился пробудить любовь к чтению книжки, заинтересовать подростка прошлым своего народа, провести по следам славных предков, разбудить горячую любовь к Отчизне.
Историческая повесть «За сестрой» (1907) возвращает нас в зловещую время татарских набегов на Украину. Судьба села Спасовка, что на правом берегу реки Самары, вблизи Днепра, впитала в себя горький удел многих тогдашних украинских поселений.
в) Выразительное чтение отрывков, которые больше всего запомнились, с комментированием прочитанного.
Например, описание героического боя с татарскими наездниками украинской женщины Пелагеи, которая поднялась на защиту детей; отрывок, в котором раскрывается истинная любовь Павлуши к своей сестренке Гане; сцена, где описывается поединок казака Семена Непорадного с татарином. (Такой работой вводим школьников в задушевный разговор о произведении, даем им возможность рассказать о время и место событий, изображенных в нем.)
г) Беседа по содержанию повести.
- Расскажите о славный казацкий род Судаков.
- Расшифруйте смысл предложения: «Дед учил внука рыцарского ремесла».
- Кратко опишите неравную схватку спасівчан и татар.
- Как удалось Павлусеві вырваться из ордынского плена?
- Как происходил поединок Пелагеи с татарскими наездниками?
- Что вы узнали о жизни запорожцев?
- При каких обстоятельствах встретился главный герой с братом и отцом?
- Какой благородной цели были подчинены поступки и поведение парня?
- Расскажите кратко о приключениях, которые понес Павлуша Судак по дороге в Крым.
- Почему парень оказался среди служек богатого крымского купца Сулеймана?
- За что Сулейманів сын Мустафа приказал высечь Павлуся розгами?
- Какой совет дал юноше его земляк, татарский пленник Остап Быстрый?
- Какую историю придумал Павлуша о судьбе сына заместителя крымского хана?
- Кого, кроме сестры, избавил парень из неволи?
- Чем больше всего взволновала вас концовка повести?
4. Работа над усвоением сведений по теории литературы.
а) Актуализация знаний.
- Как вы считаете, это произведение лирический или эпический? Аргументируйте мнение. (Эпическое, в нем присутствует рассказ, описывается быт, уклад жизни, приключения и поступки героев, используются портретные, пейзажные описания, диалоги, монологи).
- Назовите жанр произведения. По каким признакам его можно определить? (Повесть - средний по объему прозаическое произведение, в котором говорится о важных событиях жизни, приключениях одного или нескольких персонажей).
- Чем этот жанр отличается от рассказа? (Большим объемом, большим количеством героев, особенно второстепенных, более распространенные и последовательные описания и рассказы).
- Вспомните изученные вами произведения этого жанра. («Захар Буркут» - историческая повесть, «Тореадоры из Васюковки» - приключенческая и др.)
- Охарактеризуйте признаки приключенческой повести, которую вы изучали в 6 классе. (Описаны различные невероятные приключения, передано романтический (эмоциональный, возвышенный) настроение героев. Необычные события быстро сменяют друг друга, герои попадают в непростые, испытательные ситуации, перед ними возникают препятствия, которые они преодолевают, побеждают зло и несправедливость.)
- Какие из этих признаков мы наблюдали в повести «За сестрой»? (Романтика приключений и др.)
б) Изучение новых теоретических терминов.
- Повесть «За сестрой» - героически-романтическая.
Чем примечателен сюжет произведения? Как развиваются в нем события? (Напряженный Сюжет, события развиваются последовательно, их много, легкая манера повествования.)
- Сюжет является составной частью композиции.
Композиция (от лат. «составление», «создание») - это построение литературного произведения, расположение в определенной последовательности и взаимосвязи всех его частей (разделов, эпизодов, сцен, картин, образов), развертывание событий, группировка и расположение персонажей.
Кроме сюжета, который включает в себя развитие событий и характеров в литературном произведении есть еще позасюжетні элементы. Это различные описания (пейзажи, портреты, интерьер), высказывания действующих лиц (монологи, диалоги), лирические отступления. Они помогают писателю ярче изобразить в произведении события, создать колоритные характеры.
III. Закрепление изученного на практике (исследование композиционного построения повести).
- В какой последовательности разворачиваются события, изображенные в повести?
- Из нескольких разделов состоит произведение? (IX г.)
- Какие эпизоды и образы вам запомнились?
- Сгруппируйте персонажей (семья Судаков, казаки - запорожцы, враги - татары и потакатели).
Схема сюжета
СХЕМА
1. История села Спасівки, рассказ о славный род Судаков.
2. Нападение татар на село.
3. Побег Павлуши на татарском коне; встреча с казаками, среди которых был и брат Петр; татарский кош разбит, главарь Мустафа в плену; освобождение пленников - спасівчан и отца Степана; Анна в неволе; смелый поступок Павлуши; опасные странствия на поиски сестры.
4. Встреча с сестрой. Воля или смерть.
5. Возвращение в Украину.
IV. Итог урока. Аргументированное оценивание работы учащихся. Ответы учителя на вопросы учеников.
V. Домашнее задание.
Изучить сведения по теории литературы, найти в тексте и выписать позасюжетні линии.