Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 10

Тема. И. Франко «Захар Беркут». Историческая основа повести - героическая борьба народа Руси в XIII в. против татаро-монгольских захватчиков.

Цель. Выяснить историческую основу повести «Захар Беркут»; развивать навыки художественного перевода произведения; ввести в атмосферу далекого прошлого родного края, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: текст повести «Захар Беркут», географическая карта, книга «Народные рассказы о древности».

Тип урока: лекция-комментарий с элементами эвристической беседы.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

I. Беседа с учащимися.

- Де Франко находился в 1882 году?

(Писатель жил в Нагуевичах. Перед тем дважды побывал в тюрьме. Поборол тяжелую болезнь - лихорадку - и невероятно ужасные условия полицейского этапа. Днем тяжелая, до «седьмого пота», физическая работа в поле и дома, а вечером кропотливый труд над рукописями.)

II. Объяснение нового материала.

И. Комментарий к истории написания.

- Что, по вашему мнению, побудило И. Франко к написанию повести «Захар Беркут»?

(Интерес к историческому прошлому родного края.)

- Толчком к написанию сочинения было объявление в 1882 г. в народническом журнале «Заря» литературного конкурса на лучшее произведение из современной жизни, а еще лучше - из исторического прошлого народа. В письме к М. Павлика и. Франко писал, что повесть должна быть «идеальная, из жизни, а еще лучше с истории нашего народа. Итак, я пишу историческую повесть, с XIII века (нападение монголов), и идеальную (по поніманню характеров). Повесть тота хоть и содержит в себе много исторической и неісторичної декорации, все-таки, надеюсь, пробудит живой интерес и у современных людей».

Как видим, обращаясь к истории, Франко стремился заинтересовать читателей решительной борьбой украинского народа, чтобы героизм предков стал той традицией, которую необходимо следовать и развивать. Кроме того, писатель выразил мечты о будущем, новое, свободное от эксплуатации, справедливое общество.

- Что вы знаете из истории о борьбе русского народа против монголов?

В 1241 году внук Чингисхана Батый огнем и мечом плюндрував земли Киевской Руси. Орда безжалостно кромсала живое тело русского народа, калечила его душу, несла смерть, сеял опустошение и рабство. После упорной обороны был занят и разрушен Киев. В исторической повести «Захар Беркут» все герои не исторические, а, как утверждал сам автор, является произведением художественной фантазии. Но это нисколько не помешало історизмові произведения, не противоречило его художественной правде. Но есть в произведении и то, что подтверждается историческими документами. Вся сюжетная канва произведения строится на достоверном историческом факте - нападении монголо-татар. Писатель точно называет имена их главарей, намечает маршруты походов, вспоминает о битве на р. Калке, о Даниила Галицкого. Вторым источником повести стал фольклор - предания и легенды, которые народ сохранил в своей памяти. Таким образом, «Захар Беркут» - это художественный сплав истории и легенд, их художественное творческое осмысление.

Факт потопления в Карпатах монголов в истории не известен. Но народ в фольклорных произведениях опоэтизировал «славные дела славных прадедов». Большое значение имеет и предание о Сторожа - огромного каменного столба. Царь великанов, этот «святой» камень является своеобразным олицетворением жизни и врагом богини смерти Мораны. «Говорят, - говорится в предании, - что когда Морана еще раз ізбере свою силу, чтобы ею завоевать ... Тухольщину, но отсей заклятый Сторож упадет тогда на силу Мораны и раздавит ее собой». Так и случилось. В Тухольській долине нашли свою смерть отборные силы завоевателей. В примечании к произведению Франко указывает на еще один фольклорный материал, которым пользовался, - народное предание о монахов киевских пещер, связывая его со Скит Манявский. Этот перевод писатель творчески использовал, рассказывая, как формировалось мировоззрение Захара Беркута.

2. Комментарий за картой.

- Село Тухля, о котором пишет Франко, существует на самом деле и расположено в живописной, поросшей густыми лесами местности неподалеку от г. Стрый на Львовщине. (Ученики находят это место на карте.) Сохранились народные предания о происхождении названия села. В одном из них его название связывается с гибелью большого количества ордынцев, от которых по всей округе шел плохой (тухлый) запах.

- Какие еще населенные пункты упоминаются в произведении?

(Села Корчин (теперь Сколевского района), Синеводское (ныне Нижнее и Верхнее Синевидное), г. Стрый и Сопротивление (обе вытекают из горы Яворник, что в Сколевском).

Когда татары уничтожили Тухлю, люди поселились выше, но сохранили старое название села. О борьбе тухлян с врагами говорится в топонимической легенде «Цокан». (Ниже Тухлые был убит один из монгольских предводителей на имя Шпокан, поэтому гору при входе в тухольську долину назвали Цокан.)

События прошлого, как отмечал сам автор, происходили вблизи стен могучего Зелеменя» (гора в сколевских Бескидах на северо-востоке от современной Тухлые высотой 1177 м).

III. Работа по содержанию I-V частей повести.

1. Беседа с классом.

- Где и когда происходят события, описанные в произведении?

- Зачем писатель обращается к прошлому? (Хотел в высокохудожественный форме рассказать о славных страницах истории украинского народа как пример для подражания современников.)

- Зачитайте подзаголовок повести. О чем в нем говорится?

- Что вы можете сказать о жизни русичей в ИХ ст., рассмотрев иллюстрацию к повести?

- Какой эпизод из произведения изображено?

- Эпиграфом взяты слова из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Зачитайте их и скажите, о чем это свидетельствует.

Оглядываясь в прошлое, писатель неизменно думал о «времена будучи, неизвестные». Это подтверждают композиционная рамка и концовка произведения.

- Зачитайте конец эпилога от слов «Грустно и неприветливо теперь на нашей Тухольщині ...» до слов «... и для наших «культурных» времен».

- С какими героями встречаемся в повести?

- Почему произведение на историческую тему начинается с бытовой сцены охоты? (Автор хочет заинтриговать читателя.)

- Заинтриговали вас сложные испытания, опасные ситуации, рискованные поступки героев? Расскажите кратко, какие именно. (Сцена охоты, борьба Мирославы и медведицы, освобождения Мирославы.)

2. Работа в трех группах (после выполнения отчитываются представители).

Задание для 1-ой группы

- При каких условиях и о ком были сказаны слова?

- «Слишком ты высоко поднялся на крыльях гордости, - но считай! Судьба конечно тех наивысшее возвышает, кого думает низкое спихнуть». (Максим Беркут о Тугара Волка после его горделивой отказа отдать за него Мирославу);

- «Той не жалко бы быть мужем. (Тухольцы о Мирославу);

- «Ты перестал понимать новые, теперешние времена, их взгляды и потребности. Пережилися твои юношеские думы о свободе». (Тугар Волк про Захара Беркута на общественном суде.)

Задание для 2-ой группы

- Кем были сказаны слова?

- «Я сделал то, что каждый на моем месте сделал бы, - за что же тут благодарить?» (Максимом);

«Странные у вас порядки! Князь бунтует против своих слуг, слуги против князя, князь и слуги против народа, а народ против всякой власти». (Петой);

- «Сей цепь - то наш русский род, такой, как вышел из рук добрых, творческих духов». (Захаром Беркутом.)

Задание для 3-й группы

(сильной)

- Продолжите отрывок. Кому принадлежат эти слова?

- «Ночью, перед тем днем, когда мы должны были отправляться на медведей, мне...

- (приснилась мать». (Сон Мирославы));

- «Молчал до сих пор, то ... - (молчи и вовек». (Тугар Волк, убивая свидетеля на суде));

- «У меня путы на руках, а у тебя ... (на душе». (Максим о Тугара Волка.))

3. Работа с текстом. (Ученики находят отрывки, выразительно зачитывают их и выясняют роль пейзажей.)

- Описание тяжелой дороги на охоту (ч. 1) - победа человека в поединке с природой, показ зарождения чувства между Максимом и Мирославой.

- Поле боя после поражения тухольцев глазами Максима (конец ч. 5) - дисгармония в мире природы и человека, контраст в изображении.

- Вражеский лагерь глазами Мирославы (ч. 4) - ассоциация с адом, «кровавое море, которому нет силы опереться».

IV. Итог урока.

1. Беседа с учениками.

- Почему произведение «Захар Беркут» называем исторической повести? Какую цель ставил перед собой и. Франко, берясь за ее написание?

- Какие материалы использовал писатель при написании сочинения?

- Почему с. Тухля изменило свое местоположение?

- Почему не поженились Максим и Мирослава?

- Какие важные события изображены в I-V частях произведения?

- Сформулируйте тему произведения. (Героическая борьба русского народа в XIII в. против монголо-татарских завоевателей.)

2. Анкетирование (письменная работа).

1. Чему я научился на уроке?

2. Что было самым интересным и почему?

3. Какие задачи я выполнял?

4. Какие возникли трудности и как их преодолел?

5. Мое настроение на уроке.

6. Пожелания (себе, учителю, друзьям). (Можно использовать для разных типов урока.)

V. Домашнее задание. Закончить чтение повести.