УРОК 36
Тема. Контроль знаний (устный опрос). Творчество А.чайковского, М.Стельмаха, Гр. Тютюнника.
Цель. Проверить уровень учебных достижений по изученным темам; развивать гуманитарную культуру и творческие способности учащихся; формировать у них мировоззренческие основы.
Тип урока: контроль учебных достижений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и цели урока.
III. Проверка уровня учебных достижений учащихся по тематическому блоку (на эту форму работы желательно выделить два урока).
Начальный и средний уровни.
Ориентировочные индивидуальные карточки.
Карточка 1
1. Расскажите о жизни и литературной деятельности Григора Тютюнника.
2. К какому жанру относится произведение А.чайковского «За сестрой» и почему?
Карточка 2
1. Создайте короткое связное высказывание о жизни и творчестве М. Стельмаха.
2. Добро и зло в жизни Климка. (По произведению «Климко» Гр. Тютюнника).
Карточка С
1. Кратко расскажите, как Климко и Зульфат помогли своей учительнице Наталье Николаевне.
2. Чем мне нравится Миша - герой произведения «Гуси-лебеди летят»?
Карточка 4
1. Что такое повесть? Какие виды повести вы знаете? Приведите пример.
2. Кратко расскажите, как малый Миша отнесся к нищим (М.Стельмах «Гуси-лебеди летят»).
Карточка 5
1. Продолжите предложение: «Андрей Чайковский всю свою жизнь жил по принципам...».
2. Дядя Себастиан - воспитатель Мишу («Гуси-лебеди летят» М.Стельмаха).
Карточка 6
1. Что побудило Чайковского к написанию исторических произведений?
2. Почему Климко - герой одноименного произведения Гр. Тютюнника - не остался жить у тети Марины?
Карточка 7
1. Выскажите собственное суждение о мужество и рыцарскую отвагу Павлуши - героя произведения «За сестрой» А. Чайковского.
2. Уважительное отношение человека к природе в произведении М.Стельмаха «Гуси-лебеди летят».
Карточка 8
1. При каких обстоятельствах познакомились Миша и Люба? Что объединяет этих персонажей?
2. Какие ведущие черты казаков-запорожцев вы можете назвать? (А.Чайковський «За сестрой»).
Карточка 9
1. Составьте 4 вопроса по произведению «Климко» Гр. Тютюнника и предложите их классу.
2. Что такое героико-романтическая повесть? Объясните на примере.
Карточка 10
1. Расскажите об основных элементах композиции (сюжет и позасюжетні элементы).
2. Какие обычаи и традиции украинского народа отражено в повести «Гуси-лебеди летят» М.Стельмаха?
Достаточный уровень. Выступления учащихся, в которых они анализируют и аргументировано доказывают, почему изученное произведение с данного тематического блока является для них любимым, или что именно с этого произведения их больше всего поразило.
Высокий уровень. Развернутый ответ на один или два вопроса.
1. Какие моральные ценности следует принять в наследство с казацких времен (А.Чайковський «За сестрой»)?
2. Какие особенности имеет приключенческая повесть?
3. Раскройте понятие «главный герой литературного произведения».
4. Произведение о прошлом украинского народа вы читали? Какие размышления он вызвал? Назовите эпизоды, которые поразили вас. Чем именно?
5. Какой литературный герой из изученного блока является вашим любимым и почему вы выбрали именно его? Какое впечатление он на вас произвел?
6. Почему тема войны занимает особое место в творчестве Гр. Тютюнника?
7. Есть повесть «Гуси-лебеди летят» М.Стельмаха автобиографическим? Почему вы так считаете?
8. По каким законам надо жить людям, чтобы ежегодно лебеди нам приносили на своих крыльях «и весну, и жизнь»?
9. Согласны ли вы с мнением, что Гр. Тютюнник - мастер создания оттенков художественной детали?
10. Как связан сюжет повести «Климко» с биографией Гр. Тютюнника?
11. Какие добродетели Климка важные для меня сегодня?
12. Я посоветовал бы прочитать друзьям повесть ..., потому что ...
IV. Домашнее задание.
Прочитать повесть «Огонек далеко в степи» Гр. Тютюнника (сокращенно).