Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 25

Внеклассное чтение

 

Тема. Адриан Кащенко. Рассказ о писателе. «Над кодакс ким порогом». Исторические события на Запорожской Сечи за кошевого атамана Ивана Сулимы.

Цель. Ознакомить учеников с жизненным и творческим путем писателя, с историческими событиями на Запорожской Сечи во времена Ивана Сулимы и фигурой самого кошевого атамана; развивать умение самостоятельно подбирать соответствующий материал и обрабатывать его; воспитывать уважение к историческому прошлому родного края.

Оборудование: «История Украины» М. Грушевского, произведение А. Кащенко «Над кодакс ким порогом», комплект портретов «Гетманы Украины».

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Объяснение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

- Адриан Кащенко - последний из украинских писателей, связанный с самой яркой страницей нашей национальной истории - казачеством, живую цепь памяти. В течение нескольких десятилетий его произведения читали больше. В советской Украине знакомство с А. Кащенком продолжалось до 1933 года, в Западной - на 12 лет дольше. Круг его читателей постепенно сужался, оставались только одинокие пожилые люди, которые помнили его произведения. Долгие годы забвения прошли, и писатель снова заговорил до своих читателей, начиная от самых маленьких и заканчивая теми, которые еще помнили о нем с лет своей юности.

2. Слово учителя. Осознание А. Кащенко как украинского патриота, становление как писателя возникло из потребности осмысления истории Запорожской Сечи. Именно Сечь породила писателя А. Кащенко и, исчезнув, продолжила себя в духовной сфере. Произошло это благодаря совпадению отдельных биографических фактов из жизни писателя. Дело в том, что на Днепре, в пределах территории Войска Запорожского на руинах девяти (кстати, исследованных ним) Сечей, прошло детство и почти всю жизнь писателя.

Имея спокойную, мечтательную натуру и склонность к углубленному анализу, молодой А. Кащенко погружался воображением в древности и постепенно воспроизводил в ней всю сотни лет, найгероїчнішу и важнейшую страницу истории украинского народа. В детские и юношеские годы писатель еще имел возможность встречаться с людьми, причастными к казацкого войска, и слушать рассказы из жизни их родителей и дедов. А. Кащенко неоднократно делал водные путешествия по священным местам запорожской славы, фотографировал руины сечей, памятные острова и скалы. Если бы сегодня кто-то затеял такую поездку, то не увидел бы ничего из того, с чем сталкивался писатель. Лицо Поднепровья изменилось совершенно: вместо порогов, плавней, протоков, озер, дремучих лесов, травянистых полян теперь там только сыпучие пески и рукотворные моря.

Поэтому мы должны быть благодарны нашей исторической судьбе за то, что нашелся человек, который обратился к запорожским достопримечательностей не слишком поздно.

3. Мозговой штурм. (Цель его в том, чтобы собрать как можно больше идей по данной проблеме от всех учащихся в течение ограниченного периода времени).

Проблемный вопрос. Почему А. Кащенко принадлежал к когорте незаслуженно забытых художников?

4. Историческая справка. (Выступление заранее подготовленного ученика о Ивана Сулиму.) Чтобы загородить казакам путь на Запорожье, польский король решает построить вблизи порогов крепость. Гетман Конецпольский поручил это дело известному инженеру Боплану. В начале 1635 года, когда доходило до войны между шведами и поляками, казаки хотели этим воспользоваться, чтобы поправить свое положение. Надумали они освободиться от ненавистного Кодака. Тогдашний гетман Иван Сулима неожиданно напал на Кодацкий замок, взял его и уничтожил. Это очень разозлило поляков. Реестровые казаки, которые были на службе в Польше, чтобы не допустить войны, решили выдать врагам Сулиму и его товарищей. Они коварно схватили гетмана и выслали в кандалах в Варшаву, где его осудили на смерть. Даже многие из поляков жалел, что погиб такой славный воин.

Сулима долгое время был казацким предводителем, гетманом, ходил походом на турок, имел золотую медаль от папы Павла за то, что, получив турецкую галеру, взял в плен много турков, а 300 из них привел в Рим. Сам польский король хотел как-то спасти его от смерти, но не смог. «Снять его, потом тело розрубано и повешен на четырех углах городских улиць» - так об отважном казацкого вожака рассказывает в «Истории Украины» Г. Грушевский.

- Почему, желая уничтожить Кодакскую крепость, Иван Судима отложил свой замысел на некоторое время?

5. Чтение первой части произведения. (После чтения ученики отвечают на поставленный перед тем вопрос.)

6. Беседа по содержанию первой части.

- Как прославился Иван Сулима юности?

- При каких обстоятельствах попал в турецкую неволю и как сумел освободиться?

- Какая мысль возникла у Сулимы, когда он увидел Кодакскую крепость?

- Зачем казацкому предводителю было нужно много «серебра и золота и всяких сокровищ»?

- Найдите и зачитайте описание внешности Ивана Сулимы.

- Какие художественные детали вы можете выделить в его литературном портрете?

- Как проявляется характер вожака в его языке, в частности в выступлении перед казаками? (Зачитайте.)

- Назовите имена собратьев И. Сулимы. Задачу он поставил перед ними?

- Что было причиной быстрой победы казаков над турецким войском?

7. Работа в творческих группах над второй частью текста.

Ситуация. Отношение к построению крепости Кодак.

И группа - подготовка к разыгрывания ситуации в ролях. (Ученикам подчеркиваем, что ролевая игра имитирует реальность путем «проживания ситуации в роли, которая им достается, и предоставляет возможность действовать «как на самом деле». Учащиеся должны знать, что, принимая участие в ролевой ситуации, они должны четко придерживаться своей роли; не комментировать деятельности других; стараться отнестись к своей роли, как к реальной жизненной ситуации; выйти из роли после окончания сценки; принимать участие в ее анализе.)

(Предлагаем учащимся сыграть роли Боплана, Конецпольского, Бы. Хмельницкого, казацкой старшины).

Боплан. Как видите, я приложил здесь много своего опыта, чтобы сделать Кодак непоборимою крепостью: глубокие, как пропасть, были круг Кодака канавы; как добрые скирды, были за рівчаками валы ...

Казацкая старшина (перешептываясь между собой). Помните славные времена Самуила Кошки и Сагайдачного, за которых поляки не насміли бы строить на нашей земле крепость, нам на безголовье.

Б. Хмельницкий (засмеялся).

Конецпольский (до Хмельницкого). Ты почему смеешься?

Хмельницкий. Поэтому, светлейший гетман, что, по моему мнению, все то, что человек может построить, человек может и разрушить!

II группа - подготовка к анализу конкретной ситуации.

Факты:

- Что произошло?

- Где и когда?

- Кто является участниками ситуации?

- Что мы о них знаем?

- Какие факты важны?

- В чем проблема ситуации?

- В чем суть конфликта?

- Укажите интересы каждой из сторон.

- Почему они противоречивы?

III группа - подготовка к анализу данной ситуации.

Аргументы:

- Какие аргументы могут быть приведены в защиту позиции каждой из сторон?

- На какие документы или информацию мы можем опираться, защищая ту или иную позицию?

Решение:

- Каким будет решение ситуации?

- Почему именно таким?

- На что мы опираемся, выбирая такое решение?

- Какими могут быть его последствия?

- Существуют ли другие пути решения?

8. Исследование общего и отличного путем сопоставления рассказы и думы (письменная работа).

Совместное

1. Сооружение крепости Кодак.

2. Призыв Сулимы разрушить крепость.

3. Разрушения Кодака.

4. Плен и казнь Ивана Сулимы.

Отличное

1. В рассказе говорится о пребывании Сулимы в турецкой неволе, в думе оно отсутствует.

2. Кроме Павлюка, в думе упоминается собрат Сулимы Остряница.

3. В думе говорится о казни поляками Павлюка и о побеге Остряницы «в московской земле».

4. В рассказе упоминается тогда еще сотник. Хмельницкий.

5. Подается здесь и описание крепости и внешности Сулимы.

- Что нового для себя вы узнали про Ивана Сулиму?

- Разделяете мнение, что позорное дело - измена?

- Как, по вашему мнению, могла сложиться судьба Ивана Сулимы, если бы ему не изменила регистровая старшина?

- Какой урок вынесли вы, прочитав рассказ «Над кодакс ким порогом»?

III. Теория литературы. Углубление понятий о компонентах художественного произведения и его композицию. 1. Слово учителя.

Композиция (от лат. «составление») - это построение художественного произведения, расположение в определенной последовательности всех его частей (эпизодов, глав, сцен, картин, образов), событий и группировка персонажей.

Частью композиции является сюжет, который состоит из таких элементов:

- экспозиция - часть произведения, в которой сообщается время и место события, обстоятельства, которые стали причиной конфликта (исходная ситуация). (В произведении - это пребывание Сулимы в турецкой неволе, освобождение казаками поляков под Хотином, притеснения казаков поляками.);

- завязка - событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события. Завязка подводит читателя к пониманию проблемы, поставленной в произведении. (Строительство поляками Кодака.);

- развитие действия - часть произведения между завязкой и кульминацией, где показан путь решения конфликта. Это - наибольшая часть произведения, в которой отображается ход событий. (Сулима решает разрушить Кодак. Поход Сулимы на Азов, чтобы собрать деньги для войска, подготовка к разрушению Кодака.);

- кульминация - решающее столкновение противоборствующих сторон, момент наивысшего напряжения действия. Кульминация показывает роль конфликта в жизни персонажей; здесь намечается победа одной из конфликтующих сторон. (Разрушение Кодацкой крепости казаками во главе с гетманом Сулимой.);

- развязка - то место в произведении, где показаны результаты кульминационного столкновения между персонажами, переживания, размышления над судьбой героев. (Измена реестровой старшины, плен и смерть Ивана Сулимы, размышления над тем, к чему привела гибель гетмана (через 12 лет запорожские и реестровые казаки стали единодушно за права и свободу своего народа под предводительством Б. Хмельницкого.)

IV. Итог урока.

«Карусель». (Ученики по очереди определяют проблематику произведения.)

- проблема раздора между казацкой старшиной и низовым казачеством;

- проблема верности и предательства;

- проблема патриотизма;

- проблема соблюдения казачьих обычаев и традиций; проблема героизма казаков в борьбе с врагами.

V. Домашнее задание.

Прочитайте биографию М. Стельмаха.