УРОК 35
Тема. Развитие связной речи (устно). Образ Климка.
Цель. Учить характеризовать образ главного героя эпического произведения, используя иллюстрации к повести, развивать образное мышление. Воспитывать способность сопереживать, гуманизм.
Оборудование: Тютюнник Г. Климко. - К.: Радуга, 1989 г, (иллюстрации художника В.Савадова).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся зачитывают выписанные дома портреты (описание, сравнение, впечатления).
Климко.
- Портрет-описание. «Климко шел босой, в коротких штанчатах, старой матроске, что была когда-то голубой, а теперь стала серая, да еще и в дядьковій Кирилловой діжурці». «Климко улыбчивый, молчаливый и синеглазый».
- Портрет-сравнение. Климко как настоящий хозяин.
- Портрет-впечатление. Неразговорчивый в обществе, хозяйственный, любил слушать, благодарен, находчивый, добрый, заботился о ближних, умел сопереживать.
Зульфат (Климків товарищ):
- Портрет-описание. «Прибежал запыхавшийся, с горячими рум'янцями на смуглих скулах...» Зульфат был рослый мальчик, хотя и ниже Климка, считай, на голову». «Узкие и такие черные, что аж різучі, Зульфатові глаза на мгновение закрылись... и вдруг горячо блеснули».
- Портрет-сравнение. «Кармелючок мой малый».
- Портрет-впечатление. Ловкий, находчивый, добрый, участливый, хороший товарищ.
II. Проработки нового материала.
Технология «Эстафета доброты». (Учащиеся дают ответ на вопросы к иллюстрациям повести, определяя главные черты характера Климка, придумывают название к каждой иллюстрации, записывают их в тетрадь.)
- И этап (с. 9)
- Какие отношения сложились между дядей Кириллом и Климком? (Дядь «помошничок», Климко варил ему есть; дядя приносил Климку гостинцы, интересовался наукой парня; парень провожал дядю к паровозу).
- Как воспринял Климко удар судьбы - смерть дяди? (Как взрослый, не ожесточился).
Образец записи в тетрадях:
I этап: рачительный, старательный, трудолюбивый, смелый, не по годам взрослый («Тяжелый удар судьбы»).
- II этап (с. 17)
- Что вы можете сказать про чеха, который встретился Климкові на пути? (Боится партизан, не застрелил парня, дал парню пакет, осуждает войну).
- Таким представлялся нам оккупант?
- Как повел себя главный герой в этой ситуации? (Испугался, искал выход из затруднительного положения, пытался объясниться с врагом).
Запись в тетрадях:
II этап: страх перед врагом; умение находить выход в экстремальных условиях; расчетливый («один на Один с врагом»).
- III этап (рисунок ученика)
- Какими людьми были аптекарь и его жена? Как они относились к Климка? (Бочонок помогал людям, поддерживал их, сочувствовал Климкові, давал еду, деньги; Бочониха жалела борща для Климка, принимала «подаяния» за лекарства, дала парню 6 сухариков на дорогу).
Запись в тетрадях:
III этап: скромный, экономный («Разные люди на пути главного героя»).
- IV этап (с. 36)
- Как вел себя бородач На базаре? (Погейкував на людей, как на скот; нагрел руки на человеческом горе; презирал людей).
- За кого Климко и Зульфат відімстили заискивающем торгашеві? (За всех солдаток, за любимую учительницу Наталью Николаевну).
Запись в тетрадях:
IV этап: презрение и непримиримость в отношении обидчиков, готовность выступить против любой несправедливости, сочувствие к униженным, чувство справедливости, отзывчивость («Люди и людишки»).
- V этап (с. 43)
- Как ребята заботятся о свою учительницу и ее детеныш? (Перенесли продукты Натальи Николаевны к себе, нашли колыбель для маленькой Оли. Климко поддерживал огонь в весовой).
- Почему решается главный герой на рискованное путешествие? (Чтобы раздобыть соли, без которой нельзя жить; облегчить существование той, которая его воспитала, хочет наменять продукты).
- О чем свидетельствуют записка и таинственный уход парня? (Боялся, что учительница самого не отпустит; волновался, чтобы она не беспокоилась о нем).
Запись в тетрадях:
V этап: решительный в осуществлении намерения, благородный, заботливый, милосердный («Защитники и помощники»).
- VI этап (с. 53, 63)
- Чем запомнились вам поступки сапожника? (Тем, что он защитил девушку от полицаев, подарил обувь Климкові, а также женщины в обмен на соль для парня).
- Как хотела отблагодарить Климкові спасенная девушка? (Предлагала ему стать ее братом и жить вместе с ней и ее матерью).
- Расскажите о пребывании Климка у тети Марины.(Женщина ухаживала Климка, хотела усыновить, одарила, помогла сесть в поезд).
Запись в тетрадях:
VI этап: милосердие, сострадание к ближнему, самоотверженность, ответственность, благодарность («Настоящие люди остаются людьми»).
- VII этап (с. 81)
- Что вас поразило в последнем эпизоде произведения? (То, что Климко заботится не о себе, а о пленного солдата).
Запись в тетрадях:
VII этап: милосердный, бескорыстный, отчаянный («Неумолимая смерть»).
III. Закрепление изученного.
1. Устная характеристика героя по схеме: «Я считаю...», «Потому, что...», «... ибо, например...», «Итак, ...»
2. Проблемное задание «человека можно назвать добрым ?»
IV. Итог урока.
Самой дорогой темой, а следовательно, и идеалом для Гр. Тютюнника всегда были доброта, самоотверженность и милосердие человеческой души в самых разных проявлениях. Михаил Слабошпицкий в предисловии к повести писал: «В какие обстоятельства не попадали бы малолетние герои писателя, они никогда не перестают быть людьми, теряют на дорогах испытаний доброты, несут ее невичахне тепло в своих душах и стремятся согреть им других. Только смерть помешала Климкові исполнить до конца свой благородный человеческий долг, он погиб, неся бессмертную эстафету доброты. Война убила этого голодного и холодного сироту, но не искалечила его - такой маленькой и одновременно такой большой, зігрітої теплом человечности и благородства души, всегда кристально чистой, открытой для людей».
V. Домашнее задание.
Записать в тетрадях характеристику главного героя по схеме.