УРОК 71
Тема. Леонид Киселев. Патриотический мотив стихотворения «Домой». Общечеловеческое и национальное значение образа украинской Мадонны («Екатерина»).
Цель. Выразительно читать поэзии, определить основную мысль, объяснить скрытый, подтекстовый смысл образов. Характеризовать образ Катерины; развивать умение высказывать свои мысли; воспитывать любовь к поэтическому слову.
Оборудование: портрет писателя, сборники его произведений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Ассоциативный диктант. (Учитель цитирует отдельные строки произведения, называет имена, географические названия, даты и т.д. Ученики устно раскрывают суть понятий.)
Владимир Киселев. Киев. Киевский государственный университет имени Т.Г. Шевченко. Десятый класс. «Цари». Т.Г. Шевченко. «Днепр», «Утро», «Отчизна». «Я ему свирель вырежу ...». «Не бейте журавля». Двадцать два года.
II. Восприятие и усвоение нового материала.
1. Выразительное чтение стихотворения «Домой».
2. Словарная работа.
Арбат - старинная улица в центре Москвы, где традиционно собирались художники;
пах - запах;
янтарная - желто-коричневая;
гербата (с польского) - чай;
старый туловище всадника Богдана - памятник Богдану Хмельницкому в центре Киева;
софийские купола - башни Софийского собора;
утоляет - сдерживает;
леля - детская распашонка.
3. Аналитическая беседа по тексту произведения.
- Как, по вашему мнению, чувствовал себя лирический герой в Москве?
- Скучает ли он по родным краем? Из каких строк это видно?
- Чей стон «двигатель утоляет»?
- Какие ассоциации возникают у лирического героя, когда он вспоминает Москву, а какие, когда говорит о Киев? (Москва - надежды и страсти Арбата, запах янтарного чая, разговоры, березы, ледяная весна. Киев - город всех любовей, тополевые утренние туманы, памятник Хмельницкому, София Киевская, зеленая трава).
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Можно ли предположить, что в образе лирического героя мы видим самого автора?
- Как вы думаете, почему обрамлением к поэзии «Домой» есть слова: «Жаль Москвы»? Или с одинаковым настроением они произносятся?
- Какие пословицы можно подобрать для эпиграфа к стихотворению? (Везде хорошо, а дома лучше. Лучше своя хата, как чужая палата. Хоть и у брата, и не своя хата. Со своей печи и дым сладкий).
- Как вы себя чувствуете вдали от дома?
4. Ассоциативная игра «Затерянная звено». (Задаются два предмета, необходимо найти логический мостик между ними. Предмет должен иметь четкую логическую связь с обоими заданными).
Например. Арбат - город всех любовей: Арбат - самолет - город всех любвей.
5. Работа над содержанием стихотворения «Екатерина».
- У Леонида Киселева комплекс «обретение почвы» - серьезный и искренний. Молодой поэт определял историю как «путь от чужбины домой». Хоть Киселев был поэтом двух языков и культур, и именно украинская творчество стремительно нарастала. «В чем она? - размышляет Иван Дзюба. - Прежде всего, может, в том, что гражданское чувство, которое всегда пульсировал в его поэзии, теперь набрало «наступательного тона борьбы ... Идеал свободы ... теперь соотнесен с исторической судьбой Украины ... Вся личность Леонида Киселева ... судьба его души складывалась под Поэме зарей. Это видно даже из того, какое особое место занимает в его поэзии шевченковская тема ...»
а) Мотивация учебной деятельности.
Несколько слов о ІІІевченкову «Екатерину»
В образе женщины Шевченко обычно олицетворяет Украину и самого человека - добрую, душевную, доверительную, беззащитную, жаждущую счастья и несчастную в отравленном злом мире.
В поэме Шевченко «Катерина», кроме основной, людинознавчої, замечаем выразительную в качестве сопровождения-национальную тему. Автор предупреждает Родину об опасности москальства, то есть имперских амбиций.
Кохайтеся, чорнобриві,
И не с москалями,
Потому что москали - чужие люди,
Делают беда с вами.
Москаль любит шутя,
Шутя бросит;
Пойдет в свою Московщину,
А девушка погибает ...
В этих словах - как предостережение девушкам, чтобы не знались с коварными русскими офицерами, так и предостережения наивной, доверчивой русской душе, чтобы чуралась Московии, ибо иначе погибнет, как погибла Катерина. Суть несчастья Катерины не так в рождении внебрачного ребенка, как в том, что доверилась врагу, оккупанту. Образ покинутого сына - это образ будущего.
б) Выразительное чтение учителем стихотворения «Екатерина».
в) Словарная работа.
Красящие - красочные;
приткнутим - прильнувшим;
не квили - не пой жалобно;
девственность - чистота, девственность;
кровные - родные, родственники (по крови).
г) Беседа по содержанию стихотворения.
- Какое настроение поэзии?
- Как вы представляете Шевченковскую Катерину и Екатерину Киселева?
- Почему Киселев часто прибегает к повторению слова «белый»?
- Что делал народ, чтобы его Екатерина «В снежное небытие не легла!»? («Вилами расшатывали троны, Разрушали все старое дотла ...»)
- Зачитайте последнюю строфу. Какие мысли и чувства переполняют поэта?
- Какие ассоциации возникают у вас со словами?
Екатерина - Украина;
младенец - наше будущее
троны, все старое - самодержавная Россия
теплый хлеб - благополучие, богатство
красящие сны детей - мирное время
г) Упражнение на повторение изученного о художественных средствах языка.
- В представленных примерах назвать выделенные тропы:
Невыразимой болью (эпитет); освятив невыразимой болью (метафора); ибо идет сегодня Екатерина (инверсия); как большой круг, белое поле (сравнение).
III. Обобщение изученного.
1. Проблемный вопрос. Или назвали бы вы Леонида Киселева патриотом родной земли? Докажите свое мнение.
2. Игра на развитие воображения. «Буриме» (по заданным образцам рифмовки нужно составить стихотворный текст. Поощряется выбор оригинальных, необычных рим).
Вариант 1. Подобрать рифмы к словам:
а) Украина (семья - калина).
б) Хата (богатая, девушки).
в) Солнышко (окошечко, доченька).
Вариант 2. Составить віршову строфу с заданными рифмами:
а) Если будет богатеть семья,
То будет счастливая Украина.
б) Украинская хата гостей богатая.
в) Заглянуло солнышко
В мое окошко.
Оценивается по следующим критериям:
Богатая рифма - Бедная рифма.
Большое количество созвучных слогов - Почти отсутствует суголосся.
Разные части речи - Одна часть речи.
Оригинальная, неожиданная рифма - Часто применяемая рима.
IV. Домашнее задание.
Повторить изученное, подготовиться к тематическому оцениванию.