УРОК 27
Тема. Михаил Стельмах. «Гуси-лебеди летят». Автобиографическая основа повести. Показ жизни и быта села. Опоэтизированный образ лебединой стаи.
Цель. Раскрыть автобиографичность повести, подать определения дилогии, формировать умение обосновывать собственное отношение к прочитанному, составлять план отдельных глав повести; выразительно читать и пересказывать произведение, развивать связную речь учащихся; воспитывать любовь к людям и окружающему миру.
Оборудование: учебник «Украинская литература в таблицах и схемах», текст повести «Гуси-лебеди летят».
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
- Зачитывание плана к статье Д. Павлычко «Из глубин народной жизни».
- Перевод статьи И. Семенчука «Жизни начиналось с любви ...»
Михаил Стельмах. «Гуси-лебеди летят». Автобиографичность повести
II. Изложение нового материала.
1. Автобиографическая основа повести.
Повести «Гуси-лебеди летят» и «Щедрый вечер» в творчестве М. Стельмаха занимают особое место.
- Как вы думаете, почему? (Автор рассказывает о своем детстве, о родителях, деда, близких ему людей.)
- Можно ли утверждать, что повесть - автобиографическая?
- Какие еще произведения автобиографического характера вы помните? («Мені тринадцятий минало», «Якби ви знали, паничі ...», «И вырос я на чужбине ...» Т. Шевченко; «Зачарована Десна» О. Довженко.)
- Чем отличается автобиографическое произведение от биографического?
М. Стельмах, написав лирическую повесть «Гуси-лебеди летят», посвятил ее дорогим его сердцу людям: «Моим родителям - Анне Ивановне и Афанасию Демьяновичу с любовью и зажурою».
2. Збагачуймо свое вещание.
Поэтический образ лебединой стаи.
Писатель мыслями возвращается в свое прошлое, в пору отлетевшем на лебединых крыльях детства. Какими трогательными строками начинается повесть!
(Зачитуємо вступление.)
- Что символизируют собой лебеди? (Верность, нежность, радость, доброту, красоту.)
- Как в воображении Мишу создается прекрасный образ лебединой стаи? (Выписываем из текста слова-характеристики лебедей.)
- Лебеди пролетают над домом.
- Летят ниже растрепанных облаков.
- Стряхивают на землю тревожные звуки.
- Лебединые крылья поют, имеют.
- Сделали круг над селом и снова пролетели над домом.
- Гуси-лебеди выносят из беды маленького мальчика.
- Обкружляли вокруг деревни и вернулись.
- В белом підхмар'ї исчезают лебеди.
- Звон их крыльев еще отзывается в мальчику.
- Принесли нам лебеди на крыльях жизнь и весну.
- Полетели на тихие воды, на ясные зори.
- Миша хочет увидеть словно вылитых из серебра лебедей, посмотреть на их певучие крылья.
- Лебеди вылетают с празднично белых облаков.
- Натрушують на дом, на землю и в душу свою лебединую песню.
- Летят над детством, над жизнью.
Устное рисование лебедей (с использованием рисунка лебедей и поэтического языка произведения).
3. Работа над разделами повести.
И раздел
- Придумывание заголовка. («И радость, и грусть».)
- Составление цитатного плана.
Ориентировочный цитатний план
1. «... над нашим домом пролетают лебеди»
2. «... надо мной творится чудо ...»
3. «... принесли нам лебеди на крыльях жизни ... и весну ...»
4. «Дед, а какие у солнца ключи?»
5. «... где мне взять сапог?»
6. «А как дурно пусто досталось мне, когда ... зазиміло ...»
7. «Какая это была радость ...»
II раздел
- Придумывание названия раздела. (Восприятие Мишуткой окружающего мира.)
- Подробный пересказ отдельных эпизодов.
(В поле с ранним плугом.
Милосердие Мишу.
Настоящий ветряк с лебедем.
Похвала матери за добрый поступок.)
VIII раздел
- Придумывание названия раздела. («Будешь идти в люди ...» или «До школы».)
- Рассмотрение раздела проблемами.
Проблемы:
- отношений между родителями и детьми;
- материальная нужда неимущих крестьян;
- красота чувств и переживаний;
- показ жизни и быта села;
- отношение детей и взрослых к науке;
- взаимоотношения учителя и ученика.
IX-й раздел
- Придумывание названия раздела. («И хорошее, и странно, и радостно мне, малому, в этом мире ...»)
- Комментируемое чтение.
а) «... на пороге, словно весняночка, стала розрум'янена и сияющая Марьяна».
Комментарий. Это была попова служанка - красавица Марьяна. Мать Миши, Анна Ивановна, занималась судьбой бедной девушки. И часто приходила к их дому, они пели песни. Девушка сверяла матери свои самые сокровенные секреты. Чистая, доверчивая, нежная, жила красотой. До Миши относилась с трогательной теплотой - как сестра.
б) «У плетня, с котомкой через плечо, незаметно стала Люба». Комментарий. Люба - Михайликова школьная подруга. Маленькая лесная
царевна, которая знает очень много тайн природы. Она будто излучает радость. Искренняя и добрая, осторожная. Очень любит петь.
в) «Три года в седле проезжал».
Комментарий. Это было время гражданской войны и первые годы после нее.
г) «... с чем-то необычным, большим пришла к нам девушка». Комментарий. По украинским народным обычаям, обрученная пара просит на свадьбу. Молодая низко кланяется всем в доме. Девушку величают княгиней, зіронькою, а парня - казаком, месяцем.
III. Итог урока.
- Как вы понимаете выражение: «И хорошее, и странно, и радостно мне, малому, в этом мире»?
- Приходилось ли вам испытывать такие чувства, как Мише?
- Как вы относитесь к главному герою?
- Чем произведение поучительный для вас?
- Какие мысли он вызвал?
IV. Домашнее задание.
Прочитайте отрывки из произведения «Щедрый вечер», выпишите строки, которые очаровали вас красотой языка.