Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 27

 

Тема. Михаил Стельмах. «Гуси-лебеди летят». Автобиографическая основа повести. Показ жизни и быта села. Опоэтизированный образ лебединой стаи.

Цель. Раскрыть автобиографичность повести, подать определения дилогии, формировать умение обосновывать собственное отношение к прочитанному, составлять план отдельных глав повести; выразительно читать и пересказывать произведение, развивать связную речь учащихся; воспитывать любовь к людям и окружающему миру.

Оборудование: учебник «Украинская литература в таблицах и схемах», текст повести «Гуси-лебеди летят».

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

- Зачитывание плана к статье Д. Павлычко «Из глубин народной жизни».

- Перевод статьи И. Семенчука «Жизни начиналось с любви ...»

Михаил Стельмах. «Гуси-лебеди летят». Автобиографичность повести

II. Изложение нового материала.

1. Автобиографическая основа повести.

Повести «Гуси-лебеди летят» и «Щедрый вечер» в творчестве М. Стельмаха занимают особое место.

- Как вы думаете, почему? (Автор рассказывает о своем детстве, о родителях, деда, близких ему людей.)

- Можно ли утверждать, что повесть - автобиографическая?

- Какие еще произведения автобиографического характера вы помните? («Мені тринадцятий минало», «Якби ви знали, паничі ...», «И вырос я на чужбине ...» Т. Шевченко; «Зачарована Десна» О. Довженко.)

- Чем отличается автобиографическое произведение от биографического?

М. Стельмах, написав лирическую повесть «Гуси-лебеди летят», посвятил ее дорогим его сердцу людям: «Моим родителям - Анне Ивановне и Афанасию Демьяновичу с любовью и зажурою».

2. Збагачуймо свое вещание.

Поэтический образ лебединой стаи.

Писатель мыслями возвращается в свое прошлое, в пору отлетевшем на лебединых крыльях детства. Какими трогательными строками начинается повесть!

(Зачитуємо вступление.)

- Что символизируют собой лебеди? (Верность, нежность, радость, доброту, красоту.)

- Как в воображении Мишу создается прекрасный образ лебединой стаи? (Выписываем из текста слова-характеристики лебедей.)

- Лебеди пролетают над домом.

- Летят ниже растрепанных облаков.

- Стряхивают на землю тревожные звуки.

- Лебединые крылья поют, имеют.

- Сделали круг над селом и снова пролетели над домом.

- Гуси-лебеди выносят из беды маленького мальчика.

- Обкружляли вокруг деревни и вернулись.

- В белом підхмар'ї исчезают лебеди.

- Звон их крыльев еще отзывается в мальчику.

- Принесли нам лебеди на крыльях жизнь и весну.

- Полетели на тихие воды, на ясные зори.

- Миша хочет увидеть словно вылитых из серебра лебедей, посмотреть на их певучие крылья.

- Лебеди вылетают с празднично белых облаков.

- Натрушують на дом, на землю и в душу свою лебединую песню.

- Летят над детством, над жизнью.

Устное рисование лебедей (с использованием рисунка лебедей и поэтического языка произведения).

3. Работа над разделами повести.

И раздел

- Придумывание заголовка. («И радость, и грусть».)

- Составление цитатного плана.

Ориентировочный цитатний план

1. «... над нашим домом пролетают лебеди»

2. «... надо мной творится чудо ...»

3. «... принесли нам лебеди на крыльях жизни ... и весну ...»

4. «Дед, а какие у солнца ключи?»

5. «... где мне взять сапог?»

6. «А как дурно пусто досталось мне, когда ... зазиміло ...»

7. «Какая это была радость ...»

II раздел

- Придумывание названия раздела. (Восприятие Мишуткой окружающего мира.)

- Подробный пересказ отдельных эпизодов.

(В поле с ранним плугом.

Милосердие Мишу.

Настоящий ветряк с лебедем.

Похвала матери за добрый поступок.)

VIII раздел

- Придумывание названия раздела. («Будешь идти в люди ...» или «До школы».)

- Рассмотрение раздела проблемами.

Проблемы:

- отношений между родителями и детьми;

- материальная нужда неимущих крестьян;

- красота чувств и переживаний;

- показ жизни и быта села;

- отношение детей и взрослых к науке;

- взаимоотношения учителя и ученика.

IX-й раздел

- Придумывание названия раздела. («И хорошее, и странно, и радостно мне, малому, в этом мире ...»)

- Комментируемое чтение.

а) «... на пороге, словно весняночка, стала розрум'янена и сияющая Марьяна».

Комментарий. Это была попова служанка - красавица Марьяна. Мать Миши, Анна Ивановна, занималась судьбой бедной девушки. И часто приходила к их дому, они пели песни. Девушка сверяла матери свои самые сокровенные секреты. Чистая, доверчивая, нежная, жила красотой. До Миши относилась с трогательной теплотой - как сестра.

б) «У плетня, с котомкой через плечо, незаметно стала Люба». Комментарий. Люба - Михайликова школьная подруга. Маленькая лесная

царевна, которая знает очень много тайн природы. Она будто излучает радость. Искренняя и добрая, осторожная. Очень любит петь.

в) «Три года в седле проезжал».

Комментарий. Это было время гражданской войны и первые годы после нее.

г) «... с чем-то необычным, большим пришла к нам девушка». Комментарий. По украинским народным обычаям, обрученная пара просит на свадьбу. Молодая низко кланяется всем в доме. Девушку величают княгиней, зіронькою, а парня - казаком, месяцем.

III. Итог урока.

- Как вы понимаете выражение: «И хорошее, и странно, и радостно мне, малому, в этом мире»?

- Приходилось ли вам испытывать такие чувства, как Мише?

- Как вы относитесь к главному герою?

- Чем произведение поучительный для вас?

- Какие мысли он вызвал?

IV. Домашнее задание.

Прочитайте отрывки из произведения «Щедрый вечер», выпишите строки, которые очаровали вас красотой языка.