Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 33

 

Тема. Содержание произведения. Идея самопожертвования. Морально-этические уроки доброты, чуткости, заботы о родных.

Цель. Знать полностью содержание произведения, уметь выделять и пересказывать наиболее впечатляющие эпизоды из повести, аргументировать свой выбор. Воспитывать гуманные качества человека: отзывчивость, доброту, заботу о ближнем.

Оборудование: текст произведения, иллюстративный материал.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания и осознание нового материала.

I. Технология «Найди правильное утверждение». В тексте, составленном из ложных утверждений, «спрятано» 6 правильных. Найдите их.

- Климко отправляется в дорогу, полную опасностей, по соль на Полтавщину. (Неправильное.)

- Все добро на базаре, куда обратил Климко, продавалось за деньги. (Неправильное).

- Облаву полицаи делали на старых и молодых людей. (Неправильное).

- Швец-земляк подарил Климкові тапочки, а не выменял. (Правильное).

- Спасена от Германии девушка просила парня стать ее братом и податься на Донбасс к ее маме. (Правильное).

- Ехал парень до станции Дебальцево на открытой грузовой машине. (Неправильное).

- Климко возвращался домой с драгоценной солью и пищей. (Правильное).

- Больного парня выхаживала тетя Марина и хотела даже усыновить его. (Правильное).

- Немец не смог ударить Климка, потому что тот прыгнул в лужу. (Неправильное).

- Главный герой чувствовал ответственность за жизнь Натальи Михайловны и маленькой Оли. (Правильное).

- Мешок соли мешает Климкові показать дорогу військовополоненому. (Неправильное).

- Мальчишку подстерегла неумолимая смерть. (Правильное).

II. Изучение нового материала.

1. Работа с текстом.

Пересказ основных эпизодов повести.

Выделите и переведите главный, по вашему мнению, эпизод для раскрытия авторского замысла. Свое мнение аргументируйте.

а) Встреча на базаре Климка и Зульфата со своей учительницей Натальей Михайловной. (Именно тогда у друзей появилось благородное желание помочь ей, ведь она с маленьким ребенком оказалась в тупике. С того времени мальчики и возьмут на свои слабенькие плечи все заботы об учительнице и ее дочь.)

б) Картина осады, когда Климко с сапожником спасли незнакомую им девушку от Германии, хотя могли поплатиться за это жизнью. (Аргументация: автор в этом эпизоде показал, что настоящие люди остаются людьми даже в экстремальных ситуациях, проявляют сострадание и милосердие к другим.)

в) Рассказ о пребывании Климка у тети Марины, которая выхаживала его и хотела оставить у себя. (Климко же не согласился, потому что чувствовал ответственность за жизнь близких ему людей. Это и есть именно та доброта и самоотверженность души человека.)

г) Заключительный эпизод - возвращение Климку с котомкой соли на станцию, помощь пленному и смерть мальчика - бескорыстной, милосердной и отчаянной души, что жила для добра.

2. Идея произведения. Итог. Все эпизоды впечатляющие и важные, ибо раскрывают авторский замысел, основную мысль повести: дети войны обнаружили такое милосердие, такую способность к самопожертвованию, что и взрослым порой было не по силам. Фашистская пуля достала сердца. Кажется, что такой конец жестокий и несправедливый. Погибают лучшие, которые проявляют благородство, доброту и милосердие. Проклятие войне - еще одна идея повести.

- Выразительное чтение отрывка стихотворения Лины Костенко «Мой первый стих, написанный в окопе...»

Мой первый стих, написанный в окопе,

На той сыпучей ед взрывов стене,

Когда погубило звезды в гороскопе

Мое детство, убитое на войне.

 

Лилась пожара вулканическая лава.

Горела хата. Ночь казалась днем.

И захлиналась наша переправа -

Через Днепр - водой и огнем.

 

Гудела земля, плакал соседский мальчик,

Крестилась баба, и кончался хлеб.

Задрожало тот вузесенький окопчик,

Где две семьи жались несколько суток.

 

О, первый боль тех детских впечатлений,

Какой он след на сердце остается!

Как невыразимое стихами не скажешь,

Не немой сделается душа?!

 

- Работая над текстом произведения, давай, не немой, как спрашивала Л. Костенко в своем стихотворении, может стать душа после страшных испытаний войной?

3. Сочинение-миниатюра на тему: «Уроки доброты и милосердия в моем жизни», «высшее проявление любви - самопожертвование».

III. Итог урока.

Герои произведения никогда не перестают быть людьми. Несут в своих душах доброту, милосердие, отзывчивость, благородство, бескорыстие. Война убила главного героя физически, но душа его осталась чистой, открытой для людей.

Прием «Сна» (учащиеся наклоняются над партами, абстрагируясь от окружения).

Учитель продолжает. Сегодня вы обогатились новым жизненным опытом: тяготы, которые выпали на долю детей войны, не смогли уничтожить лучшие порывы их душ, их не зря учили доброте, человечности, справедливости.

Это произведение заставляет каждого из нас через призму жизни героев взглянуть на себя. Кто мы? Какие мы? Чем способны пожертвовать ради ближних? Желаю вам сердцем дать ответ на этот вопрос.

IV. Домашнее задание.

Выписать портретную характеристику Климка.