Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 9

Встреча с писателем

Тема. «Лишь бороться - значит жить». И. Франко. Рассказ о писателе. Особенности выразительного чтения художественно-публицистической прозы.

Цель. Углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути классика украинской литературы; развивать умение вести «диалог» с писателем, читать и прорабатывать художественно-публицистическую прозу; формировать желание учиться в Франко любви к Отчизне, трудового народа, мужества.

Оборудование: учебник, портрет И. Франка из серии «Украинские писатели-классики» или портрет И. Франко (худ. И. Деркач, с. Криворивня), фотография надгробного памятника Франко на Лычаковском кладбище (скульптор С. Литвиненко), выставка произведений И. Франка о детях, фольклора.

Ход урока

I. Ролевая игра «Встреча с Франком». (Проработка статьи М. Коцюбинского «Иван Франко», заданной домой.)

- Предоставляем слово М. Коцюбинском, который был лично знаком с талантливым поэтом, прозаиком, переводчиком и фольклористом, одним из виднейших политиков Галичины конца XIX - начала XX вв. - Иваном Франком. (Выступление заранее подготовленного ученика в роли М. Коцюбинского.)

«... Сегодня я хочу познакомить вас с одним из лучших украинских писателей - с Иваном Франком. Перед вами его портрет (указывает на портрет). То, что вы видите, хотел бы немного дополнить. Небольшой, хотя сильный мужчина. Высокий лоб, серые, немного холодные глаза, в линиях бороды что-то энергичное, настойчивое. Рыжеватые волосы непокірливо лезет, усы торчат. Скромно одетый, он тихий и незаметный, пока молчит. А заговорит - и вас удивит, как эта невысокая фигура растет и растет перед вами, как в сказке. Вам станет тепло и светло от света его глаз, а его речь кажется не словом, а сталью, что бьет о кремень и сыплет искры. А теперь давайте пообщаемся.

- Какую деталь при описании своего друга я не подчеркнул?

- Почему мне запечатлелась в памяти последняя встреча с Иваном Яковлевичем?

- Назовите любимую форму, в которую Франко «одевает» свои прозаические произведения».

- Найдите в моей статье и зачитайте две излюбленные темы писателя.

- К каким жанрам относятся упоминавшиеся мною произведения?

Слово учителя. Итак, М. Коцюбинский в своем реферате о И. Франко раскрыл большую духовную силу писателя, привлекательность и непобедимый влияние его пламенного слова на других.

II. Объявление темы, цели урока и эпиграфа (запись в тетрадях).

III. Беседа за круглым столом.

Выступление Ивана Франко (ученик, подготовленный заранее).

«... где-то в самой глубокой глубине горит огонь ... Это огонь в кузнице моего отца ... И мне кажется, что запас его я взял ребенком в свою душу ... И что он не погас и до сих пор». (Из рассказа «В кузнице».)

Самым дорогим признанием были для меня радостные слезы отца, который увидел награждения сына за успехи в учебе, тем более, что папы скоро не стало. К счастью, отчим позаботился, чтобы я закончил науку.

Разговор учеников с маленьким Ваней.

- Какими языками, кроме украинского, ты владел? (Польском, немецком.)

- Что тебе больше всего не нравилось во время учебы во втором классе школы василиан в Дрогобыче? (... Садизм одного из учителей, позор и жестокость наказаний в школе. Об этом я написал в рассказах «Красное писания», или «Schonschreiben», и «Отец-юморист».)

- Как тебе удалось собрать библиотеку из 500 томов, хотя денег на это не имел? (Делая за товарищей письменные задания, в награду брал только книги. Еженедельно заходил в магазины, часто покупал антикварные книги.)

(Учитель объясняет слово антиквариат, ученики записывают определение в тетради.)

Антиквариат - это ценные вещи (книги, картины, украшения и т.д.) с прошлых веков.

Иван-студент.

- Уезжая в Львовского университета с глубокими знаниями, отличными оценками и значительным творческим наследием (около сотни произведений), я был полон радостных мечтаний и надежд.

Университет представлялся мне храмом науки, центром культурной жизни, светочем прогресса.

Разговор учеников с Иваном-студентом.

- С чего вы начали творческую деятельность? (По написанию школьных сочинений на немецком и польском языках.)

- Действительно собирание фольклора было вашей второй страстью? (Так. Я любил путешествовать по родному краю и собирать украинские народные песни, пословицы, сказки. Собрал 400 песен и 1800 коломыек. Начал записывать их еще с десятилетнего возраста.)

- За что вас арестовали в 1877 г.? (Меня обвиняли в участии в тайных обществах, но я ответил на это утроенным рвением в творческом труде.)

- Что было причиной повторного ареста 1880 p.? (На этот раз это была просто подозрение в нелегальной агитации. После трех месяцев безосновательного заключения меня этапом в сопровождении полицая отправили в Нагуевичи.) По дороге нас застал дождь и промочил до нитки. Я получил сильную лихорадку ... Сквозь дорожную пыль с пальцев ... сочилась кровь».

Иван Яковлевич Франко. «Оглядаючися своими воспоминаниями в те времена..., я с чистой совестью могу сказать, что они совсем не были казнены ни для

меня лично, ни даже для интересов нашего народа, для которых я собственно в том времени сделал, кажется мне, далеко больше, чем который-любой из наших величайших деятелей того времени». С одной стороны, растет мой авторитет, популярность, талант, а с другой - не прекращаются преследования властями».

Разговор учеников с И.Я. Франком.

- В чем обвиняли вас, когда арестовали в третий раз? (Несмотря на многочисленные ревизии и судебные допросы, вины моей не было доказано.)

- Вы защитили в Вене докторскую диссертацию. Где работали после этого? (Очень хотел работать во Львовском университете, но меня не допустили.)

- Попробуйте вспомнить еще свои псевдонимы, ибо я встречал только Дженджалик. (Псевдонимов я имел немного-немало - 99, ведь у меня были проблемы с цензурой, а также этому способствовали мода, желание печататься в женских изданиях. Помню такие: Мирон, Иван Жив, Хома Брут, Віршороб Голопупенко, «от одной частые Львовской молодіжі».)

IV. Работа с учебником. (Статья «Речь в ответ на приветствие по времени 25-летнего юбилея» И. Франко.)

- Чтение статьи учащимися.

- Рассказ-отрывок (с вопросами).

- Какие строки говорят о Франко как очень скромного человека?

(«Я не считаю себя ни таким большим талантом ...)

- Почему Франко считает, что это не только его праздник?

- Что было главным принципом жизни поэта?

(Ученики записывают в тетради, строя предложения с прямой речью.

«А пусть пропадет мое имя, но пусть растет и развивается украинский народ!»)

V. Итог урока.

Слово учителя.

- От смерти Т. Шевченко никто из украинцев не снискал себе большую славу на просторах Украины, как Иван Франко.

- Как почтил наш народ память великого художника?

Перед вами - фото надгробного памятника И. Франко (скульптор С. Литвиненко) на Лычаковском кладбище во Львове. Он изобразил каменщика, который молотом разбивает гранитную скалу, чем символизирует «борьбу за «человеческое счастье и волю» и является олицетворением самого писателя, которого народ назвал Каменщиком.

VI. Домашнее задание.

Подготовьте рассказ о И. Я. Франко, проработайте статью из учебника для самостоятельного чтения.