Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 4

Тема. Частушки. «Досуг молодежи», «Шуточные частушки» - «перла рассыпанного ожерелья». Особенность жанра и его жизненность.

Цель. Уметь выяснять специфические признаки частушки, побудить к реализации своих творческих возможностей; формировать эстетические вкусы; прививать любовь и уважение к творческому наследию народа.

Оборудование: фонозапис коломыек.

Межпредметные связи: музыка; песни танцевального характера.

Ход урока

I. Организационный этап.

С давних времен песня выражала радость, грусть, надежду, мечты народа о будущем. И как хочется, чтобы украинская песня поднялась с колен, поверила в себя, в свою силу и красоту. И вы, дети, должны помочь ей в этом: знать много песен, уметь их петь, любить песню.

II. Проверка домашнего задания.

Опрос наизусть народных песен (желательно присутствие кого-то из дедушек, бабушек или библиотекаря).

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя. В песенном разнообразии украинской народной творчества, кроме «древних» песен, пестрят коротенькие частушки, что, как мелкие цветы, щедро рассыпанные по Украине, особенно по карпатских селах, лесах и долинах.

 

Откуда мои частушки, спрашивают ня люди.

В долинах, буковине растут они повсюду.

Песенки мои дорогие, где же я вас событие?

Понесу вас в долины, по горам розсію.

И как будет хорошая судьба, я вас соберу,

А как будет злая судьба - я вас занехаю.

 

Они трогают сердца скромной простотой, невзрачной искренностью, оптимизмом. Чаще всего встречаем сравнение их с цветами, с зеленым душистым верховинним миром, а за точным сравнением Ивана Франко, частушки - словно рассыпанные бусы из жемчуга, что перекатываются с места на место и мерцают, привлекая своим блеском. Эти мини-произведения всегда обращены к современности.

2. Фонозапис коломыек (на выбор учителя).

3. Беседа.

- Какие частушки вам понравились больше всего? Или раньше вы слышали частушки? Когда и где это было? Кто их выполнял?

- Какие народные танцы вы знаете? Какой темп гопачка? Проследите зависимость между темпами музыки и танца. Вспомните песни, которые поются во время танцев. Объясните, если можете, происхождение слова «коломыйка».

Эти коротенькие для учителя песенки выполняются в основном во время танцев в сопровождении музыки. Однако в древности по селам, когда собирались молодые или взрослые на гулянку, не всегда были музыки, а потому люди танцевали, пели веселых песен. Темп пения и музыки зависит от темпа танца. В хороводных песнях темп не очень быстрый: вместе танцуют много людей. Гопак танцуют хоть и несколько людей, но каждый в отдельности или парами, поэтому очень быстро, движения порывистые.

Коломийка довольно древняя по своему происхождению. Уже в XVII в. коломийковий произведение имело широкое распространение по всей территории Украины. Об этом свидетельствуют рукописные сборники. Итак, история коломыек уходит в давнюю украинскую песенное творчество. Эти жемчужины песенности бытовали в XVIII в. и в течение XIX в. Они живут и развиваются и в XX-XXI вв. как самостоятельный жанр.

О происхождении слова «коломыйка» есть разные мнения. Одни ученые считают, что оно пошло от названия города Коломыя (Ивано-Франковской области), где частушки якобы впервые начали составлять. Другие полагают, что оно образовалось от слова «круг», потому что во время танца (который тоже называется коломыйка) люди движутся по кругу.

4. Мини-исследование строения коломыек.

а) Чтение четырех коломыек из учебника (учитель должен подчеркнуть, что чтение коломыек должен быть легким, выразительным, обращает внимание на их лаконичную форму, богатство содержания, задушевность).

б) Работа в тетради.

 

Кто не был на Верховине, не видел Карпаты,

Приезжайте к нам в гости - рады вас приветствовать.

 

Ученики записывают песню и исследуют ее:

- определяют ударение в римованому слове (падает на предпоследний слог, женская рифма);

- рифмовки (смежная);

- пауза (цезура после 8 состав);

- выделение логически ударных слов (Верховине - Карпаты, в гости -

приветствовать);

- подсчет строк и слогов в строке (2 строки по 14 слогов).

5. Итог мини-исследования (учащиеся дают определение частушки самостоятельно).

Коломыйка - это песня, которая имеет два 14-составляющие строки. Во время чтения коломийка должна подаваться как самостоятельное, завершенное произведение.

6. Идейно-тематический обзор коломыек.

Материал для учителя. Частушки особенно распространены в Галичине, на Буковине, Закарпатье. Они отличаются разнообразным содержанием, охватывающий все без исключения стороны жизни народа. Поэтому так высоко ценят украинцы коломыйку, ее простоту, мудрость, относятся к ней с большой любовью и уважением, обращаясь как к другу, как к верной советчицы. Она успокаивает, развеивает грусть, но и тревожит.

В этих произведениях нашли отражение различные жизненные явления. Невыносимой народным бедствием была кріпаччина, и частушки про это лихолетье вобрали в себя и горе народное, и гнев порабощенных. Основные темы коломыек, созданных во времена капитализма, - это разорение крестьян, пролета зация, заработки, батракування, эксплуатация.

 

Ой пошел я в Америку хлеба зарабатывать

И пришлось на улице с голода умирать.

 

Частушки о наймитство и заработки обрисовывают образ изможденного батрака, рабочего, на которого легло бремя социальной несправедливости. Особенно отчетливо чувствуется патриотизм в этих маленьких произведениях периода Второй мировой войны. Фашистское рабство вызвало воспоминания о давней турецкое нашествие.

 

То не турки-янычары поднялись из могилы,

То фашистские людоловы село окружили.

 

Много современных коломыек выражают оптимизм, светлые, жизнерадостные настроения.

Расцветает Верховина, как мак среди поля,

Развивается счастливо радісная судьба.

 

7. Опорная схема частушки.

 

Семейно-бытовые

 

Социально-бытовые

Юмористические

 

(о родном крае, хозяйства, досуга молодежи, любовь, брак, семейная жизнь)

 

(о опричников, рекрутчину, эмиграцию, выдающихся людей)

(высмеивание человеческих пороков, различных негативных явлений)

 

 

IV. Закрепление и систематизация знаний.

1. Читаемым и анализ «Шуточных» коломыек и «Досуг молодежи» (по учебнику).

Шуточные частушки

1. Ой девочка-девчоночка, какая ты, какая ты,

За ребятами заглядываешь, не заметеш дома.

 

2. Трудолюбивый легінище, нечего сказать:

До полуночи за девками, до полудня спать.

 

3. Ой скажіте, добрые люди, чем Андрей болеет:

На работе замерзает, круг миски преет.

 

Досуг молодежи

1. Есть в мире добрые люди, всякие песенки,

И лучшей не найдете от коломийочки.

 

2. Воспоем песню, - зачем так сидеть?

Песню у нас любят и старики, и дети.

 

3. Когда тоту коломыйку издалека услышу,

Аж бы наработанная - пою и танцую.

Разделение коломыек

Досуг молодежи (пение, музыка, танцы, вечеринки, девство, парубкування, товарищество, упреки, шутки, насмешки).

2. Подготовка к сдаче коломыек. Коротенькие, простые по строению частушки легко складывать, а потому они возникали и возникают ежедневно. Одни из них забываются, другие - живут долгие годы. Эти произведения всегда актуальны, злободневны и имеют импровизационный характер.

Импровізація - составление стихотворения, песни во время исполнения без предварительной подготовки.

Знать частушки, уметь их складывать и петь считается почетной, похвальным делом. Это гордость и богатство молодежи.

V. Домашнее задание.

Используя полученные знания, составьте шуточные частушки на тему школьной жизни.