УРОК 69
Тема. В. Голобородько. Поэма «Аист» (фрагмент). Фольклорная основа произведения, фольклорные аспекты.
Цель. Рассмотреть специфическую форму, фрагмент поэмы, комментировать его содержание, раскрыть образ аиста; развивать логическое речи учащихся, умение сопоставлять; воспитывать уважение к обычаям украинского народа, верность традициям народной морали и этики.
Оборудование: сборники произведений писателя, иллюстрации к теме.
Эпиграф. «Почитай гнездо старого аиста. Он стережет и ригу, и стежка».
(П. Филипович)
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
1. Выступления учащихся с самостоятельно составленными рассказами.
2. Выразительное чтение (наизусть одного из стихотворений.
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Слово учителя. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Чтобы вы не ошиблись в определении, что это за такая птица аист, прослушайте такие строки:
Какие чудесные краски в нашем родном языке.
Какие оттенки разные от Сейма по Сян.
В Киеве говорят иначе, чем во Львове:
и аист, и бусол, и аист, и боцян.
Так как называешь разновидности аистов ты,
а это лишь разные названия - синонимический ряд.
А еще есть черты языка, называемые диалекты.
Это говори местные на несколько иной лад.
(Д. Белоус)
- Ученики записывают синонимический ряд к слову «аист».
2. Выступления учащихся с сообщениями про аиста.
В устном народном творчестве есть много легенд, которые люди сложили про аиста. Эта птица был и остается до сегодня символом добра и счастья. Самый распространенный миф - якобы он приносит младенцев. В древности во многих селах от Голландии до Балкан чуть ли не каждый дом мог похвастаться собственным лелечим гнездом. Да и сегодня хозяева чувствуют себя счастливыми, если у них во дворе поселяется аист.
На земном шаре существует 17 видов аистов. В Украине распространены два: белый, или аист, и черный. Белый аист давно привык жить рядом с человеком. Этот большой, стройный белая птица с черными крыльями, длинными шеей и клювом знаком каждому.
Аисты - осторожные птицы, но все же охотно пользуются гостеприимством человека и быстро привыкают к освоенной территории.
Черный аист отличается от белого способом жизни: от выбора места проживания до отношения к человеку. Черный аист - отшельник. Он любит гнездиться в одиночестве, вдали от других, забираясь в самые глухие уголки леса.
Аисты - крупные, красивые птицы. Поэтому часто становятся добычей охотников. Теперь повсюду аистов взято под охрану - каждая птица и его гнездо.
3. Рассмотрение иллюстраций, рисунков с изображением аистов. Устный описание птицы.
III. Восприятие и усвоение изученного материала.
Поэма «Аист», фрагмент которой изучаем, вошла в сборник «Украинские птицы в украинском пейзаже». Это издание появилось в Харькове в 2002 году.
1. Выразительное чтение отрывков поэмы учителем.
2. Наблюдения над образом аисты.
Выписать слова-символы к образу аисты.
перевоплощенный дух умершего
священная птица с давних времен
символ плодородия, символ здоровья и счастья
символ привязанности к родному краю
символ продолжения человеческого рода
символ весеннего пробуждения
пара аистов - символ замужества
Аист - священная птица украинского народа. В давние времена человек существовал в тесной связи с природой. Она сравнивала душу умершего с аистом, что улетает в теплые края. Потом этот дух воплощается в новорожденного младенца. Аист на поле - символ благополучия, хорошего урожая. Земледельцы, которые внимательно наблюдали за птицами, говорили: «Появились на земле лелечині лапы, не забирай с грядки сапы».
Молодая девушка радовалась, увидев пару аистов, потому что верила, что это признак того, что в этом году выйдет замуж, будет иметь свою пару.
Прилетали аисты - приносили на своих крыльях весну. А как утешалась семья, если аисты не проходили их усадьбу и селились рядом.
- Вспомните поверья, в которых говорится об отношении человека к птицам.
- Кто разрушит гнездо аиста, поэтому не избежать несчастья.
- То место, где вьет гнездо бусол, очень хорошее и приносит большое счастье его хозяину.
- Если аисты вылетают из двора неожиданно и не возвращаются, случится пожар или двор опустеет.
- Нельзя разбрасывать гнездо аиста, потому что на эту хату грянет гром.
- Какой вывод можно сделать, проанализировав услышанное?
Как видим, для людей аист был символом счастья и здоровья, большим грехом считалось не только распахивать аистовые гнезда, но и даже полохати птиц. Зато кто первый увидит аиста, то в течение следующего года не будет болеть.
Аист для украинцев был символом привязанности к родительскому дому, отчему краю. В. Голобородько в своей поэме упоминает и о другой аиста: «Аист, что летает далеко». - Какой это человек? (Которая ведет себя, как повеса; тот, кто бывает где-то вне дома).
- Почему автора так это тревожит? (Потому что тысячи и тысячи украинцев вынуждены покидать родной дом в поисках лучшей доли, в поисках заработка).
- Почему поэт не использует здесь привычное для него обращение «белый аист»? (Человек, покинула свою родину, семью, больше ассоциируется с черным аистом, который гнездится далеко от человека, живет отшельником).
3. Повторное выразительное чтение произведения учащимися «цепочкой». Прокомментировать прочитанное по такому плану:
- Какие мысли и чувства вызывает прочитанный отрывок?
- Представьте картину, которую описал поэт. Что вы при этом «видите», «слышите»?
- Какие художественные средства использовал автор?
- Расскажите об особенностях строения произведения.
IV. Обобщение изученного.
Исследователь творчества Василия Голобородька 1. Андрусяк пишет: «Очевидно, таки не о птицах рассказывает нам Василий Голобородько, а ... глубины, которые видятся в нашем - человеческом - языке, в наших - человеческих - ритуалах ... Взяв за основу «птичьи» поверья и обычаи, Голобородько рассказывает миру о украинцев. Сам поэт еще с пятнадцати лет начал делать фольклорные записи. Одновременно с поисками образности начались поиски специфического, а оно, как мне в то время казалось, должно находиться в фольклоре. С того времени сделал немало записей по фольклору и этнографии, а поиски национальной специфичности розтягайся на годы и продолжаются вплоть до сегодня».
Технология «Микрофон».
- По какой причине Василий Голобородько обращается к древним представлениям наших предков о природе?
«Рисунок-метафора». Учитель предлагает учащимся нарисовать метафору. Сначала ученики находят авторские метафоры: «засеяна рожью нива дала щедрый урожай», «белая лелеко, ... ты творишь загадку о растении», «ты (лелеко) приносишь нам красну весну», а затем составляют собственные (нива дарит щедрый урожай; белый аист, ты складываешь загадку, на своих крыльях приносишь весну).
VI. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение с комментарием поэзии В. Голобородько (на выбор).