Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 69

 

Тема. В. Голобородько. Поэма «Аист» (фрагмент). Фольклорная основа произведения, фольклорные аспекты.

Цель. Рассмотреть специфическую форму, фрагмент поэмы, комментировать его содержание, раскрыть образ аиста; развивать логическое речи учащихся, умение сопоставлять; воспитывать уважение к обычаям украинского народа, верность традициям народной морали и этики.

Оборудование: сборники произведений писателя, иллюстрации к теме.

Эпиграф. «Почитай гнездо старого аиста. Он стережет и ригу, и стежка».

(П. Филипович)

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

1. Выступления учащихся с самостоятельно составленными рассказами.

2. Выразительное чтение (наизусть одного из стихотворений.

II. Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Чтобы вы не ошиблись в определении, что это за такая птица аист, прослушайте такие строки:

Какие чудесные краски в нашем родном языке.

Какие оттенки разные от Сейма по Сян.

В Киеве говорят иначе, чем во Львове:

и аист, и бусол, и аист, и боцян.

 

Так как называешь разновидности аистов ты,

а это лишь разные названия - синонимический ряд.

А еще есть черты языка, называемые диалекты.

Это говори местные на несколько иной лад.

(Д. Белоус)

 

- Ученики записывают синонимический ряд к слову «аист».

2. Выступления учащихся с сообщениями про аиста.

В устном народном творчестве есть много легенд, которые люди сложили про аиста. Эта птица был и остается до сегодня символом добра и счастья. Самый распространенный миф - якобы он приносит младенцев. В древности во многих селах от Голландии до Балкан чуть ли не каждый дом мог похвастаться собственным лелечим гнездом. Да и сегодня хозяева чувствуют себя счастливыми, если у них во дворе поселяется аист.

На земном шаре существует 17 видов аистов. В Украине распространены два: белый, или аист, и черный. Белый аист давно привык жить рядом с человеком. Этот большой, стройный белая птица с черными крыльями, длинными шеей и клювом знаком каждому.

Аисты - осторожные птицы, но все же охотно пользуются гостеприимством человека и быстро привыкают к освоенной территории.

Черный аист отличается от белого способом жизни: от выбора места проживания до отношения к человеку. Черный аист - отшельник. Он любит гнездиться в одиночестве, вдали от других, забираясь в самые глухие уголки леса.

Аисты - крупные, красивые птицы. Поэтому часто становятся добычей охотников. Теперь повсюду аистов взято под охрану - каждая птица и его гнездо.

3. Рассмотрение иллюстраций, рисунков с изображением аистов. Устный описание птицы.

III. Восприятие и усвоение изученного материала.

Поэма «Аист», фрагмент которой изучаем, вошла в сборник «Украинские птицы в украинском пейзаже». Это издание появилось в Харькове в 2002 году.

1. Выразительное чтение отрывков поэмы учителем.

2. Наблюдения над образом аисты.

Выписать слова-символы к образу аисты.

перевоплощенный дух умершего

священная птица с давних времен

символ плодородия, символ здоровья и счастья

символ привязанности к родному краю

символ продолжения человеческого рода

символ весеннего пробуждения

пара аистов - символ замужества

 

Аист - священная птица украинского народа. В давние времена человек существовал в тесной связи с природой. Она сравнивала душу умершего с аистом, что улетает в теплые края. Потом этот дух воплощается в новорожденного младенца. Аист на поле - символ благополучия, хорошего урожая. Земледельцы, которые внимательно наблюдали за птицами, говорили: «Появились на земле лелечині лапы, не забирай с грядки сапы».

Молодая девушка радовалась, увидев пару аистов, потому что верила, что это признак того, что в этом году выйдет замуж, будет иметь свою пару.

Прилетали аисты - приносили на своих крыльях весну. А как утешалась семья, если аисты не проходили их усадьбу и селились рядом.

- Вспомните поверья, в которых говорится об отношении человека к птицам.

- Кто разрушит гнездо аиста, поэтому не избежать несчастья.

- То место, где вьет гнездо бусол, очень хорошее и приносит большое счастье его хозяину.

- Если аисты вылетают из двора неожиданно и не возвращаются, случится пожар или двор опустеет.

- Нельзя разбрасывать гнездо аиста, потому что на эту хату грянет гром.

- Какой вывод можно сделать, проанализировав услышанное?

Как видим, для людей аист был символом счастья и здоровья, большим грехом считалось не только распахивать аистовые гнезда, но и даже полохати птиц. Зато кто первый увидит аиста, то в течение следующего года не будет болеть.

Аист для украинцев был символом привязанности к родительскому дому, отчему краю. В. Голобородько в своей поэме упоминает и о другой аиста: «Аист, что летает далеко». - Какой это человек? (Которая ведет себя, как повеса; тот, кто бывает где-то вне дома).

- Почему автора так это тревожит? (Потому что тысячи и тысячи украинцев вынуждены покидать родной дом в поисках лучшей доли, в поисках заработка).

- Почему поэт не использует здесь привычное для него обращение «белый аист»? (Человек, покинула свою родину, семью, больше ассоциируется с черным аистом, который гнездится далеко от человека, живет отшельником).

3. Повторное выразительное чтение произведения учащимися «цепочкой». Прокомментировать прочитанное по такому плану:

- Какие мысли и чувства вызывает прочитанный отрывок?

- Представьте картину, которую описал поэт. Что вы при этом «видите», «слышите»?

- Какие художественные средства использовал автор?

- Расскажите об особенностях строения произведения.

IV. Обобщение изученного.

Исследователь творчества Василия Голобородька 1. Андрусяк пишет: «Очевидно, таки не о птицах рассказывает нам Василий Голобородько, а ... глубины, которые видятся в нашем - человеческом - языке, в наших - человеческих - ритуалах ... Взяв за основу «птичьи» поверья и обычаи, Голобородько рассказывает миру о украинцев. Сам поэт еще с пятнадцати лет начал делать фольклорные записи. Одновременно с поисками образности начались поиски специфического, а оно, как мне в то время казалось, должно находиться в фольклоре. С того времени сделал немало записей по фольклору и этнографии, а поиски национальной специфичности розтягайся на годы и продолжаются вплоть до сегодня».

Технология «Микрофон».

- По какой причине Василий Голобородько обращается к древним представлениям наших предков о природе?

«Рисунок-метафора». Учитель предлагает учащимся нарисовать метафору. Сначала ученики находят авторские метафоры: «засеяна рожью нива дала щедрый урожай», «белая лелеко, ... ты творишь загадку о растении», «ты (лелеко) приносишь нам красну весну», а затем составляют собственные (нива дарит щедрый урожай; белый аист, ты складываешь загадку, на своих крыльях приносишь весну).

VI. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение с комментарием поэзии В. Голобородько (на выбор).