УРОК 23
Тема. Андрей Чайковский «За сестрой». Геройство и рыцарская отвага главного героя.
Цель. Характеризовать образ главного героя, формировать осознание понятия рыцарства, уметь составлять план характеристики Павлуся; развивать умение высказывать собственные суждения о геройстве и рыцарскую отвагу главного героя; воспитывать рыцарские добродетели.
Оборудование: произведение В. Скотга «Айвенго» (иллюстрированный), схема «Ассоциативная паутинка», учебник.
Межпредметные связи: зарубежная литература: В. Скотт «Айвенго».
Ход урока
И. Актуализация.
а) «Ассоциативная паутинка». Какие ассоциации со словом «рыцарь» у вас возникают?
СХЕМА
(Можно «дополнять» паутинку в течение урока и в конце урока, добавляя такие ассоциации: свободолюбие, отвага, священное чувство долга перед народом, человеком, патриотизм и т.д.)
б) Міжпредметний связь (романтика приключений, исторический колорит в романе «Айвенго» В. Скотта)
Опережающее задание
(возможный вариант)
Действие исторического романа В. Скотта «Айвенго» разворачивается примерно в 1194 году. Дата связана с возвращением к своей стране после давних лет отсутствия английского короля Ричарда І Львиное Сердце. Вальтер Скотт, мастерски изображая высокая любовь, рыцарские поединки и подвиги, обращается к реальной личности прошлого, что прожила жизнь, наполненную смелого дерзания, борьбы за справедливость. Рыцарь Уїлфред Айвенго - герой произведения - завораживает необычайной силой, мужеством и выносливостью, достоинством и благородством.
(Можно добавить ассоциации к паутинки после этого вида работы. Например: выносливость, достоинство, подвиг, борьба за справедливость, благородство.)
II. Сообщение темы и цели урока и ожидаемых результатов.
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
Действительно, образ рыцаря, главного героя произведения Павлуся, почти вашего ровесника, волнует и вызывает симпатии к себе. Вы увлекаетесь его глубоким патриотизмом, искренней любовью к сестре, способностью преодолевать трудности в достижении поставленной цели. Однако у некоторых из вас может появиться сомнение в реальных возможностях осуществления его замысла. Ведь Павлуша часто попадает в такие ситуации, из которых, принимая во внимание юный возраст, ему не под силу выбраться. Это происходит потому, что автор в определенных местах гіперболізує этот образ, и он приобретает черты, свойственные фольклорным героям - богатырям. Такой прием не только не умаляет красоты образа, а наоборот, делает его более привлекательным и вызывает, видимо, у вас, юных читателей, желание подражать положительные черты характера Павле.
Найдите в тексте, зачитайте эти места. Согласны ли вы с автором относительно приема гиперболизации?
2. Короткие ответы с зачитыванием соответствующих отрывков.
1) Расшифруйте смысл предложения: «Учился рыцарского ремесла» (ездил на лошади, стрелял из ружья и лука, бросал копьем и арканом, орудовал саблей, увлекался обычаями, походами и приключениями казаков).
2) Как повлияла на Павле впервые увиденная им битва казаков с татарами?
3) Оцените поведение парня в отношениях с Мустафой. (Сначала смелая и гордая ответ сыну Сулеймана, что никогда не примет нашенски веры (за что был жестоко избит), затем - хитрости.)
4) Как объяснить эту перемену в характере? (Видимо, его решением какой-выжить, чтобы найти сестренку Аннушку, вызволить ее из неволи.)
5) Вспомните и расскажите о ошибку, допущенную Павлусем во время разговора с харцизом Карим. (Павлуша проявил излишнюю доверчивость, сказав нерадивому, что у него есть деньги.)
6) свершилось проклятие главного героя, адресованное жестоком грабителю?
7) Горячей любовью к Украине, к ее народу проникнуты все помыслы и чувства главного героя произведения. Докажите правильность этого мнения, зачитав внутренние монологи. («Маму убили, дедушки... нас замучили... Погодите, чертовы сыны! Вернусь ли я еще сюда, может, и не раз, и не на посторонку, как невольник, а с казачеством, как рыцарь!»)
8) кстати, какие черты характера Павлуся могут в наше время быть образцом для подражания?
3. Коллективное составление плана к характеристике образа.
Проблемный вопрос:
- Почему юный герой один отправился в опасные странствия?
Дополнительные (наводящие) вопросы:
- Как отнеслись отец и старший брат до просьбы Павлуся пойти вместе искать Аню? Верили ли они в счастливое завершение его намерения? Куда больше тянуло их сердце? Почему?
Ориентировочный план
1. Павлик - главный герой произведения, представитель славного рода Судаков.
2. Казацкий нрав парня:
а) отвага;
б) сообразительность и находчивость;
в) настойчивость и решительность;
г) глубокий патриотизм;
ґ) искренняя любовь к сестре;
д) способность преодолевать трудности в достижении поставленной цели;
е) искренность, чувствительность, нежность.
3. Отношение автора и других героев произведения к Павле.
4. Мое отношение к Павлу Судака.
Герои романтизма - это исключительные личности в исключительных обстоятельствах. Романтический герой понимает собственную исключительность, поэтому он гордый, стоит более толпой. Это одиночка, человек одинок. Только в произведениях на тему национально-освободительной борьбы герой лишен этого одиночества, в них он предстает как самый лучший, самый смелый, самый мудрый среди товарищей по оружию.
4. Устный рассказ о главном герое по плану (2-3 ученика).
5. Момент творчества! (Письменный ответ на 4-й пункт плана.)
IV. Рефлексия.
- Какие еще слова после характеристики образа можно дописать в ассоциативную паутинку?
- Рыцарь XXI века... Кто он? Реальный или фантастический этот образ для вас? Каким рыцарским добродетелям предпочитают девушки?
V. Домашнее задание. Подготовить устную характеристику представителей враждебного лагеря.