УРОК 42
Тема. Богдан Лепкий. «Видишь, брат мой ...» История написания произведения. Отображение святого чувства любви к родному краю, болезненные воспоминания и тоска по утраченной Родине. Мелодия Льва Лепкого к песне.
Цель. Ознакомить учащихся с историей написания поэзии; раскрыть феномен песни, ставшей народной; развивать творческое воображение школьников; воспитывать любовь к родной земле, к украинской песне.
Оборудование: рисунок журавлей, аудиозапись песни «Слышишь, брат мой ...», портрет Л. Лепкого.
Ход урока
I. Сообщение цели и задач урока.
II. Работа над новым материалом.
1. Вступительное слово учителя.
Хоть ты богат и свободен сейчас,
За океаном нашел свой край,
О тех, что там, в родной Украине,
Не забывай! Не забывай! Не забывай!
- Много лет назад Богдан Лепкий этими словами обратился к людям, которые по разным причинам покинули родной дом и оказались на чужбине. Эти слова поэта актуальны и сегодня. Сотни тысяч людей, оставляя родных и близких, в поисках лучшей доли уходят за границу. Одних туда гонит материальная нужда, других - желание не растратить свое призвание, а еще других - стремление дать детям то, чего сами не смогли иметь. Одни по несколько лет возвращаются домой, другие уже никогда не отпустит от себя чужбина.
Такая судьба уготована и Богдану Лепкому - навеки остался в чужой стороне.
2. Беседа с учениками.
- По каким причинам Бы. Лепкий с семьей эмигрировал за границу?
- Как сложился его жизненный путь?
- Можно ли сказать, что писатель никогда не забывал об Украине?
- Почему Бы. Лепкий еще в начале своей литературной деятельности обратился к теме эмиграции? (Б. Лепкому была до боли близка судьба галицких и буковинских крестьян, которые ехали, гонимые голодом и холодом, в чужие края. Этой теме он посвятил стихотворение «У світ за очі» (1895 г.).)
3. История написания стихотворения «Видишь, брат мой ...» Находясь далеко от родного Подолья, в Кракове, Бы. Лепкий часто ходил на вокзал, смотрел на искателей лучшей судьбы и постоянно мучился тем, что Краков стал перевалочным пунктом для эмигрантов. И тогда Богдан Сильвестрович написал поэтическую миниатюру, что, по выражению Ф. Погребенныка, есть «моцартівським реквиемом украинским трудящимся-эмигрантам». Это было стихотворение «Журавли». Первоначальный текст есть в ваших учебниках.
4. Выразительное чтение стихотворения учителем.
5. Беседа по содержанию. (Используем рисунок с журавлями на доске.)
- К кому обращается автор в своем стихотворении? Зачитайте строки из текста.
Народный символ использует Б. Лепкий в стихотворении? Что он означает?
- Каким настроением полна поэзия?
- Какую роль играют повторы в стихотворении?
- Раскройте основную мысль произведения.
- Чем близка эта поэзия современным читателям?
6. Дополнения учителя.
- «Стих сложился, - вспоминал потом поэт, - как бы сам из себя, без моего ведома и труда». Было это позднего осеннего вечера 1910 года. Писатель возвращался из театра, а в мгле ночного неба, улетая, кричали журавли. Это невольно напомнило поэту длинные ряды эмигрантов, также «улетали» в серую неизвестность за моря.
7. Выступления учащихся с сообщением. (Обращаемся к портрету Л. Лепкого.)
- Время сказать несколько слов и об авторе музыки Льва Лепкого. Был он среднего роста, крепкого телосложения, веселый, приветливый человек.
Одаренный, как и его старший брат Богдан, сам написал неплохие стихи, любил играть на гитаре, пел, умел рисовать. Это же по его эскизам были сшиты шапки-«мазепинки», мундиры и изготовлено отличия украинских сечевых стрельцов, принятые впоследствии и в УГА.
- Песню от Льва Лепкого услышал художественный руководитель галицкого театра Степан Чарнецкий. Путешествуя с театром, часто ее исполнял, и она быстро распространилась по всей Галичине. И не эмигранты приняли ее первыми за свою.
Вспыхнул пожар Первой мировой войны, разлилось море слез и крови. Не один думал: перелечу не перелечу я это адское море? Песня набирала нового, не менее трагического содержания, поэтому и была такой популярной среди украинских сечевых стрельцов, поэтому и перелетала окопы и ширилась по всей украинской земле.
- После боев в Карпатах понесли эту песню с собой пленные кубанские казаки, и она некоторое время распространялась под названием «кубанской песни». Так она залетела аж на Зеленый Клин.
Немного других красок песня приобрела, когда в 30-х годах кто-то занес ее на Соловецкие острова. «Журавли», как вспоминают очевидцы, стали верными спутниками соловецких узников, которым так и не удалось перелететь Белое море (сталинские палачи по-воровскому заключенных топили в ледяной воде).
(Звучит в записи песня «Слышишь, брат мой ...»)
III. Закрепление изученного.
Творческая работа (навеяна мелодией или по представленным началом).
- Улетали на юг журавли ...
Улетали, чтобы больше не вернуться. Безмерная тоска и печаль разносились по миру от того журавлиного плача. И казалось, этом бесконечном, вечном птичьем лету не будет конца. А израненное сердце щемит, жалко. Скатывается жгучая слеза скорби в роз'ятрене тело матери-Украины.
Кто же те журавли, что не дождались весны на Родине и остались в водовороте так долго? Это - наша украинская гордость, наша духовность, цвет - интеллигенция. Нельзя перечислить тех уголков мира, где они находили свою защиту, убежище, но не родное гнездо.
IV. Итог урока.
- Эта унылая, скорбно-задумчивая песня звучит везде, где только живут в мире украинцы. Она переведена на польском, немецком, английском, французском, еврейском и даже японском языках.
Ее поют хором и сольно, мелодию исполняют духовые оркестры в самые тяжелые минуты грусти и печали, когда прощаются навеки с человеком. Теперь, через годы и расстояния, Богдан Лепкий вернулся в края своей молодости в бронзе и граните, стал на постаменте посреди площади. Его родные «Журавли» зовут «кру-кру» через всю Украину, через его судьбу.
По словам Ф. Погребенныка, «нет Б. Лепкий, ни его брат - поэт и композитор Лев Лепкий даже такой гениальной песней не тронули сердца идеологических чиновников, которые наложили на их имена и творчество вето».
V. Домашнее задание.
Выполните (по желанию) иллюстрации к поэзии.