УРОК 61
Тема. Анатолий Димаров. Рассказ о писателе. «Голубой ребенок» (сокращенно). Автобиографическая повесть (первая часть тетралогии «На коне и под конем»). Морально-этическая проблематика произведения.
Цель. Ознакомить учащихся с биографией писателя, знать содержание повести, определять и комментировать главные проблемы произведения; развивать связную речь учащихся; воспитывать любовь к родному слову.
Оборудование: портрет писателя, книга «На коне и под конем».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Восприятие и усвоение нового материала. (На доске - портрет А. Димарова).
1. Слово учителя.
Творчество А. А. Димарова, лауреата Государственной премии имени Т. Г. Шевченко, занимает одно из ведущих мест в украинской литературе XX века. Блестящий мастер слова, тонкий стилист, человек с огромным чувством юмора, которого сравнить можно разве что с Остапом Вишней. Произведения, посвященные Великой Отечественной войне, свидетелем и участником которой довелось быть автору, а также повести и романы о жизни современников художника в предвоенные и послевоенные годы вызвали горячий интерес и восхищение читателей. Они в разное время получили высокую оценку литературоведов и критиков.
Родился будущий писатель 5 мая 1922 года на хуторе Гараски в семье изначального земледельца Андроника Федоровича Гарасюти. Мать - дочь священника, получила хорошее воспитание, окончила епархиальное училище, готовилась стать учительницей. Добрый и набожный отец воспитывал своих детей в труде, в духе народной морали, уважительного отношения к старшим, к природе, народных обычаев и обрядов.
2. Работа с учебником. Проработка статьи о жизни и творчестве А. Димарова.
3. «Интересные страницы». (Заранее подготовленные сообщения учащихся о жизни и творчестве писателя).
1-ый ученик. В Гарасют на дворе росла большая груша, которая ежегодно обильно родила. Отец любил всех угощать сладкими плодами. Зимой на груши появлялись кольца колбас. Вот как об этом вспоминает сам писатель: «... Заносил (отец) в дом с мороза и клал тяжелые кольца на стол. Помню, я каждый раз просился, чтобы меня разбудили, - так хотелось увидеть, как эти колбасы свисают на груши. И папаша однажды вывел меня в глубокий, чуть ли не с головой, снег и поставил под грушей:
- А посмотри, может, не все еще сорвал. Я взглянул вверх и прямо над головой, на самой низкой ветке, увидел позолоченное утренним солнцем кольцо колбасы.
- Вон она, вон! - закричал я изо всех сил.
- Ты смотри, колбаса! - удивился папаша. - Как же это я упустил?.. Ну, если ты увидел, то тебе и срывать.
Подхватил меня на руки, поднял высоко вверх, я протянул обе руки и сорвал тяжелое кольцо колбасы. Прижимал изо всех сил колбасу к груди, боясь уронить ее в снег.
Что это было за время, когда даже груши родили колбасы!..»
То было время изобилия, веками устоявшейся земледельческого труда, когда каждый, кто работал, имел хлеб и до хлеба.
2-й ученик.
- Все изменилось в семье Андроника Гарасюти, когда пришла советская власть. Во время принудительной коллективизации отец отказался усуспільнювати нажитое тяжким трудом имущество. И для того, чтобы семья избежала выселения в Сибирь, был вынужден покинуть жену и сыновей и скрываться без паспорта. Мария Алексеевна с сыновьями уехала из родных мест. А мальчики получили новые метрики, где были записаны девичья фамилия матери - Димарова и новые имена отчества - Андреевиче. Разлука с сыновьями была болезненным испытанием для Андроника Гарасюти, а уже как набідувалася иметь, можно только представить. Однажды отец не выдержал, навестил свою семью, представившись дальним родственником перед другими людьми. Забрал с собой Анатолия, но потом, поняв, что сыну у него быть опасно, отправил его обратно к матери. Дал в дорогу ведерко меда, кусок хлеба, кусок сала и письмо для матери, которого и сохраняла вплоть до войны.
3-й ученик.
- Писательский талант оказался в А. Димарова еще со средних классов: способный парень писал и стихи, и прозу. Перед войной Анатолий окончил среднюю школу. Потом была война, ранения, новые испытания. После увольнения из армии Димаров устроился на работу в газете, поступил в Литературный институт в Москве. На это время приходится начало его творческой деятельности, публикация первого произведения (книга «Гости из Волыни»).
Впоследствии были напечатаны другие произведения («Две Марии», «Волынские легенды», «Сын капитана», «Док», «Идол», «Зінське щенок», «Самосуд» и др.).
А. Димаров очень любит путешествовать, побывал на крупнейших горных массивах мира. Недавно художник написал «Поэму о камень», в которой описал свои многолетние странствия.
4. Комментарий к названию повести и содержания частей.
а) Название первой части - «Через мостик» имеет притчевый характер. А. Димаров начинает сочинение по притче о мостик над обрывом: чем больше набирала человек необходимого для жизни, тем уже становился мостик. «Я тоже стою над таким обрывом, и по ту сторону - прожитые мной годы. 1 пока не исчез мостик моей памяти, буду ходить по нему, хотя бы он стал такой узкий, как лезвие ножа».
В первой части нанизывается ряд ярких эпизодов раннего детства Толи (рассказ о пятилетнего мальчика и его двухлетнего брата Сережу начинается с 1927 г.).
б) Вторая часть «Голубой ребенок» - иронично названа. Автор говорит, что, приводя в пример его примерное поведение в детские годы, жена таким образом пыталась воспитывать их сына. Вот он и решил написать правду об ангеле, «голубую ребенка», «если бы залетела много-много лет назад в наш пятый «Б» класс, она не вырвалась бы оттуда живьем. А если и вырвалась бы, то с ободранными крыльями. И больше того-голубого перья, конечно же, осталось бы в моих жменях!»
В «Голубой ребенку» именно эту часть мы будем сокращенно изучать, в которой разворачиваются непростые будни Толе-школьника, его возмужание и моральный рост, познание правды и несправедливости жизни.
в) Поскольку в селах в те времена в основном функционировали семилетки, для завершения обучения необходимо было ехать в городки. Так произошло с Толиком. Его обучение, духовный рост художественно воспроизведены в третьей части повести «Маскулинум, фемінінум, нойтрум» (мужской, женский, средний род с нем. языка).
г) Служба в армии, нелегкие будни молодого бойца, закалки тела и духа разворачиваются перед читателем в заключительной, четвертой части книги, которая имеет название воинской команды - «Ать-два».
г) Наконец финал произведения разворачивает перед нами страшный начало Великой Отечественной войны, ее первые дни и недели. Автобіографізм этой части тетралогии, что имеет название «Вместо эпилога. Граната», особенно очевиден.
Жизненный опыт, духовный рост, что день в день формировали личность, позволили Толикові удержаться „на коне" на крутом изломе истории родной земли, выстоять и победить фашизм. Укрощение строптивого коня своей судьбы стало возможным только благодаря тем морально-этическим и духовным принципам, на которых воспитывалось поколение: трудолюбие, честность, способность к сопереживанию, ответственность, человечность.
5. Работа над текстом произведения.
- Украинская литература не богата на высокохудожественные юмористические произведения. Исключение составляют повести В. Нестайко, Я. Стельмаха и, конечно, А. Димарова. Вот уже несколько поколений зачитываются книгой «На коне и под конем», вышедшей в свет в 1982 году. Первая часть тетралогии «Через мостик» вышла в свет еще в 1957 году, «Голубой ребенок» - в 1968 году. Именно эту часть мы изучаем с вами в 7 классе.
а) Метод «Медленного чтения» (выбор эпизодов, фрагментов текста, которые являются ответами на поставленные учителем вопросы):
- Чем сразу захватывает начало повести А. Димарова «Голубой ребенок»?
- Зачитав вступление повести по ролям, выскажите свое мнение, или старшее поколение в детстве действительно было лучшим за вас.
- Взрослые лишь с воспитательной целью пытаются в глазах детей выглядеть образцовыми людьми?
- Зачитайте выразительно фрагмент о случае с яблоками из чужого сада. Как вы лично отнеслись бы к девочке, подобной Оли Чровжової? Почему?
- Молча прочитайте отрывок, в котором рассказывается о шалости Толи (случай с лягушонком на языке). Чем поучителен этот эпизод?
- Прочитайте медленно лирическое вступление от слов: «Отцы наши были скупыми на ласку» до слов: «... нелаяні дети» и объясните его значение в произведении.
III. Итог урока. Рефлексия («Незаконченное предложение»).
- Составьте план дальнейших действий.
1. Для меня на сегодняшнем уроке самым важным было ...
2. Эти знания мне нужны будут для ...
3. Самым интересным на уроке было ...
4. Я бы хотел узнать на следующем уроке ...
IV. Домашнее задание.
Дочитать повесть, составить хронологическую таблицу жизненного и творческого пути А. Димарова.