УРОК 1
Тема. Вступление. Художественное произведение как явление искусства, новый ирреальный мир, созданный писателем.
Цель. Ознакомить учащихся с учебником украинской литературе для 7 класса и поощрить их к изучению родной литературы; углубить понятие об основных средствах выразительности; выяснить эстетическое, познавательное и воспитательное значение художественной литературы; прививать любовь к украинской литературе.
Оборудование: таблица «Виды искусства», литературоведческий словарь-справочник, выставка книг, учебник, плакат-памятка.
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний.
1. Вступительное слово учителя.
- Прочитанные книги открывают перед вами безграничные горизонты знаний. Художественное слово с вами рядом всю жизнь, начиная от маминой колыбельной, от первого самостоятельно выученного стихотворения. Постепенно, ступенька за ступенькой, вы входите в мир большой литературы, в мир Тараса Шевченко и Ивана Франко, Леси Украинки и Александра Довженко. Каким однообразной и серой была бы наша жизнь без колядок и веснушек, без интересных рассказов и лирических стихов! Этот бесценный клад найдем во многих произведениях, которые вы прочитали за лето. Листая книгу, вы погружались в глубокий и неповторимый мир, а дочитав ее до конца, стали гораздо мудрее и добрее.
2. Оформление выставки «Украинская книга в моей семье». (Ученики, пользуясь плакатом-памятником, вывешенным на доске, рассказывают о любимых книгах, которые они прочитали за лето.)
План.
1. Кто автор книги?
2. Что вы знаете о нем?
3. Попадались ли вам его книги?
4. Что можно рассказать об этой книге по обложке и заголовком?
5. Расскажите, что интересного вы узнали из книги.
6. Прочитайте отрывок из книги, который, по вашему мнению, может заинтересовать всех.
- Итак, можем сделать вывод, что художественное произведение как вид искусства является одним из самых дорогих сокровищ человечества, а украинская книга по своей содержательности и художественным мастерством занимает видное место в мировой литературе.
3. Из народной мудрости.
- Какие вы знаете высказывания о книге, что является самым ценным сокровищем человечества?
- Солнце освещает человеку путь, книжка дает ей крылья.
- Книга может подсказать, как на правильный путь стать.
- Книга - твой друг. Чем больше у тебя друзей, тем лучше. (Нар. мудрость.)
- «Лучшие книги стали бессмертными, они вошли в сокровищницу мировой культуры, в них мудрость и красота, глубина человеческих переживаний и зов к счастью» (В. Сухомлинский).
4. В каждом из существующих видов искусства свое средство отражения жизни. В архитектуре и скульптуре - пластические массы; в живописи - линии и краски; в танце и пантомиме - человеческое тело; в музыке - звук; в литературе - слово; в театре и кино - сценические картины и игра актеров. Итак, искусство - это отражение действительности в художественных образах, с помощью которых художники в своих произведениях изображают новое ирреальное (воображаемое) жизнь, вроде реального.
Художественная литература - один из самых распространенных видов искусства. Ее еще называют искусством слова или изящной словесностью, ибо она воссоздает картины человеческой жизни образным словом. Слово становится образным тогда, когда не только называет что-то, но и обобщает, вызывает определенные чувства и переживания или выражающее оценку, отношение к названного явления, то есть имеет определенную эмоциональность.
Произведения писателей влияют на разум человека, на его чувства, побуждают к размышлениям, співпереживань, воспитывают человека, дают ему знания и эстетическое наслаждение.
Очень высоко оценивают возможности искусства слова современные литературоведы. «Художественная литература - первая среди равных по своему значению и влиянию на общество и человека искусств».
5. Функции литературы.
Познавательная - человек является не только предметом изображения литературы, но и ее целью. Читая художественное произведение, можно узнать о историческое прошлое, обычаи, обряды разных народов, их культуру и т.д.
Эстетическая - у каждого человека есть эстетическое чувство, стремление к прекрасному.
Воспитательная - воспитывать у читателей любовь к родному краю, труду, природе; в одних действующих лиц автор пытается вызвать у читателей любовь и сострадание к другим - неприязнь, ненависть.
II. Восприятия и усвоения материала.
1. Чтение статьи учебника.
2. Работа с таблицей «Виды искусства».
- Заполните таблицу, вставляя такие слова: книга, картина, фильм, бюст, ноты, спектакль, картина, партитура, фигура, сцена, заголовок.
- Запишите определение, продолжив мысль.
Искусство - общее, широкое понятие, которое охватывает такие отдельные виды, как литература, живопись, скульптура, ... .
Художественное произведение, или произведение искусства, результат творчества писателя, художника ... (допишите самостоятельно); (скульптора, музыканта, сценариста, актера, режиссера).
III. Закрепление материала.
Выразительное чтение стихотворения Леси Украинки «К» из цикла «Семь струн» и характеристика функций литературы на его основе.
IV. Итог урока.
- Согласны ли вы с мнением В. Шевчука, что среди других видов искусства «лидирует таки литература» ? Почему?
«Художественная литература среди других видов искусств занимает особое, можно сказать, универсальное место...»
Как видим, все искусства взаимосвязаны и впитывают в себя различные средства создания, но лидирует все-таки литература, ибо главная ее задача - явление пусть иллюзорной, но уподібненої к настоящей действительности со всем ее разнообразием. Тем-то живой мир, в котором живем, тесно сочетается с эстетическим, который его обобщает, осмысливает, воспроизводит - на своем уровне. И без такого сочетания не можем представить себе
цивилизации, которую создал человек. А когда бы изъяли искусство из жизни, мир стал бы серым, опростился бы, а в то же время был бы менее понятным и интересным.
V. Домашнее задание.
Возьмите интервью у своих родителей или других взрослых, сформулировав 2-3 вопрос на тему «Роль художественной литературы в моей жизни».