УРОК 52
Беседа по внеклассному чтению
Тема. Александр Довженко. Рассказ о писателе. «Воля к жизни». Правдивое изображение трагических событий Второй мировой войны.
Цель. Ознакомить учеников с жизненным и творческим путем писателя, проработать содержание рассказа, определить тему произведения; побудить учащихся к высказыванию собственных мнений о произведении; воспитывать уважение к героическому прошлому, мужество и выносливость.
Оборудование: А. Довженко. «Страницы дневника», схема «Жизненный и творческий путь А. Довженко», портрет писателя.
Ход урока
И. Изучение нового материала.
И. Рассказ о писателе с использованием схемы.
«Я родился и жил для добра и любви»
(А. довженко).
Над тихосяйною Десной, на окраине городка Сосница, что называется Вьюнище, в семье крестьян-хлеборобов родился Александр Довженко. Позже в своей повести «Зачарованная Десна» он писал: «Далекая краса моя! Счастлив я, что родился на твоем берегу, что пил в незабываемые годы твою красоту, твою мягкую, веселую, седую воду, ходил босиком по твоих сказочных сыпях, слушал рыбацких разговоров на твоих лодках и проповедь старых о древности, что считал в тебе звезды на опрокинутом небе...»
Семья была многодетной и жила в нужде. Об этом вспоминает в «Автобиографии»: «Земля была не очень плодородная, и поэтому, чтобы поддержать свое натуральное хозяйство, отец еще нанимался в підводчики и столярничал.
Родители были неграмотными ... Детей было много - четырнадцать ... Осталось двое: я и сестра ... Остальные умерли в разное время».
Главной чертой семьи было то, что, как утверждал в «Дневнике» Александр Петрович, - «насмехались над всем и в первую очередь друг над другом и над самим собой ... Слез нам выпало, однако, в жизни много больше, чем смеха. И все мы были добры к людям».
Мать Сашкина, Дарья Єрмолаївна, «родилась для песен» и «проплакала всю жизнь». До последних дней жизни имела прекрасный слух, любила петь. У Довженко был отдельный тетрадь под названием «Материнские песни».
Отец Александра Петровича - исконный земледелец, рыбак, столяр, перевозчик на Десне. «Он был неграмотный, красивый ..., умный и благородный человек». Через всю свою жизнь Довженко пронес большую любовь к своего деда Семена Тарасовича - бывшего чумака, человека мудрого, честного и незлобливої.
«Зачарована Десна, мудрые разговоры с трудолюбивыми людьми, песенный розмий-мир - вот что больше всего влияло на художественное развитие будущего художника", - писал И. Семенчук в книге «Жизнеописание Александра Довженко».
Осенью 1903 года Петр Семенович отдал сына Сашу в четырехклассное приходской школы. И парень оправдал отцу надежды: был примерным учеником, отличником и мечтателем.
Окончив в 1907 году школу, Довженко поступил к Сосницкого городского училища. Там с большим увлечением декламировал произведения любимых поэтов, устраивал театральные представления, записывал услышанные на ярмарке от кобзарей и лирников, народные песни и казацкие думы, совершенствовал игру на скрипке, пел. Потом были экзамены в институт. Будущим учителям запрещалось не только читать, но и разговаривать на украинском языке, поэтому с литературой родного народа Довженко знакомился втайне от педагогов. Читал своим друзьям запрещенные книги. в 1914 году а. довженко получил аттестат об окончании Глуховского педагогического института. Через четверть века в «Автобиографии» он напишет: «Я вышел из института ... с умением учить школьников, политически неграмотным и темным юношей ...» Девятнадцатилетний учитель стал любимцем учеников. Преподавал физику, естествознание, географию, историю, проводил занятия по гимнастике.
Еще в детском возрасте Саша стал стихийно рисовать. «Дома он рисовал на всем, что попадало в руки: переброшенных табуретках, платках, клочках бумаги, досках, стенах. Со временем рисование начало превращаться в постоянную потребность». В юношеские годы у Довженко были разные увлечения: «Мне казалось, что я все могу, что все легко, и мне хотелось быть разным, хотелось вроде бы разделиться на несколько частей и жить во многих жизнях, профессиях, странах и даже видах». В 1924 году он сближается с Всеукраинским фотокіноуправлінням,
рисует на заказ плакаты. Его больше привлекает тайна екрана. и вот наступил «кульминационный момент», о котором Александр Петрович впоследствии напишет в «Автобиографии»: «В июне 1926 года я просидел ночь в своей мастерской, подвел итоги своего ... жизни, утром ушел из дома и больше не возвращался. Я уехал в Одессу и устроился на работу на кинофабрике как режиссер». Переход художника в кино обусловило, по словам Довженко, желание быть максимально полезным своему народу. Это - самое главное.
В «Звенигорі» была основана Довженкова мифология, которая развилась затем в «Земли», «Повести пламенных лет», «Зачарованной Десне».
«Звенигора» Довженко снял за 100 дней, не сделал его, по его словам, а спел, как птица. Но, начиная с «Арсенала», Александр Петрович сам пишет сценарии к всех своих следующих фильмов. «Земля» принесла художнику мировую славу как мастера немого кино.
Годы Второй мировой войны стали тяжелым испытанием для нашего народа. С начала войны Александр Довженко находился на фронте: сначала инструктором-литератором, затем - специальным корреспондентом редакции газеты «Известия». Дневниковые записи, письма - своеобразное жизнеописание фронтового корреспондента.
О. Довженко взволновал подвиг украинской матери, которая прятала двух летчиков-россиян, и он создал рассказ «Мать», в котором прославил красоту материнской души. Подвиги, трагические факты, события войны писатель глубоко осмысливал, анализировал и обобщал.
В это время родилось и рассказ «Ночь перед боем». До этого никто так откровенно не писал о горечь отступления наших войск.
СХЕМА
2. Самостоятельная обработка статье С. Плачинды «Принадлежит человечеству, принадлежит вечности».
3. Творческая работа.
Заполните ячейки названиями произведений А. Довженко.
(«Зачарованная Десна»)
(«Украина в огне»)
(«Повесть пламенных лет»)
(«Земля»)
(«Поэма о море»)
4. Слово учителя.
- В годы войны Александр Довженко трогал сердца воинов и людей, которые работали в тылу, страстными правдивыми рассказами, статьями, очерками, выступлениями по радио. Бойцы просили, «чтобы чаще говорил сам Довженко и чтобы его рассказы всегда звучали по радио». Много увиденных самим автором страшных картин легло в основу отдельных произведений. В 1942 году был написан рассказ «Воля к жизни». Муж сестры М. Дудка рассказал писателю трогательную историю из своей практики хирурга. Александр Петрович на основе этого рассказа создал прекрасное повествование - памятник жизнелюбию простого солдата.
5. Чтение рассказа «Воля к жизни».
6. Беседа по содержанию произведения.
- События каких лет изображены в рассказе?
- Что вас больше всего взволновало в нем?
- О чем вспоминает герой в трудную минуту?
- Кем был Иван Карналюк?
- Что раздражало хирурга? (Терпение бойца).
- Что помогло воину выжить?
- Как об этом говорит врач?
II. Обобщение изученного.
- Расскажите вкратце о деятельности Довженко в период войны.
- Какие произведения о войне создал писатель?
- Как вы понимаете название рассказа «Воля к жизни»?
- Что вы знаете о войне из рассказов старших?
1. Слово учителя.
- О. Довженко в своих письмах военного периода пишет, что если бы для победы нужно было отдать жизнь, он бы отдал, потому что он - «воин». И хоть допекали сердечные приступы, рвался на фронт. Дневниковые записи, письма - своеобразная картограмма жизнеописания Довженко в качестве фронтового корреспондента. «Война стала большой, как жизнь, как смерть. Воюет все человечество ... Тема войны на долгие годы будет основной темой искусства.
И каждая газета уже несет в себе целые произведения о войне...» «Украинский честный наш народ, - писал Довженко, - понес тяжелые жертвы в этой войне. Вечная вам слава, братья и дети мои.
Не суждено нам расцвести в жизни. Все у нас было для этого, и земля добра, и богатства, и люди честные, и трудящиеся, и здоровые, и красивые. Всем взяли - не хватило только доброй воли. Погубила нас несчастливая наша география и неудачная наша история».
- Как этот отрывок из «Дневника» А. Довженко связан со смыслом рассказ «Воля к жизни»? (Довженко в рассказе на первое место ставит силу человеческой воли, без которой Иван Карналюк не смог бы выжить.)
2. Анализ схемы «Дорога к жизни». (По образу Ивана Карналюка.)
Учащиеся записывают схему в тетради.
- Благодаря чему Иван остается жив?
- Как вы объясните слова хирурга «Он уже сам себя спас» и Иван «будет жить больше нас с вами»?
- Почему автор подчеркивает, что его герой - обычный?
Схема «Дорога к жизни»
СХЕМА
3. Слово учителя.
- Во время войны героизм и самоотверженность проявляли не только солдаты, но и все, кто был способен стать на борьбу против врага. Это - женщины и подростки, которые работали на заводах, выпуская военную технику. Это и работники культуры, которые своими концертами поддерживали дух солдат. Это люди, которые вливались в партизанские отряды и создавали подпольные организации в тылу врага.
Военные медики ежеминутно становились к бою со смертью, спасая жизнь раненым. О героизме и самоотверженности медицинских работников кратко, но емко рассказал О. Довженко в рассказе «Воля к жизни».
4. Составление ассоциативного куста (хирург Николай Дудко), запись на доске.
Ассоциативный куст
СХЕМА
III. Закрепление изученного материала.
- Как повлияла на хирурга встреча с Иваном Карналюком?
- Как вы поняли слова Николая Дудко, обращенные к Иоанну: «Вы научили меня жить»?
- О ком вы могли бы сказать, что он научил вас жить? Почему?
IV. Домашнее задание.
Прочитайте отрывки из «Дневника». Составьте устные характеристики Ивана Карналюка и хирурга Николая Дудко.