УРОК 67
Тема. В. Голобородько. Стихотворение «Мы идем». Сквозной патриотизм, глубокая философия мысли.
Цель. Выразительно и осознанно читать поэзию, выражать собственное понимание образного содержания, идею произведения; раскрыть образ пути; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: сборник стихов.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
I. Опрос наизусть стихотворения «Наш язык».
Игра-конкурс. На предыдущем уроке вы познакомились с биографией В. Голобородько и его поэзией «Наша речь». Поэтому проведем «Конкурс юных биографов».
(Учитель кратко напоминает биографию поэта, но с ошибками. Ученики должны на чистом листе бумаги записать только те места, где была допущена ошибка, и записать правильно. За правильный ответ - 2 балла).
- Василий Голобородько родился на Днепропетровщине (Донецкой области).
- Детство будущего поэта пришлось на военные времена (послевоенные годы).
- Первая книга вышла в киевском издательстве (в США).
- О своем детстве поэт вспоминает в статье «Сеятель» («Посівальником через всю жизнь»).
- С Киевского и Донецкого университетов поэта исключили за неудовлетворительные оценки (за свободомыслие, защита украинского языка).
- Верлибр - это стихотворение, которое состоит из нескольких строк, имеющих одинаковое количество стоп (разное количество стоп).
II. Изучение нового материала.
1. Выразительное чтение стихотворения «Мы идем» учителем.
2. Беседа по содержанию произведения.
- Объясните название стихотворения. Кого имел автор в виду под словом «мы»?
- Как описано в тексте разнообразие украинской природы? Какие эпитеты использует автор?
- В каких строках выражена мысль о преемственности поколений?
-- Какую роль выполняет местоимение «мы»? Сколько раз он повторяется в тексте? (Повторение местоимения «мы» подчеркивает мысль о силе украинского народа, он выполняет особую акцентируя внимание).
- С какой целью автор использует повтор строк в третьей строфе? (Повторение строк создает впечатление величественности, продолжительности движения народа перед глазами как доброжелательных соседей, так и врагов.)
- Найдите слова, в которых высказано мнение о невозможности остановить движение вперед украинского народа. («Пустая ваше дело - мы Идем».)
- Зачитайте последнюю строфу. Какая зрительная картина возникает у вас?
(Яркая картина гордой походки полных оптимизма людей, которые чтут свои традиции, верят в себя).
3. Словарная работа. Пояснения незнакомых слов и выражений:
Контраргументы - доказательства в защиту мнения, взглядов, противоположных существующим или высказанных. Приобретаете из мертвых источников - здесь: пользуетесь ложными сведениями.
4. Закрепление изученного по теории литературы (верлибр).
- Докажите, что поэзия написана верлибром.
(Своеобразный ритм, разное количество стоп в строке, интонационные повторы, метафоричность).
5. Составление ассоциативного куста. (Класс делится на две группы; 1 группа составляет ассоциативный куст со словом «Украина», вторая - со словом «украинцы»).
СХЕМА
СХЕМА
III. Закрепление изученного.
1. Технология «Незаконченное предложение». (Учащиеся, используя записи из ассоциативного куста, заканчивают предложение).
- Я горжусь, что ...
- Я - украинец и ...
- Украина стала независимой, потому что ...
2. Технология «Аквариум». (Группа игроков находится в центре внимания зрителей: мыслит, говорит, творит на глазах у публики. Ведущий предлагает тему, игроки обсуждают, дискутируют. Другие только наблюдают, не вмешиваются в ход обсуждения. Через фиксированное время группа озвучивает общую ответ (3-4 мин.), садится на места. Класс обсуждает выступление группы. Оценивается способность игроков прийти к общему компромиссному решению, глубина понимания проблемы, сознательная позиция).
1-й вариант. Нарисуйте исторический фон, на котором возникла поэзия «Мы идем».
На волне национального подъема, как только после провозглашения независимости Украины, такие стихи, как «Мы идем», укрепляли в людях дух украинской свободы, активизируя чувство патриотизма. Такая поэзия еще нужнее сегодня, чтобы молодое поколение украинцев осознавало себя национальным единством, народом, который имеет силу, может сказать свое слово, выполнить свою миссию.
2-й вариант. Прокомментировать фразу из текста: «пустая ваше дело - мы идем».
Как за пределами Украины, так и на ее просторах еще найдутся те, что выглядывают в окна, выглядывают из-за угла и не признают Украину как суверенное независимое государство. Из «мертвых» источников " они выискивают ложные материалы, пытаясь фальсифицировать нашу историю. Но, несмотря на это, «мы гордо идем дорогами Украины». Наша задача - подхватить знамя независимости и нести его гордо всю свою жизнь, чтобы позже передать в руки своим потомкам.
3-й вариант. Жизненное кредо. Каким оно должно быть?
Позиция тех, кто гордо творит ходу, и позиция тех, что забыли, кто они.
IV. Итог урока.
В шестом классе мы уже знакомились со свободным стихом.
- Назовите автора и название произведения. (И. Калинец «Дивосвіт, или же Первая книжечка для Звонки»).
- Что общего и что отличного в построении стихов И. Калинца и В. Голобородько? (Отличное то, что в стихотворении И. Калинца совершенно отсутствуют знаки препинания. Кроме первого слова, все остальные написаны с малой буквы).
- Можно ли согласиться с мнением, что верлибром легче писать, ведь в таких стихах не требуется рифмовки, отсутствует четкий ритм?
Как не вспомнить здесь слова М. Винграновского: «Мне кажется, что верлибром пишут те, кто не умеет писать, кому писать вообще противопоказано. Гоня погонные метры слов, запугивая редакторов и читателей ... эта массовая культура верлібристів жалкая в своей основе: она не слышит слова. А слово, как и люди, как и все на свете, ищет себе пару, то есть - созвучности, то есть гармонии ...
Вот тебе и верлибр!.. В Голобородька верлибр только «сверху». На самом же деле - это органическая ему, его природная поэтическая стихия, высказанная в такой способ. С каждым и в каждом стихотворении плывет лежит и драгоценная образная мощность, и щемящая боль, и мера, и изысканность, и дисциплина слова - словом, все то, что мы зовем поэзией истинной, суть и дорога которой - сам автор, поэт и его время. А настоящий поэт - он всегда уходит от своего народа. Его духовная адрес - его народ».
V. Домашнее задание.
Выразительно читать поэзию «Мы идем»; выписать художественные средства, определять их роль в тексте.