УРОКИ 19-20
Тема. Подготовка и написание контрольного сочинения по творчеству И. Франко, т.Шевченко.
Цель. Совершенствовать умение учащихся выражать собственные мысли на определенную тему; развивать творческое мышление, эстетические вкусы, обогащать их речь; воспитывать учащихся на примерах положительных литературных героев и современников и интерес к истории нашей страны.
Оборудование: иллюстрации к повести «Захар Беркут», текст произведения.
И. Объявление темы и цели урока.
Примерные темы сочинений:
1. Повесть «Захар Беркут» и современная Украина.
2. Кобзареве слово «живет».
3. Мой любимый стих из «Кобзаря» т.Шевченко.
4. Уроки нашей истории (по повести и. Франко «Захар Беркут»),
- Сочиняя произведение, вы должны учиться осмысливать тему, раскрывать ее, подчиняя собственные высказывания теме и основной мысли; подбирать из разных источников материал для сочинения, систематизировать его, последовательно пересказывать, соблюдая соответствующего стиля и типа речи.
II. Проработка плана к сочинению.
Беседа с учащимися о вступлении к произведению:
- Обратите внимание на написание фамилии автора и название произведения.
- Раскройте главную мысль повести.
- Кто главный герой произведения?
- Какие времена описаны в повести «Захар Беркут»?
- Укажите жанр произведения. (Историческая повесть).
Работа учащихся на черновиках.
Зачитать примеры оригинальных вступлений.
(С восторгом прочитала историческую повесть и. Франко «Захар Беркут». В произведении мастерски изображены картины природы, жизнь нашего народа времен Киевской Руси. Спокойное и уравновешенное жизни тухольцев возбудила монголо-татарская орда, черной тучей надвигалась со всех сторон. Как небольшой по количеству общине выстоять против врагов? Как защитить себя и своих соседей от вражеского нашествия?).
III. Работа над основной частью сочинения по плану.
1. Учащиеся зачитывают цитаты, подготовленные заранее, с обрамлением.
- Захар Беркут, обращаясь к тухольцев, говорил: «Не отбить, но разбить их (врагов) - это должна быть наша цель!»
- Слова Захара Беркута были «горячие, могучие, дрожали в свежем воздухе ранним».
- Всегда соблюдал Захар Беркут своего слова. «Беркуты соблюдающих слова даже врагу и предателю».
- « Не мы се живем в той счастливой эпохе возрождения, о которой, умирая, говорил Захар, а хотя бы в досвітках той счастливой эпохи?»
2. Работа над языковым материалом. Закончите представленную учителем фразу:
- Захар Беркут - это...
- Он был...
- Вожак призвал к...
- Захар Беркут собственные интересы ставил...
- Наши предки жили...
- Автор до Захара Беркута относится...
- По моему мнению, главный герой...
- До конца своей жизни Захар Беркут...
3. Устные выступления учащихся по плану к произведению (редактирования другими учениками, учителем).
IV. Творческая работа на черновиках.
V. Написание контрольного сочинения.
Образец ученического сочинения на тему:
«Повесть «Захар Беркут» и современная Украина»
В Украине произошла Оранжевая революция, сотни тысяч людей получили свободу на майдане Независимости в Киеве и на площадях многих городов и сел. Украинцы, наконец, собрались в одну общину, чтобы защитить свое право свободного выбора, себя и будущее, как когда-то это сумели сделать тухольцы во главе с Захаром Беркутом.
Прошли для Украины «плохие времена» и настали те, о которых в своей повести «Захар Беркут» писал И. Франко: «Это будут хорошие дни, дни весенние, дни возрождения народного!»
Писатель обращается к событиям древности, открывает нам завесу в прошлое. Читая повесть, чувствуем, что наши предки безмеж но любили свой край с его густыми еловыми лесами, непроходимыми
борами, закрытыми горными потоками. За эту красоту и за свой народ они были готовы отдать жизнь. В почтении склоняюсь перед личностью Захара Беркута - мудрого вожака, любящего отца, преданного общенародной делу патриота. Стоило бы руководителям независимой Украины научиться подчинять личные интересы общенародным, так, как и Захар Беркут, посвятить свою жизнь служению обществу, давать достойный отпор всем, кто посмеет посягнуть на свободу и независимость Украины.
Призыв Захара Беркута к единству народа («Все за одного и один за всех») пусть станет путеводной звездой для настоящего и будущих поколений. Верю, что когда-нибудь мы сможем достойно понести знамя свободы и братства, поднятый нашими родителями. Это они в полный голос заявили всему миру, что «вместе нас много, нас не преодолеть».
Поистине, непреодолимая сила единства нашего народа.