Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 13

Тема Основная мысль повести И. Франко «Захар Беркут» - сила народа в единстве, сплоченности, преданности своей родине. Роль пейзажей в повести. Архаизмы и диалектизмы в произведении.

Цель. Научить учащихся раскрывать главную мысль произведения; провести мини-исследование роли описаний природы; определить значение архаизмов и диалектизмов в повести; формировать научный подход к рассмотрению художественного произведения; воспитывать высокие морально-эстетические качества и патриотические чувства.

Оборудование: схема мини-исследования, иллюстрация к книге И. Франко «Захар Беркут» (худ. В. Литвиненко).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока. (Запись в тетрадях.)

1. Работа со схемой «Ведущая мысль произведения». (Схему записано на доске.)

каждой признаки подбираем цитаты, ученики выразительно их зачитывают, записуть в тетради.)

 

 

Единство. В повести подробно раскрыты условия жизни тухольцев, их занятия, быт, главные черты характера. Живя среди лесов и неприступных гор, они вели безнастанну борьбу с природой. Борьба эта воспитывала смелость, закаляла волю, порождала сообразительность, потребность взаимопомощи, чувства дружбы. Источники благосостояния - земля, леса, средства производства являлись общественной собственностью, поэтому «как одна душа, стояла тухольська община дружно в труде и употреблению, в радостях и в скорбях. Община была для себя и судьей, и впорядчиком во всем...» Жить, работать для общества, бороться за ее благополучие - напочесніший обязанность. Едины были тухольцы и в борьбе с монголами; думали не только о себе, но и о соседние села, которым угрожала опасность. «А выпустив вас из этой долины, мы выпустим погибель на те соседние с нами соединенные общины ... Долг наш витривати на своем положении в вместе с остальным минуты, - и мы так сделаем», - говорил Захар Беркут. В предсмертной речи он убеждает тухольцев, что их сила в братском согласии и единстве: «Пока будете жить в общественном порядке, дружно держаться кучи, незломно стоять все за одного, а один за всех, до тех пор никакая враждебная сила не победит вас».

Сплоченность. Глубоко опоетизована в повести организована народная сила, способная преодолеть наибольшие трудности, - тухольська община, представители других общин, которые для связи между собой пробили через горные скалы тропы и построили дорогу, совместно вели отчаянную борьбу против монгольского нашествия. И. Франко создает групповой образ молодежи, которая пришла на помощь тухольцям: «Мужик в мужика, как рослые тополя, стали все три отдела длинными рядами перед собранной обществом и склонили хоругви в знак приветствия. Любо было глядеть

на те здоровые румяные лица, разогретые мужественной отвагой и гордым чувством того, что им придется заслонять своей грудью все, что самое дорогое у них на мире, что на их оружие вложено большое дело». Сплоченными были тухольцы, готовясь к страшному бою с врагом. К работе «спешила вся тухольська община. Молодцы несли на плечах длинные, и;руби пихты и стремянки, девушки огромные венце из листьев и веток елового, старшие несли длинные убытки шнуров и линвів».

Преданность. Много путешествуя, Захар Беркут набрался жизненной мудрости и решил «отдать всю свою жизнь на поправу и скрепления добрых гражданских порядков в своей родной Тухольщині». Даже в преклонном возрасте Захар принимает активное участие в жизни общины, помогает своим опытом, лекарственными знаниями. Перед смертью он видит победу того дела, которому отдал всю свою жизнь и о преданности которой ярко свидетельствует эпизод, в котором говорится о готовности Захара пожертвовать сыном во имя победы над врагом. «Пусть скорее погибает мой сын, чем для этого должно уйти хоть один враг нашего края!»

Преданность своему народу, общине у Максима проявляется, прежде всего, тогда, когда он попадает в плен. «Жизнь в неволе ничего не стоит ... лучше смерть!» «Предавая свой народ, ведя монголов через горы ... Нет, лучше умереть, чем так зарабатывать На вольность!» (Используем иллюстрации к книге И. Франко «Захар Беркут».)

Мирослава, узнав, что ее отец - предатель, переходит на сторону тухольской общины. «Нет, - думалось ей, - не будет того. Я не пойду дальше. Я не стану предательницей своего края! Я покину отца, когда не смогу увести его от его проклятого намерения!»

- Повесть «Захар Беркут» - поэтический гимн мощи сплоченного, пронизанного едиными стремлениями коллектива людей, способного победить наибольшие трудности, сильнейшего врага. И. Франко призывает народ к единству, общих стремлений к лучшему будущему. Писатель полон веры в силу народа, который когда добьется лучшей жизни. «Щаслив, кому суждено жить в те дни! Это будут хорошие дни, дни весенние, дни возрождения народного», - говорит Франко «золотыми словами» Захара Беркута.

2. Мини-исследование роли описаний природы в произведении (работа в группах).

- Предлагаем ученикам план мини-исследования.

1. Прикарпатский колорит.

2. Природа-мать.

3. Природа-воин.

(Ученики в группах подбирают соответствующий материал из текста, обсуждают его; с обобщением выступает докладчик.)

1. Прикарпатский колорит. Природа в повести имеет ярко выраженный прикарпатский колорит. Что же составляет разноцветную мозаику прикарпатской природы? Густые еловые леса, «рінисті зеленые побережья», непроходимые боры, в которых манят глаз «темно-зеленые кроны сосен», огромные буки, «чипірчасте листья папоротника», колючая ежевика и дикий душистый хмель. Богат и животный мир: «много оленей-рогачей и чорногривих туров», огромные медведи бродят пущами, «плавле и колесує орел-беркут», а он сойка «пестропера» и пестрый дятел.

Прекрасная природа Тухольщини! «Лазурное, чистый воздух», студеные горные потоки, синева неба, золотые лучи солнца.

2. Природа-мать. Природа-мать волнуется за судьбу народа. Когда тухольцы покидают родное село, охваченная тревогой и природа: «Засумувалась и старая липа на каждом майдане за селом, а ревущий водопад, переливаясь в кармазинових лучах заходового солнца, незыблемым, кровавим столбом стоял над опустілою тухольською світловиною». «Только земля, не знать почему, глухо гудела и стонала: воздух ... дрожало каким-то странным смешанным гулом», «... выли волки, лисы лаяли......, ... ричали туры».

Грустное настроение еще больше усиливают грачи и вороны, которые наполняют воздух диким визгом.

3. Природа-воин. Природа в повести, становится как и тухольцы, воином. Для монголов он - опасный враг.

«Вода доходила уже до колен. Бурунда яростно смотрел на неожиданного врага, не пугался его гневного голоса, ни его богатырской руки. Он пинал его ногами, плевал на него, поносил его найзгірднішими словам, но враг тихо, спокойно хлюпотів по долине, волновал легонько, и рос, и рос все выше. Уже достигал монголам до колен, затруднял им ход, отбирал охоту к бою, ослаблював военную наказуемость».

III. Итог урока.

IV. Домашнее задание.

Подготовиться к письменной работе на одну из заданных тем.