Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 70

Тема. Леонид Киселев. Судьба молодого поэта. Гуманистический пафос стихотворений. «Стать бы хоть на менты ...», «Земля такая горячая».

Цель. Пересказывать историю трагической жизни молодого поэта; развивать умение выразительно, вдумчиво читать стихотворения; определять основную идею, объяснять художественные средства, подтекстовый смысл образов; воспитывать неравнодушное отношение к эмоциям и чувствам.

Оборудование: портрет Л. Киселева, сборник его произведений «Только дважды живем. Стихи. Проза. Воспоминания о поэте» (1991).

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение отрывков из произведения «Аист», комментирование содержания.

2. Выразительное чтение выбранного произведения В. Голобородько. Мотивация выбора.

III. Изучение нового материала.

1. Судьба молодого поэта (Краткие сведения о поэте).

Поэт, прозаик (1946-1968). Родился в семье русского писателя Владимира Киселева. Учился в родном городе на факультете иностранных языков Киевского государственного университета имени Т.Г. Шевченко. Киев положил свой неповторимый отпечаток на становление молодого таланта. Писал стихи на русском языке, печатался в журналах «Новый мир», «Радуга» - тогда еще учился в десятом классе. Но после «скандальной сенсации» стихотворения «Цари», в котором поэт осудил политику царя Петра относительно Украины, его перестали печатать.

В последний год жизни начал писать на украинском языке, которую знал и любил с детства. Украинская поэзия Л. Киселева увидела свет в газете «Литературная Украина», журналах «Днепр», «Утро», «Отчизна». Вышли в свет и двуязычные сборники поэта (уже после смерти): «Стихи. Стихи» (1979), «Последняя песня. Последняя песня» (1979), «Только дважды живем. Стихи, проза, воспоминания о поэте» (1991).

2. Известные литературоведы о Леонида Киселева.

 

Михайлина Коцюбинская

Рано еще, рано ... Про Леонида Киселева

Рано, очень рано ушел из жизни Леонид Киселев. Ему было 22 года, когда смерть постучала в его окно. Немного своих стихов успел увидеть напечатанными ... Так, задел небольшой ... И, несмотря на это, мы говорим и имеем право сказать: от нас ушел поэт ... Поэзия его тепла, тревожная, в ней слышится напряженный пульс раннего, но уже зреющего мышления, что не удовлетворяется упрямыми истинами, а ищет своих.

 

Иван Драч

Желтая роза Леонида Киселева

Короткий, но чрезвычайно плодотворный творческий путь молодого поэта был озарен солнцем Шевченко - в разные годы по-разному писал Леонид о Кобзаре, но всегда высокое уважение звенела в его строках, посвященных великому учителю жизни и поэзии. Он воспринял от него наибольшую науку, основной завет великих поэтов - подтверждать собственной жизнью свои виболені строфы.

 

Иван Дзюба

Леонид Киселев со второй половины двадцатого века

С детства поэт хорошо знал и любил украинский язык, украинскую литературу ... Среди детских впечатлений были и глубокие впечатления от украинского села, от украинской песни, от людей украинской нрава и слова ... Обратим внимание на стихотворение «Папа повествуют». Перевод отцовской исповеди о уроки человечности, которые дало ему село, ... незаметно переходит в монолог автора, и окончание стиха звучит уже не только как родителей вывод, но и как кредо самого поста:

Я учился любви у дяди Николая.

Не знаю, мне ляжет путь.

И уже этой любви никогда

Мне не отречься. И не забыть.

 

3. Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения «Стать бы хоть на менты считанные».

- Какова зрительная картина возникла в вашем воображении во время чтения поэзии?

4. Словарная работа.

Менты - (просторечное) моменты, минуты;

най - пусть;

колдун - волхв, волшебник.

5. Анализ текста по плану.

План

1. Основная мысль стихотворения.

2. Лирический герой.

3. Мотивы стихотворения.

4. Художественные средства.

5. Собственные мысли по поводу прочитанного.

1. Главная мысль. Человек призван делать добро, дарить мгновения счастья ближним.

2. Лирический герой стремится хоть насчитаны минуты стать волшебником. И не о собственные интересы он заботится. Нет! Хочет сделать счастливыми других, утешить тех, кто страдает. 1 если бы лирический герой таки стал характерником, он бы для человека, который уже не верит «ни в любви, ни в слова», - вырезал свирель - «Самую печальную заспіва».

Комментарий для учителя.

«Здесь сумм воспринимается не как прелюдия к отчаянию, а как наиболее человечный настроение, самая благоприятная условие к самоуглубление, когда яснее видишь, более трезво анализируешь ...» (Михайлина Коцюбинская).

Лирический герой мечтает, чтобы люди не были одинокими, нашли утешение, родную душу.

3. Мотивы стихотворения взяты из фольклора - из сказки, из легенды, из песни. (Ивасик-Телесик, колдун, рыцарь на коне, казак чорновусий).

4. Художественные средства: инверсия; ласкательные слова: казак, песик, Ивасик-Телесик; эпитеты: звонкий песик, чорновусий казак; анафора: ни в любви, ни в слова.

6. Технология «Аквариум».

Игра является разновидностью дискуссии. Ведущий предлагает тему, игроки обсуждают, дискутируют. Ученики наблюдают. Через 3-4 мин. группа должна озвучить ответ. После обнародования позиций группа садится на место, класс обсуждает ее решения.

- Согласны ли вы с мнением группы?

- Была мысль аргументированной?

- Какие аргументы были убедительными, а какие - нет? После этого место в «аквариуме» занимает другая группа.

- Соответствуют ли подарки характерника желанию девушки, женщины, бабы? Обоснуйте.

- Объясните эпитет «баба-сирота».

7. Молчаливое чтение стихов.

- Какое желание вызывает поэзия? (Крикнуть вместе с мальчиком, попросить всех: «Не бейте журавля!»

8. Чтение стихов в лицах.

- Выразительно прочитайте стихотворение, передав интонацию беспокойство парня и природы.

9. Словарная работа.

Притне - приблизит, обнимет, взгромоздит.

Панцирники - самолеты.

10. Анализ текста по плану (предыдущим) с помощью учителя.

Ведущий мотив (главная мысль) произведения - отношения человека и природы, влияние человека на природу (как положительный, так и отрицательный).

Лирический герой - ребенок. Добрая, сострадательная к чужой боли, не испорчена миром, любит природу и защищает ее. Журавль, которого он прижимает к себе, является для нее птицей, частицей живой природы, миром.

Роль эпиграфа (выяснить, используя «Микрофон»).

Художественные средства (самостоятельная работа учащихся).

IV. Усвоение изученного.

1. Практический тренинг «Превращение литературного жанра».

- Превратить стихотворение «Земля такая горячая» в повествование.

V. Итог урока.

- Понравились вам стихи Л. Киселева? Чем именно?

Художественный образ больше всего запомнился?

- Что больше всего взволновало вас?

VI. Домашнее задание.

Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор), завершить работу над рассказом.