Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 7

Тема. Развитие связной речи. Систематизация знаний устного народного творчества.

Цель. Обобщить и систематизировать знания учащихся о народные социально-бытовые песни, их особенности и назначение; уметь грамотно высказывать собственные мысли о роли устного народного творчества в жизни украинцев, развивать творческое мышление школьников, умение делать выводы; воспитывать любовь к народной песне.

Оборудование: маркеры, листы бумаги, цветные карандаши.

Тип урока: литературная викторина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний в форме беседы по вопросам:

- Что такое фольклор? Какие произведения устного народного творчества вам известны?

- Дайте определение песни. Сравните песню и песню как жанр устного народного творчества.

- Назовите виды народных песен. Каковы особенности каждого из видов? Приведите примеры.

- Почему песня была связана с жизнью народа?

- Нравятся ли вам песни? Почему?

III. Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

1. Вступительное слово учителя. Устное народное творчество занимает важное место в художественной сокровищницы народа, воспроизводя его прошлое и современное. Это - бесценное духовное наследие Украины. В произведениях устного народного творчества нашла свое отражение история украинского народа, его борьба против поработителей, стремление украинцев к счастливой жизни.

Народное творчество - могущественное духовное дерево, источник, из которого мы черпаем сокровища мудрости, знания, красоту живого слова. Фольклор - это историческая основа всей мировой художественной культуры, богатство национальных художественных традиций. Он формирует мировоззрение каждой нации, обогащает его духовно.

2. Литературная викторина. Из какого произведения цитаты?

а) «Впереди Дорошенко

Ведет свое войско,

Ведет запорожское Хорошенько!»

(«Ой на горе да женці жнуть»);

 

б) «Будут птички прилетать, калиноньку есть,

Будут мне приносить с Украины вести!»

(«Стоит явор над водой, на воду склонился»);

 

в) «Ой Бог знает, и Бог ведает,

Где чумаченьки ночуют».

(«Ой у степу криниченька»);

 

г) «Меня, мать, огне знают, -

Как я иду - потухають».

(«Гомон, гомон по дубраве»);

 

г) « - Откуда мои песенки? - спрашивают люди.

- В долинах, буковине растут они повсюду».

(«Досуг молодежи»),

3. Творческое задание. Подберите собственные окончания поданных произведений из народной мудрости:

Сказка - ложь, а песня... (правда).

Всякая птица свои песни... (поет).

Он столько песен знает, что и ... (на воловій шкуре

не описал бы).

 

Кому хорошо живется, тот и песни...

Не все то правда, что в ...

С песней работа ...

Кто поет, тот ...

Новых песен пой, а старых ...

4. Игра «Домино». Учащиеся на листах бумаги делают запись - ответ (одно слово) на вопрос. «За что я люблю народную песню?». Последний участник игры делает вывод.

(Благозвучие -> назидательность -> правдивость ->остроумие -> очарование...).

5. Конкурс «Знатоки устного народного творчества». (Участие принимают представители команд. Задания выполняются письменно, за определенное время - 6 мин).

- Запишите известные вам фамилии кобзарей.

- Выпишите художественные средства из изученных произведений (примеры анафоры, персонификации, гиперболы, параллелизма).

- Лаконично сформулируйте ответ на вопрос «Тематика и виды социально-бытовых песен».

6. Конкурс «Юный художник». (Представители от команд создают иллюстрации к песням и дают им названия).

7. «Аукцион интересных мыслей». Каждый член команды записывает на отдельном листе бумаги интересное мнение на тему: «Устное народное творчество в нашей жизни».

IV. Подведение итогов литературной викторины.

V. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольно-учебных достижений по теме «Устное народное творчество».