УРОК 46
Тема. Борис Харчук «Планетник». Размышления о смысле человеческой жизни. Содержание (условной) части. Образ Планетника.
Цель. Учить комментировать содержание (условной) части повести, характеризовать образ Планетника по плану, анализируя его поступки; развивать умение высказывать свои размышления о сути человеческой жизни, моральный выбор Планетника и каждого человека.
Оборудование: книга «Гороховое чудо», материал к литературному диктанту.
Ход урока
И. Актуализация ранее приобретенных знаний.
1. Литературный диктант «Эрудит».
Какие факты действительно были в жизни Бы. Харчука, а какие являются ложными?
- Б. Харчук родился в 1931 г.
- Его родной край Полтавщина (Тернопольщина).
- Борис Никитич из бедной семьи интеллигентов (крестьянская).
- Учился в пединституте, работал журналистом.
- Только для взрослых писал (рассказы, повести, романы (и для детей).
- Интересные воспоминания о писателе написала дочь Роксана.
- Перу Б. Харчука принадлежит автобиографическая повесть «Осип с гроша сдачи».
- Повесть Планетник вошла в сборник «Необыкновенное чудо» («чудо Гороховое»),
- Статья «Слово и народ» написана в защиту природы (родного языка).
2. Системотизующая беседа.
- Дайте определение повести.
- Какие повести и каких авторов вы читали?
- Повесть-притча - это ...
- Какой подзаголовок имеет повесть «Планетник»? Почему? (Повесть-легенда).
II. Изучение нового материала.
1. Чтение (про себя) отрывка (Встречи Капуша и Планетника).
2. Упражнение на сценическое самовыражение «Перевоплощение» (групповая форма). (Ученик перевоплощается в другого человека и описывает событие или чувства и мысли своего персонажа. Игрок высказывается от первого лица, использует лексику и имитирует манеры поведения своего персонажа.
Например: Рассказы о встрече с Капушем от имени Планетника:
I - у бузинового куста
II - на плотине
III - на опушке леса
IV-V - весной, летом
VI - зимой (дома)
VII - последняя встреча (из радуги)
Заслушивание выборочное.
3. Исследования (записи в тетради и составление схемы-опоры). (Учащиеся работают в тех же группах, исследуя свои отрывки, чтобы дать ответы на вопросы (желательно с цитатами):
- Чему учит учитель своего ученика?
- В чем смысл человеческой жизни?
Встречи | Поучения | Смысл жизни | |
И | «Ты будешь человеческим чередником», «... любить людей ...» | в любви | |
| II | «Ты должен знать столько, сколько может знать человек» | в обучении |
III | «...избавиться от равнодушия, глухоты, небрежности в труде» | «все постоянно трудится» | |
IV-V | знать о зелье, его лечебные свойства, о четверти луны, понимать их значение | в познании всего мира | |
VI | «чтобы ты ... сам был готов к защите» | в терпении. «3 любви и терпения рождаются человек и хлеб» | |
VII | «Учись побеждать самого себя, побороть слабость, быть храбрым». «Ты человек ...» | в добротворенні, приумножении добра. «Так и ты - действий для человеческих поколений, и не покладай рук» | |
| | | | | | |
Дополнительно: в всепрощении, в умении видеть и защищать красоту.
4. Коллективное составление плана к образу Планетника.
План Планетника
1. Прилет из сказки на землю.
2. Мечта что-то посадить.
3. Разнообразные умения парня.
4. Жестокое отношение к Планетника людей.
5. Лучший чередник.
6. Влияние на юношу встреч с Капушем и его моральный рост.
7. Черты характера:
а) любовь к природе и людям;
б) трудолюбие;
в) настойчивость в познании мира;
г) скромность в достижении цели, достоинство;
г) правдивость и верность;
д) мечтательность, кротость.
8. Авторская характеристика (портреты).
9. Ваше отношение к герою.
5. Устная характеристика героя.
III. Закрепление и обобщение изученного.
Проблемный вопрос. - Почему люди не поняли Планетника?
Учебная коммуникация в парах. «Сократовский диалог».
Участвуют двое игроков: ведущий и оппонент. Ведущий получает тему предварительно, чтобы продумать цепочку вопросов и аргументов.
Оппонент узнает о содержании высказывания непосредственно во время игры. Диалог продолжается до логического завершения или отрицательный ответ оппонента.
Например:
Убедите оппонента, что:
1) «Земля - найпривітніша человеческая дом».
2) «Ни одна материнская слеза не пропадает даром. Когда плачет мать, разверзнется небо и стонет земля».
IV. Итог урока.
- Таким ли вы представляли конец произведения? Если нет, то подайте свою версию ...
V. Домашнее задание.
Подготовьте сообщение о родстве образа Планетника с образом Маленького принца из произведения А. де Сент-Экзюпери, о первые попытки человека летать.