Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 46

 

Тема. Борис Харчук «Планетник». Размышления о смысле человеческой жизни. Содержание (условной) части. Образ Планетника.

Цель. Учить комментировать содержание (условной) части повести, характеризовать образ Планетника по плану, анализируя его поступки; развивать умение высказывать свои размышления о сути человеческой жизни, моральный выбор Планетника и каждого человека.

Оборудование: книга «Гороховое чудо», материал к литературному диктанту.

Ход урока

И. Актуализация ранее приобретенных знаний.

1. Литературный диктант «Эрудит».

Какие факты действительно были в жизни Бы. Харчука, а какие являются ложными?

- Б. Харчук родился в 1931 г.

- Его родной край Полтавщина (Тернопольщина).

- Борис Никитич из бедной семьи интеллигентов (крестьянская).

- Учился в пединституте, работал журналистом.

- Только для взрослых писал (рассказы, повести, романы (и для детей).

- Интересные воспоминания о писателе написала дочь Роксана.

- Перу Б. Харчука принадлежит автобиографическая повесть «Осип с гроша сдачи».

- Повесть Планетник вошла в сборник «Необыкновенное чудо» («чудо Гороховое»),

- Статья «Слово и народ» написана в защиту природы (родного языка).

2. Системотизующая беседа.

- Дайте определение повести.

- Какие повести и каких авторов вы читали?

- Повесть-притча - это ...

- Какой подзаголовок имеет повесть «Планетник»? Почему? (Повесть-легенда).

II. Изучение нового материала.

1. Чтение (про себя) отрывка (Встречи Капуша и Планетника).

2. Упражнение на сценическое самовыражение «Перевоплощение» (групповая форма). (Ученик перевоплощается в другого человека и описывает событие или чувства и мысли своего персонажа. Игрок высказывается от первого лица, использует лексику и имитирует манеры поведения своего персонажа.

Например: Рассказы о встрече с Капушем от имени Планетника:

I - у бузинового куста

II - на плотине

III - на опушке леса

IV-V - весной, летом

VI - зимой (дома)

VII - последняя встреча (из радуги)

Заслушивание выборочное.

3. Исследования (записи в тетради и составление схемы-опоры). (Учащиеся работают в тех же группах, исследуя свои отрывки, чтобы дать ответы на вопросы (желательно с цитатами):

- Чему учит учитель своего ученика?

- В чем смысл человеческой жизни?

 

 

 

 

Встречи

Поучения

Смысл жизни

 

И

«Ты будешь человеческим чередником», «... любить людей ...»

в любви

 

 

II

«Ты должен знать столько, сколько может знать человек»

в обучении

III

«...избавиться от равнодушия, глухоты, небрежности в труде»

«все постоянно трудится»

 

IV-V

знать о зелье, его лечебные свойства, о четверти луны, понимать их значение

в познании всего мира

 

VI

«чтобы ты ... сам был готов к защите»

в терпении. «3 любви и терпения рождаются человек и хлеб»

 

VII

«Учись побеждать самого себя, побороть слабость, быть храбрым». «Ты человек ...»

в добротворенні, приумножении добра. «Так и ты - действий для человеческих поколений, и не покладай рук»

 

 

Дополнительно: в всепрощении, в умении видеть и защищать красоту.

4. Коллективное составление плана к образу Планетника.

План Планетника

1. Прилет из сказки на землю.

2. Мечта что-то посадить.

3. Разнообразные умения парня.

4. Жестокое отношение к Планетника людей.

5. Лучший чередник.

6. Влияние на юношу встреч с Капушем и его моральный рост.

7. Черты характера:

а) любовь к природе и людям;

б) трудолюбие;

в) настойчивость в познании мира;

г) скромность в достижении цели, достоинство;

г) правдивость и верность;

д) мечтательность, кротость.

8. Авторская характеристика (портреты).

9. Ваше отношение к герою.

5. Устная характеристика героя.

III. Закрепление и обобщение изученного.

Проблемный вопрос. - Почему люди не поняли Планетника?

Учебная коммуникация в парах. «Сократовский диалог».

Участвуют двое игроков: ведущий и оппонент. Ведущий получает тему предварительно, чтобы продумать цепочку вопросов и аргументов.

Оппонент узнает о содержании высказывания непосредственно во время игры. Диалог продолжается до логического завершения или отрицательный ответ оппонента.

Например:

Убедите оппонента, что:

1) «Земля - найпривітніша человеческая дом».

2) «Ни одна материнская слеза не пропадает даром. Когда плачет мать, разверзнется небо и стонет земля».

IV. Итог урока.

- Таким ли вы представляли конец произведения? Если нет, то подайте свою версию ...

V. Домашнее задание.

Подготовьте сообщение о родстве образа Планетника с образом Маленького принца из произведения А. де Сент-Экзюпери, о первые попытки человека летать.