УРОК 39
Беседа по внеклассному чтению
Тема. Олекса Стороженко. Рассказ «Учи ленивого не молотом, а голодом». Поучительный содержание рассказа. Умение украинцев посмеяться над собственными недостатками, учиться на ошибках.
Цель. Учить учащихся делать собственные выводы из прожитого, совершенствовать умение инсценировать отрывки, развивать логическое мышление и творческие способности; воспитывать любовь к труду.
Оборудование: текст рассказа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Чтение пословиц о ленивых и трудолюбивых людей с комментарием.
III. Восприятие и усвоение нового материала.
1. Чтение текста рассказа, не объявляя названия.
2. Слово учителя. Это рассказ также относится к юмористическим произведениям О. Стороженко. Оно, как и многие другие, написанное на основе поговорки, взятой из народных уст. Украинцы - очень трудолюбивый народ. Трудолюбие - это одна из добродетелей, которыми гордились наши предки и мы должны гордиться. Худшими недостатками человека считались лень и безделье. Недаром столько пословиц наш народ сложил о труде, именно поэтому писатели так много внимания уделяют ей в своих произведениях. Касается этой темы и О. Стороженко.
3. Беседа по содержанию произведения.
1) Почему Пелагея выросла бездельником?
2) Что заставило девушку приступить к работе?
3) Как вы относитесь к описанному методу учение?
4) узнал отец когда свою ленивую дочку? Что чувствовал он, увидев ее за работой?
5) Какова главная мысль произведения?
4. Мини-исследование.
Слово учителя. Вы обратили внимание, что повествование было прочитано без названия. Из представленных пословиц выберите то, которое больше всего соответствует теме и может служить названием рассказа.
- Без труда нет плода.
- Под лежачий камень вода не течет.
- Учи ленивого не молотом, а голодом.
- Вылечено не молотом, а голодом.
- Труд человека кормит, а лень портит.
5. Решения кроссворда. Решив кроссворд, відгадаєте слово в выделенных клеточках.
1. Имя главной героини рассказа.
2. Кто научил ее работать?
3. Что помогло вылечить девушку на третий день?
4. Здание, к которому ходила семья в воскресенье.
5. Какой стала девушка в семье мужа?
- Какое ключевое слово? (Труд).
- Подберите к нему синонимы.
6. Творческая работа.
Работа в группах.
I группа - составляет диалог между отцом и матерью, который мог бы состояться после возвращения отца от дочери.
II группа - инсценирует сцену семейного обеда.
III группа - составляет мини-сочинение, взяв за основу один из представленных выше пословиц.
После прослушивания ответов учащиеся приходят к выводу, что человек рожден для труда.
IV. Рефлексия.
Продолжить предложение.
1. Я понял, что ...
2. Я больше никогда не буду ...
3. Я хочу ...
4. Мне понравилось ...
5. Главное для человека ...
6. Чтобы хорошо жить, надо,...
V. Домашнее задание. Подготовиться к следующему уроку.