Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОКИ 50-51

 

Тема. Любовь Пономаренко. «Гер побежденный». Сквозной гуманистический пафос новеллы. Художественные средства его воплощения (деталь, сочетание разных временных плоскостей).

Цель. Углубить знания о главную мысль произведения, учить детей высказывать собственное понимание концовки произведения; развивать устную речь учащихся; воспитывать духовные ценности, гуманизм.

Оборудование: портрет писательницы, сборники произведений: «Дерево лиц», «Только мира», «Портрет женщины в профиль с ружьем».

Ход урока

I. Организационный момент.

Ученики записывают в тетради ожидаемые результаты от урока.

II. Изучение нового материала.

1. Ознакомление с биографией писательницы. Материал для учителя. Любовь Петровна Пономаренко родилась 25 мая 1955 года. Берега Лисогор, который время разливался веснами вплоть до домов села Ивановцы Сребнянского района Черниговской области, - то незабываемый родной край детства поэтессы и прозаика... Еще в школьные годы начала писать стихи. Была даже на одном из литературных совещаний одаренных школьников в Киеве. Затем - педагогический институт, крутые повороты судьбы и немало лет без поэзии. Счастливым случаем попала на семинар молодых литераторов. Стихи, которые читала, особого впечатления на присутствующих не произвели. Но была в них точность детали, психологическая точность, был сюжет. «А вы попробуйте писать прозу», - посоветовал руководитель семинара.

И вот в издательстве Союза писателей Украины 1984 году вышла первая книга повестей и рассказов автора «Только мира», в 1999 г. - «Дерево лиц», в 2005 г. - «Портрет женщины в профиль с ружьем».

Точность, экономичность слова: там, где другому нужно было бы сотню слов, Л. Пономаренко обходится несколькими. У автора редкое новелістичне мышления. Критики отмечают мужество, поэтичность, народность слова писательницы. Так, говорит она голосом своего края. Потому что автор мыслит современно, и сама структура ее новелл современная, близкая к образного, объемного мышления кино, телевидения, живописи.

2. Эмоциональный настрой учащихся на восприятие текста.

3. Выразительное чтение произведения учителем.

4. Словарная работа. Объяснить значение слов: Гер - господин. Шнелля - быстро. Лейпциг - город в Германии. Гут - хорошо. Киндер - дети. Фрау - обращение к женщине в Германии.

5. Беседа по содержанию произведения.

- В какое время происходят события, изображенные в произведении?

- Какую работу выполняли пленные немцы? Где они жили?

- Чем занимался Фридрих после рабочего дня?

- Что делали дети, когда увидели вскопанная грядку?

- Что приносили женщины пленным?

- Чем любил щеголять Фридрих?

- Когда и почему немец перестал сажать грядку?

- Которое он нашел другое занятие?

- Какое трагическое событие произошло с немцем? Где его похоронили?

- Что привлекло внимание рассказчика, когда она сидела на окне в новом доме?

- Почему девочка не сорвала цветок?

- Каким событием завершается произведение?

- Когда эти события происходили?

6. Закрепление знаний о понятии «новелла».

- Вспомните, какое произведение называем рассказом. (Небольшое прозаическое произведение, в котором рассказывается о какой-то эпизод из жизни одного или нескольких персонажей.)

- Какой прозаический жанр, близкий к рассказу? (Новелла.)

- Дайте определение новеллы.

Новелла - это небольшой повествовательный произведение преимущественно одну какую-то необычное событие, что стала поворотной в судьбе персонажей, с неожиданным финалом.

7. Мини-исследование жанровых особенностей новеллы. Для этого класс делим на три группы: «исследователи», «литературоведы», «художники».

 

Задача

а) «Исследователи» ищут в тексте эпизоды, которые бы раскрыли отношения между пленными и дорогими, между пленными и детьми.

Пленные: «возводили этот квартал с любовью и отчаянием», «не любили этот народ, не любили дома», «но как только поднялся фундамент...», «Фридрих вскопал маленькую грядочку...», «те улыбались, благодарили, называя вдов «фрау», «у Фридриха тоже была фотография...», «Фридрих делал только украшения из кусочков кирпича», «Сажал нас на колени и пел...»

Взрослые: «Охранник цеплялся взглядом и безразлично погиркував...», «...гиркав телохранитель», «город давно не сердилось на немцев, вдовы жалели их...», «охранник вместо «шнеляти» протягивал ему сигарету и позволял лежать под стеной», «...одинокие женщины подолгу стояли, разглядывали и даже сплакували», «его похоронили за городом...»

Дети: «мы розвоювали ту землицу, разбросали камни, сделали из палочек крест, связали его травой и поставили на грядке», «И мы в ответ целую весну и целое лето топтали и разбросали его грядку», «мы не могли его не дразнить», «мы любили ціляти в него комками, любили, когда он сажал нас на колени и пел...»

Объявление результатов исследования

Пленные немцы ненавидели и город, и его жителей, и дома, которые возводили, но только до того времени, пока не видели творение своих рук. С любовью вспоминали свой дом, родню. Были благодарны за помощь вдовам. Фридрих любил детей, цветы, был умелым мастером.

Охранники пренебрежительно относились к пленным, но порой их жалели. Больше всего немцев жалели вдовы, пытались чем-то помочь. Ненависть сменилась милосердием.

Дети жестоко относились к пленным. Не могли простить убийцам своих отцов и дедов. Даже доброе отношение к ним Фридриха не зм'якшувало их сердец.

б) «Литературоведы» работают над художественной деталью, ее ролью в произведении.

- Кирпичики, которые олицетворяют любовь пленных немцев к труду, воспоминания о родном доме.

- Цветы (ноготки) - любовь к прекрасному. Человек, который любит прекрасное, не может быть жестокой и злой в душе.

- Фотографии - то, что объединяло немцев с родными, то, что было для них самым дорогим.

- Грядка - «его (Фридриха) державка в нашем нищем городе».

- Украшения из кусочков кирпича (солнце и цветы) - творческая натура Фридриха.

- Цветок, расцвела посреди декабря - символ вечности человеческой души, память.

- Крест - символ смерти.

Из этих деталей больше всего связана с идеей произведения? (Найдена фотография. Рассказчица смогла осознать всю глубину страданий пленного немца лишь через много лет, когда сама стала матерью. Идея новеллы, как видим, почти всегда спрятана в художественном образе, побуждает читателя над чем задуматься).

в) «Художники» рисуют (вырезают из цветной бумаги) то, что, по их мнению, являются иллюстрациями к произведению.

- Докажите, что «Гер побежденный» по жанру - новелла.

- Предметом статьи является необычное событие. Что необычного случилось в произведении «Гер побежденный«? (Через 50 лет женщина находит в стене дома фотокарточку детей Фридриха).

- Что больше, по вашему мнению, интересует автора: необычное событие или персонажи? (Персонажи, которые попадают в необычные жизненные обстоятельства, они поражают нас своими поступками, глубиной душевных переживаний).

- Докажите, что Фридрих - новеллистический герой. (В условиях войны, плена он сохранил любовь к детям, к прекрасному; не отвечает злом на зло. Внешности пленного противопоставляется его внутренний мир).

- Согласитесь ли вы с мнением, что именно любовь определила сущность жизни немецкого офицера в плену, а к смерти привело отчаяние. (Новелла не завершается на самой высокой точке напряжения - смерти Фридриха. Суть неожиданной развязки - жизнь пленного продолжилось в его добрых делах. Внезапно среди декабря зацвела посеянная им цветок как символ любви, которая растопила лед ненависти к побежденного врага).

- Почему автор усложняет композицию, подав две развязки? (Хотя между ними разница в 50 лет сюжетного времени, Л. Пономаренко стремится закрепить в сознании читателя библейские истины: любовь покрывает множество грехов, любовь является мерилом всех человеческих ценностей).

8. Изучение нового литературоведческого понятия - пространство и время в художественном произведении.

Пространство и время в художественном произведении - это понятие, которое указывает на специфичность художественного изображения пространства и времени реальной действительности.

В письменных жанрах воспроизводится время реальной эпохи, но он тоже прерывистый: между событиями может быть перерыв, которую писатель, например, определяет одним предложением: «Прошло полвека». В разных временных измерениях «живут» герои и рассказчик, кроме того, прошлое мы воспринимаем из нашего настоящего.

- Какие важные события произошли в жизни города и в душе рассказчика за 50 лет?

«За это время в доме не треснула ни одна стена, не струхла и не высохла пол». Немцы, хоть и были пленными, свою работу выполняли на совесть. К рассказчика пришло раскаяние за свое отношение к Фридриху, прощения врагам, которые, когда придя на чужую землю, хотели сделать ее народ своими рабами. С годами человек становится мудрее, набирается жизненного опыта и начинает понимать, для чего она пришла в этот мир, какова его миссия на земле. В конце концов, приходит осознание, что прощение - одна из наголовніших человеческих добродетелей.

III. Обобщение изученного.

Любовь Пономаренко признается, что ей в литературе нравится все, что несет дух новизны и открытия. По словам писательницы, трагические судьбы героев - то разные периоды жизни его самого или близких: друзей, соседей, знакомых. Каждое произведение - и переплаканий, и пережитый. Главное для нее не образы и картины, а жизнь с его глибинками и широтами, как добром, так и злом. Не в этом ли секрет популярности Л. Пономаренко, обусловлен художественным кредо: «видя прошлое и глядя в будущее, быть современным».

IV. Итог урока.

Технология «Проблемная сетка» (с целью определения главной идеи произведения).

1. Или может быть злой человек, который любит цветы?

2. Имели ли дети право на такое поведение?

3. Почему человек должен прощать всегда, даже своим врагам?

V. Домашнее задание. Составить и записать в тетради новелістичну решения для текста (напечатанный текст раздается каждому ученику).

 

Отрывок текста из новеллы Л. Пономаренко

«Моя подруга лиса»

В декабре мама заболела гриппом, стала очень раздражительной, особенно, когда сын заходил в комнату и что-то очень тихо говорил. А потом поняла, что стала плохо слышать, Она загрустила, много плакала.

Марко готовил ей чай, а мама говорила: «Ты заслужил лучшей матери. Я старая, некрасивая, бедная. Ты вынужден учить уроки на подоконнике, потому что у нас нет даже стола». Врачи советовали, чтобы ехала на консультацию к столичным специалистам, но у них каждый день было по гривне тридцать две копейки. «Я должен что-то придумать», - решил Марко...