Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОКИ 37-38

 

Тема. Олекса Стороженко «Сокровище». Краткие сведения о писателе, его юмористические произведения. Морально-этические проблемы рассказа. Юмористическое, обличительное изображение главного героя. Клад - обобщенный образ счастья. Поучительный характер рассказа.

Цель. Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, помочь проработать сюжет произведения; совершенствовать умение составлять цитатний план, высказывать собственные соображения о смысле человеческой жизни; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать стремление к полноценной жизни, основанной на труде.

Оборудование: текст произведения, иллюстративный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Восприятие и усвоение нового материала.

1. Слово учителя. Олекса Петрович Стороженко как писатель выступил в 50-60-х pp. XIX ст. Он вошел в историю украинской литературы произведениями на историческую тематику и юмористическими рассказами. Писатель создал поэтический образ Украины, овеян легендами, поверьями, песнями. Он обрисовал образ находчивого, остроумного украинца, с врожденным чувством юмора. 1. Франко Стороженко назвал «талантливым рассказчиком», который «хорошо владеет украинским языком».

2. Знакомство с писателем и его творчеством (подготовленный ученик выступает в роли О. Стороженко, другие - журналисты). Интервью с писателем.

Ориентировочные вопросы:

1) Где и когда вы родились? (Родился 12.11.1805 г. в с. Лесогоры, теперь Ігнянського района на Черниговщине.

2) 3 какого рода вы происходите? (Мои предки были сотниками и полковниками, происхожу из древнего казацкого рода).

3) Где вы учились? (В Харьковском пансионе для дворянских детей).

4) Известно, что вы служили в армии. Принимали ли вы участие в войнах? (С 18 лет был на военной службе, находился в армии во время турецкой войны 1829 г. и подавления польского восстания 1831 г.).

5) Расскажите о встречах с интересными людьми, как они повлияли на ваше творчество. (В 1825 г. в Немирове я подружился со слепым сто

летним дедом, который много рассказывал о прошлом, походы Кривоноса, князя Четвертинского. А в 1827 г. на Екатеринославщине познакомился с 96-летним запорожцем, который рассказывал мне про Запорожскую Сечь.

6) В каких изданиях печатались ваши произведения? (В рус. журналах и укр. журнале «Основа»).

3. Слово учителя. Последние годы жизни О. Стороженко провел в своем хуторе Горішині. Он был избран уездным предводителем дворянства и председателем съезда мировых судей. Умер писатель 6.11.1871 г.

... Литературное наследие О. Стороженко по объему небольшая. Значительная ее часть - это произведения на русском языке. Отдельное место в творческом наследии художника занимают юмористические рассказы («Влюбленный черт», «Игла», «Усы», «Сокровище»). Эти произведения основаны на широком использовании украинского фольклора, демонологии. В них сочетаются фантастические элементы с реалистичным изображением крестьянского быта, обычаев.

Значительная часть рассказов основывается на поговорках и анекдотах, взятых непосредственно из народных уст. У них много волшебных событий, народной фантастики, искреннего юмора и остроумия. Одним из таких рассказов является «Сокровище».

4. Беседа по содержанию произведения.

1) Кто является главным персонажем повествования?

2) Как воспитывали маленького Павлуши?

3) правильно Ли, по вашему мнению, было воспитание?

4) Как жилось Павлусеві? Что он делал, чем интересовался?

5) изменилась жизнь парня после смерти родителей?

6) Расскажите о том, как парни искали клад. Почему они хотели взять с собой лежебоки?

5. Составление цитатного плана рассказа.

Ориентировочный план

1) «Послал им Господь в утешение одного только сынка - Павлусем звали».

2) «Дорос Павлуша к парню».

3) «Так за то-то мед заболела племянница и умерла».

4) «Счастье, как горох из мешка, так и сыплются на нашего Павлуши».

5) «Раз на Зеленые праздники собралось парубоцтво искать клад».

6) «Вот они подняли того хорта на палку и понесли».

7) «Собрал наемник хорошенько дукаты и спрятал их в сундук».

8) «Счастливая нить до смерти не вірвалась Павлусеві».

9) «Завидуете счастью моего Павлуши, а никто бы не захотел стать Павлусем».

IV. Закрепление изученного.

Поисково-исследовательская работа.

1. Припоминание сведений о средствах изображения комического.

Слово учителя. Вы уже знаете, что в некоторых произведениях изображаются

смешные события и персонажи. В литературе есть много средств изображения комического. Чаще всего используются такие:

- стремление действующего лица показать себя не тем, кем она является на самом деле;

- детская этимология;

- неправильное понимание персонажем какого-то предмета или явления;

- ирония - употребление слова в противоположном значении; употребление гиперболы;

- использование ласкательных слов с целью высмеивания;

- использование вульгаризмов;

- парадокс.

2. Поисковая работа. Учащиеся отыскивают средства юмористического изображения.

1) Выпишите в тетради просторечные, бранные слова, пословицы, фразеологизмы. (Матерка, пуцвіринок, будто с его чертяка лыка дерет, глаза витріщить, запінитись, малюсенький, пар изо рта не пустил, распластался на перине и др.). Для чего употребляет их автор?

2) Зачитайте описание лежни (От слов «Дорос Павлуша к парню ...» до «... чтобы вымести дом»). Что можно сказать об отношении автора к герою?

3) Зачитайте отрывок от слов «Раз наемник поймал в саду ройка ...» до слов «... а потому и голову тяжело держать на плечах». Найдите в этом отрывке средства изображения комического.

4) Найдите пословицы, которые вызвали у вас улыбку. (Обеими руками за его держаться, будто с его чертяка лыко дерет, как Бог даст, то и в окно бросит, хвалит трактирщик пьяницу, и дочери своей за его не отдаст).

5) В чем комизм ситуации нахождения клада? (Клад - дохлый борзая).

3. Слово учителя. Какова же роль этих средств создания комического? Ученики высказывают свои мнения.

Вывод: вызвать отвращение к человеку, который ничего не делает, высмеять таких людей, как Павлуша, задуматься, нет ли у нас таких черт характера.

V. Итог урока.

1. Беседа:

1) Почему Павлуся считали счастливым?

2) Кто помогал ему вести такой образ жизни? (Родители - наймиты - жена). Был бы Павлуша без них таким счастливым?

3) Как вы понимаете слово «клад»?

Клад - богатство, деньги, здоровье, любовь, карьера, знания, образование.

По толковому словарю:

Клад. 1. Драгоценности, деньги, ценные вещи. 2. Духовные и культурные ценности, которые создал человек.

2. Работа в группах. Предлагается дать ответы на вопросы:

1) хотели Ли бы вы быть Павлусем?

2) Что нужно для того, чтобы человек был счастливым?

3. Прослушивание ответов.

4. Слово учителя. Юмористические произведения А. Стороженко принадлежат к лучшим образцам его литературного наследия. Они свидетельствуют о том, что писатель умел с позиции простого народа оценить обычаи, быт крестьян. Писатель еще раз убеждает нас, что украинцы могут, любят и умеют смеяться, в том числе над собой, что юмор - черта нашего менталитета, которая не раз нас выручала.

VI. Домашнее задание.

Записать пословицы о ленивых и трудолюбивых людей.