Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 58

 

Тема. Андрей Малышко - известный украинский поэт и его песни. Стихотворение «Приходят предки». Художественные средства донесения до читателя исторической памяти.

Цель. Донести до учащихся основные сведения о поэте и его песни, учить комментировать роль художественных средств; развивать навыки обобщения, а также воображение; воспитывать чувство долга перед предками, понимание проблемы исторической памяти народа, любовь к родному слову.

Оборудование: портреты композиторов П. Майбороды, Г. Майбороды, А. Билаша, П. Козицкого, А. Ревуцкого и др., сборники произведений.

Межпредметные связи: музыка: композиторы, которые писали музыку на слова А. Малышко.

Ход урока

I. Организационный этап.

Для создания эмоционального фона включается фонозапис песни «Утра соловьиные» на слова А. Малышко. (На эту мелодию звучат позывные Украинского радио. Эту песню еще называют «Киевский вальс» или «Снова цветут каштаны».) Или же песня «Учительница моя».

- Знакома ли вам эта песня?

- Знаете автора текста?

II. Изложение нового материала.

1. Про песню «Учительница моя».

Трогательной песней «Учительница моя» А. Малышко низко поклонился всем учителям за их нелегкий труд. И до сих пор звучит она во время школьных праздников. Существует легенда, что стих написан по реальным событиям. Якобы вернувшись после войны в родную школу, А. Малышко не узнал любимой учительницы: эта еще не старая женщина оказалась седой. Поэт узнал, что на фронте погиб ее муж, а два сына-близнецы взорвали себя гранатой, чтобы не сдаться живыми в руки врагов. От таких страшных жизненных трагедий учительница не утратила природной доброты, педагогического таланта, перелила свою любовь на чужих деток. Автор преклоняется перед героиней, называет ее единственной советчицей, зарей, благодарит за самоотверженный труд:

Вновь щебечет молодежь и цветет трава,

Узнаю тебя в фигуре несхилій,

Учительница моя, зоре світова,

Раднице моя

На Украине милой!

 

2. Технология «Автор-рассказчик».

Говорят литературоведы, что поэзия Андрея Малышко песенная. А не в детстве ее истоки? Об этом узнаем у самого автора.

Советуем использовать рассказы от имени самого автора.

Ориентировочная рассказ Андрея Малышко (Дусика Базелика)

Мать моя - Ивга Остаповна - была женщиной мягкой удачи и большого сердца. Она прекрасно пела, часто рассказывала нам сказки и легенды. Материнскую науку принял глубоко к сердцу, а к фольклору относился особенно бережно и с большим благоговением: «Я смеялся и плакал вместе с героями этих песен и дум». Мне хотелось, чтобы каждый фольклорное произведение заканчивался счастливо. Часто додумывал конец песни: нет, казак не убит, а только ранен, добрые люди вылечили его живой водой, и поехал он к отцу-матери. (Ученик демонстрирует фото матери).

От старшего брата еще совсем малым научился играть на гармонии. Василий брал меня с собой даже на свадебные гуляния. А когда подрос, то подменял в свадебных музыкантов бубнара, иногда доверяли мне заменить и основного гармониста. А когда мы с Василием начали петь, то действительно люди заслушивались... Так моя память впитывала народный песенный розмай. (Демонстрируются фотографии семьи).

В Обухове (недалеко от Киева), где я родился (14.11.1912 p.), с давних времен существовал очаг бандуристов, при котором находилась и школа с довольно сложной программой. В цех бандуристов нелегко было попасть, и мне повезло, потому что школьная подруга София уговорила старшего в этой школе разрешить мне приходить, слушать песни и самому учиться и игре, и пения. В этом цехе я получил свое музыкальное воспитание.

- Как относился отец к дарование сына?

Мой отец - Самуил Никитич - был прекрасным воспитателем своих одиннадцати детей, человеком требовательным и в то же время надежной, великим сапожником. Стремился видеть меня земледельцем. Мне - его третьему ребенку - действительно суждено стать сеятелем, но на ниве поэзии, о чем я написал в стихотворении:

Соседи с отцом советовали мне

С детства стать земледельцем,

Извечным другом плуга и греч,

Дождей осенних в сентябрьские ночи.

А я выбрал нелегкое ремесло -

Искать слово таинственным сокровищем...

 

- Библиографы говорят о большом Вашу страсть к чтению книг (примерно 140-150 стр. в день). Кто же привил любовь к книге?

Любовь к книге передал мне дядя Никита. Врожденный романтик, ставил превыше всего книгу, ради нее мог закинуть срочный заказ, с ней мог забыть обо всем на свете. Отложит недошитий сапог, деловито поправит очки и берет в руки книгу. Поэтому его и назвали «чернокнижником». В детстве я читал не только для себя, но и для чуть ли не всей улицы.

Итог. Первые стихи начал писать в десять-двенадцать лет. Ученика поддерживал и поощрял учитель Я. И. Козенко, который и сам писал стихи. Первые публикации молодого поэта приходятся на 1930 год. Они появились в журналах, а первый сборник «Родина» вышла в 1935 г. За сборник стихов «Дорога под яворами» автору присудили Государственную премию имени Т. Шевченко.

3. Слово учителя.

Эпиграфом на нашем уроке могут стать слова Дмитрия Павлычко: «Нет сомнения, что музыкальные способности Малышко открыли его душу для народной песни...» На слова Андрея Самойловича написано добрую сотню песен. Музыку к его поэтических сокровищ творили такие известные композиторы, как Л. Ревуцкий, П. Козицкий, М. Вериковский, А. Штогаренко, Г. Майборода, А. Билаш («Цветут осенние тихие небеса», «Запливай же, роженько веселая«). Платон Майборода - автор мелодий до таких признанных народом песен, как «Песня про рушник», «Учительница», которую мы сегодня прослушали, «Утра соловьиные», «Мы пойдем, где травы наклонные», «Песня про Киев». Часто эти песни имеют несколько параллельных названий. Например, «Утра соловьиные» - «Снова цветут каштаны» - «Киевский вальс». Были случаи, что поэт и сам творил и напевал композиторам мелодии к своим произведениям. Песни Андрей Малышко писал в течение всей жизни, у него их более ста, издал более сорока книг. Любил поливать сад, от порога и до ворот плевелы бархатцев, любил жизнь... Он и сейчас живет в своих задушевных песнях, которые стали настоящими художественными шедеврами.

III. Анализ стихотворения «Приходят предки».

1. Чтение стихотворения учителем.

- Какими были первые ощущения, когда вы прослушали поэзию?

- Что вас поразило в этом произведении?

2. Чтение стихотворения по ролям и его анализ.

- Сколько действующих лиц нужно, чтобы прочитать стихотворение по ролям?

- Какой была жизнь наших предков? Почему вы так считаете?

- Какие художественные средства использует автор для создания образа предков? Уточните их роль. (Эпитеты, сравнения через противопоставление, градация; «добрые и бесхитростные», «не руки - а погнутые черные ветви», «не глаза - а прозористі орбиты», «и кандалы..., зерно, и кровь, и ночи со снегами». Эпитеты и сравнения помогают правдиво и точно відтвоіити образ предков, придать языку поэтичности; градация способствует выделению важных понятий в жизни предков.)

- Как относится лирический герой к праотцам? (Остро и болезненно ощущает свой и наш долг перед предками.)

- Что беспокоит персонажей произведения?

- Какими словами они клеймят возможное поведение потомков?

3. Словарная работа.

Недовірок - тот, кто недостаточно верит в что-либо, не окончательно убежден в чем-то. Тот, кто предает свои убеждения; пренебрежительное. Человек, лишенный хороших качеств, негодяй.

Схизмат - в православной и католической церкви - раскольник.

Прелат - в церквях (католической и англиканской) - почетное название, титул представителя высшего духовенства (кардинала, архиепископа, епископа). Лицо, имеющее этот титул.

Ярижка - (разговорное). Пьяница, гуляка, беспутная человек.

Пролог - начало чего-нибудь, введение к чему-то.

- Докажите на основе текста стихотворения, что наши предки верят в потомков, любят детей.

- Определите и прокомментируйте основную проблему произведения (проблема исторической памяти народа).

4. Творческая работа.

Подготовьте монолог-ответ предкам.

IV. Итог урока.

Мировоззрение Малышко-поэта выстраивался на верности заветам предков, которые дали ему конкретные уроки человечности и трудовой достоинства. И самый памятный ему завещание матери: оставаться мудрым и мужественным. Ведь мудрость нужна человеку, чтобы во всем доходить правды, научиться распознавать ее, а мужество - чтобы достойно принять ее, порой «колючую, горькую и жестокую», и защитить.

Будьте же и вы, дорогие семиклассники, мудрыми и мужественными, учитесь у жизни защищать правду, помните историю народа и следуйте заветам своих предков, любите песню и слово, как это делал поэт-песенник А. Малышко.

V. Домашнее задание.

Прочитать материал о писателе по учебнику, монолог-ответ предкам отработать и записать в тетрадь.