Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 47

 

Тема. Борис Харчук. «Планетник». Добро и зло в повести, современном мире и в человеке.

Цель. Раскрыть символическое значение образа цветка; выяснить роль художественных средств выразить собственные размышления о сути человеческой жизни.

Оборудование: схема-алгоритм.

Эпиграф:

Того ждет благодать,

Кто любил одинаково

Людей, и птиц, и зверей.

С. Колридж

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

- Прослушивание сообщений учащихся о родстве образа Планетника с образом Маленького принца из одноименного произведения А. де Сент-Экзюпери, о первые попытки человека летать.

II. Изучение нового материала.

Красота природы вдохновляет на творчество, зажигает в сердце любовь к людям, желание делать добро. И только человек, чуткий сердцем, душевно богатая, может по-настоящему видеть, чувствовать красоту природы^ любоваться ее красками. Убедиться в правдивости этих слов нам поможет сегодняшний урок.

1. Анализ литературного пейзажа в произведении. (Учащиеся работают со схемой-алгоритмом).

Схема-алгоритм

1-й шаг - прочитай внимательно пейзаж, воспроизведи в воображении, определи эмоциональную наснаженість его. (От слов: «Такая хата была и у мальчика» до слов: «... он открывал своими крыльями весну и закрывал лето».)

2-й шаг - определи эпизод, которого непосредственно касается пейзаж, проследи, как он связан с сюжетом. (Эпизод, в котором рассказывается о жизни мальчика, который с детства умел видеть и чувствовать красоту окружающего мира.)

3-й урок - определи, кто наблюдает пейзаж: автор (лирический пейзаж) или персонаж (психологический) произведения, гармонируя или контрастируя пейзаж внутреннего состояния наблюдателя. (Пейзаж наблюдает автор, поэтому это лирический пейзаж. Он контрастирует с внутренним состоянием автора: с одной стороны - старая хата с низкими маленькими окнами, с другой - красота окружающего мира.)

4-й шаг - выясни роль пейзажа для воплощения идейно-художественного авторского замысла. (Автор стремился показать красоту мира, который окружал главного героя. Планетник «Рожденный для красоты, мог видеть ее сколько угодно и где угодно. Она жила везде, повсеместно удивляясь и маня». Она была контрастом неописуемо тяжелой жизни крестьян-крепостных.)

5-й шаг - определи средства создания пейзажа (тропы, символические элементы, цвета и др.). (Сравнения: «мальвы засвічувалися, как фонарь», «подсолнух, как сторож в ржаном брыли»; эпитеты: «полные пионы», «самостоятельный подсолнух», «лохматая невеста», «бугско-мудрец»; метафоры: «ромашки белели россыпью», «повийка открывала и закрывала глаза», «дом насіяла цветов», «бугско-мудрец: он открывал своими крыльями весну и закрывал лето»; символы: мальвы, калина, подсолнечник, хмель, мак, тополя и ясени, дубы, журавль-колодец, бузько; цвета: желтый, белый, зеленый).

2. Образ нарцисса.

- Какие еще символы есть в повести? Объясните их значение. (Цветок нарцисс, которая символизирует красоту, ее незащищенность, чистоту).

- Составьте сенкан к образу нарцисса.

Нарцисс

Белый красивый

Цвел говорил избавил

Непорочность со знаком ясного солнца

Красота

3. Теледиспут. (Основные участники - телеведущий и гости - персонажи художественных произведений. Учащимся рекомендуется пользоваться текстом, по целесообразности использовать язык персонажей (зачитывать цитаты)).

- Одним из самых больших чудес и одной из самых больших ценностей мира является его красота. Красота звездного неба и земли, красота реки и красота леса, красота цветов и красота самого человека. В чем же проявляется человеческая красота? Попробуйте самостоятельно составить схему.

4. Составление схемы-опоры.

Например:

Человеческая красота - во внешности, в отношениях, в поступках, в работе, в чувствах, мыслях.

Персонажи - мать Планетника, Природа, дед Капуш, крестьяне, Планетник.

Примерное содержание разговора: Как надо хозяйствовать на земле, как воспринимать природу как живое существо, дом или вещь? (В теледиспуті обязательно должна быть обсуждена тема из произведения «Природа - наша мать. Ее надо любить и тогда, когда она жестокая»),

5. Мини-исследование. Добро и зло в жизни Планетника; его современников; в наше время.

- Сегодня на уроке мы говорим о красоте, стараемся создать идеал красивого человека. А знаете ли вы, что одной из прекраснейших черт есть доброта? В V в. до н. э. китайский философ Конфуций писал о том, что нужно воспитывать в себе доброту, и она не передается по наследству, не приходит с опытом. В старину слово «добрый» имело значение «крепкий», «сильный». Впоследствии слово «доброта» стало означать «красота», позже - «богатый», и лишь затем приобрело значение «душевный, ласковый».

- Жизнь на земле извечно построено на борьбе между добром и злом, между ними постоянно идет спор, конфликт. Означает ли это, что конфликт возникает и между носителями добра и зла?

- По каким критериям вы распознаете носителей добра и зла?

 

Добро и зло в жизни Планетника

Зло:

бедность, непонимание людей, их жестокое отношение, озлобление

Добро:

красота природы, труда на земле, любовь и милосердие, терпение

У современников Планетника

Зло:

тяжкий труд, бедность, невежество, зависть, злоба, ненависть

Добро:

красота природы, крестьянский труд, традиции и праздники

В наше время (Коллективное составление)

III. Итог урока.

Подумайте, отвечаем мы идеалу красивой человека. Что следует делать, чтобы о вас говорили: «Красивый человек»?

- Игра «Мой портрет в лучах солнца». (Выберите из набора человеческих рис 5 положительных, которые есть у вас, и нарисуйте в виде лучиков солнца, а 5 негативных запишите рядом. Обменяйтесь своими солнышками с соседом по парте, который на обратной стороне перечислит пять положительных и отрицательных качеств, присущих вам. Проанализируйте отзывы друзей, сделайте выводы.

IV. Домашнее задание.

Прочитать произведение «Семья дикой утки» Евгения Гуцало.