УРОК 47
Тема. Борис Харчук. «Планетник». Добро и зло в повести, современном мире и в человеке.
Цель. Раскрыть символическое значение образа цветка; выяснить роль художественных средств выразить собственные размышления о сути человеческой жизни.
Оборудование: схема-алгоритм.
Эпиграф:
Того ждет благодать,
Кто любил одинаково
Людей, и птиц, и зверей.
С. Колридж
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
- Прослушивание сообщений учащихся о родстве образа Планетника с образом Маленького принца из одноименного произведения А. де Сент-Экзюпери, о первые попытки человека летать.
II. Изучение нового материала.
Красота природы вдохновляет на творчество, зажигает в сердце любовь к людям, желание делать добро. И только человек, чуткий сердцем, душевно богатая, может по-настоящему видеть, чувствовать красоту природы^ любоваться ее красками. Убедиться в правдивости этих слов нам поможет сегодняшний урок.
1. Анализ литературного пейзажа в произведении. (Учащиеся работают со схемой-алгоритмом).
Схема-алгоритм
1-й шаг - прочитай внимательно пейзаж, воспроизведи в воображении, определи эмоциональную наснаженість его. (От слов: «Такая хата была и у мальчика» до слов: «... он открывал своими крыльями весну и закрывал лето».)
2-й шаг - определи эпизод, которого непосредственно касается пейзаж, проследи, как он связан с сюжетом. (Эпизод, в котором рассказывается о жизни мальчика, который с детства умел видеть и чувствовать красоту окружающего мира.)
3-й урок - определи, кто наблюдает пейзаж: автор (лирический пейзаж) или персонаж (психологический) произведения, гармонируя или контрастируя пейзаж внутреннего состояния наблюдателя. (Пейзаж наблюдает автор, поэтому это лирический пейзаж. Он контрастирует с внутренним состоянием автора: с одной стороны - старая хата с низкими маленькими окнами, с другой - красота окружающего мира.)
4-й шаг - выясни роль пейзажа для воплощения идейно-художественного авторского замысла. (Автор стремился показать красоту мира, который окружал главного героя. Планетник «Рожденный для красоты, мог видеть ее сколько угодно и где угодно. Она жила везде, повсеместно удивляясь и маня». Она была контрастом неописуемо тяжелой жизни крестьян-крепостных.)
5-й шаг - определи средства создания пейзажа (тропы, символические элементы, цвета и др.). (Сравнения: «мальвы засвічувалися, как фонарь», «подсолнух, как сторож в ржаном брыли»; эпитеты: «полные пионы», «самостоятельный подсолнух», «лохматая невеста», «бугско-мудрец»; метафоры: «ромашки белели россыпью», «повийка открывала и закрывала глаза», «дом насіяла цветов», «бугско-мудрец: он открывал своими крыльями весну и закрывал лето»; символы: мальвы, калина, подсолнечник, хмель, мак, тополя и ясени, дубы, журавль-колодец, бузько; цвета: желтый, белый, зеленый).
2. Образ нарцисса.
- Какие еще символы есть в повести? Объясните их значение. (Цветок нарцисс, которая символизирует красоту, ее незащищенность, чистоту).
- Составьте сенкан к образу нарцисса.
Нарцисс
Белый красивый
Цвел говорил избавил
Непорочность со знаком ясного солнца
Красота
3. Теледиспут. (Основные участники - телеведущий и гости - персонажи художественных произведений. Учащимся рекомендуется пользоваться текстом, по целесообразности использовать язык персонажей (зачитывать цитаты)).
- Одним из самых больших чудес и одной из самых больших ценностей мира является его красота. Красота звездного неба и земли, красота реки и красота леса, красота цветов и красота самого человека. В чем же проявляется человеческая красота? Попробуйте самостоятельно составить схему.
4. Составление схемы-опоры.
Например:
Человеческая красота - во внешности, в отношениях, в поступках, в работе, в чувствах, мыслях.
Персонажи - мать Планетника, Природа, дед Капуш, крестьяне, Планетник.
Примерное содержание разговора: Как надо хозяйствовать на земле, как воспринимать природу как живое существо, дом или вещь? (В теледиспуті обязательно должна быть обсуждена тема из произведения «Природа - наша мать. Ее надо любить и тогда, когда она жестокая»),
5. Мини-исследование. Добро и зло в жизни Планетника; его современников; в наше время.
- Сегодня на уроке мы говорим о красоте, стараемся создать идеал красивого человека. А знаете ли вы, что одной из прекраснейших черт есть доброта? В V в. до н. э. китайский философ Конфуций писал о том, что нужно воспитывать в себе доброту, и она не передается по наследству, не приходит с опытом. В старину слово «добрый» имело значение «крепкий», «сильный». Впоследствии слово «доброта» стало означать «красота», позже - «богатый», и лишь затем приобрело значение «душевный, ласковый».
- Жизнь на земле извечно построено на борьбе между добром и злом, между ними постоянно идет спор, конфликт. Означает ли это, что конфликт возникает и между носителями добра и зла?
- По каким критериям вы распознаете носителей добра и зла?
Добро и зло в жизни Планетника |
Зло: | бедность, непонимание людей, их жестокое отношение, озлобление |
Добро: | красота природы, труда на земле, любовь и милосердие, терпение |
У современников Планетника |
Зло: | тяжкий труд, бедность, невежество, зависть, злоба, ненависть |
Добро: | красота природы, крестьянский труд, традиции и праздники |
В наше время (Коллективное составление) |
III. Итог урока.
Подумайте, отвечаем мы идеалу красивой человека. Что следует делать, чтобы о вас говорили: «Красивый человек»?
- Игра «Мой портрет в лучах солнца». (Выберите из набора человеческих рис 5 положительных, которые есть у вас, и нарисуйте в виде лучиков солнца, а 5 негативных запишите рядом. Обменяйтесь своими солнышками с соседом по парте, который на обратной стороне перечислит пять положительных и отрицательных качеств, присущих вам. Проанализируйте отзывы друзей, сделайте выводы.
IV. Домашнее задание.
Прочитать произведение «Семья дикой утки» Евгения Гуцало.