Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 34

 

Тема. Художественные особенности повести «Климко» (речь персонажей, художественная деталь).

Цель. Углубить знания о художественную деталь, развивать навыки анализа художественных особенностей произведения, логическое мышление учащихся. Воспитывать любовь к художественному слову.

Оборудование: текст произведения, иллюстративный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

1. Слово учителя.

После долгих раздумий и творческих поисков над первыми произведениями Григор Тютюнник поверил в свои силы и уверенно заявил: «Я - человек. Я буду мастером». «Буду» означало: сделаю сам себя мастером. И это ему удалось. Над нужным словом писатель работал долго и тяжело, мучился, но находил такое, которого никаким другим не заменишь. «У художественного слова одна-единственная функция. Эта функция называется необходимость», - читаем в его дневнике. Действительно, только необходимые слова употреблял писатель, поэтому и попадают они прямо в сердце, наполняя его то радостью, то грустью, то удивленным восхищением перед точностью и правдой изображенной жизненной ситуации. Как умел Тютюнник посмеяться! А еще больше умел пожалеть человека. Когда один предприимчивый молодой человек настойчиво допытывался у Григора о причинах его успеха, тот сначала отмалчивался, а потом остро ответил: «Боль! Полная душа боли...» Он был правдивым и искренним, смелым и откровенным в выражении своего мнения. Талантливо проигрывал отрывки из своих произведений, прекрасно декламировал и рассказывал, имел выразительное актерское дарование.

В своих произведениях Тютюнник сумел охватить все сферы человеческого бытия: социальную, психологическую и морально-этическую. Он отчетливо видел и обличал такие позорные явления общества, как бездуховность, потребительство, мещанство. Говорил об этом откровенно и смело.

Человек в его произведениях предстает словно живая. Время в поисках нужного слова писатель просиживал часами. Писал, не спеша, долго вынашивая замысел, тщательно обдумывая сюжет, отдельные детали, которым тоже уделял большое значение.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа с учениками.

- Вспомните изученный вами произведение А.Чехова «Хамелеон». Почему главный герой Очумелов среди лета надел шинель? (Для того, чтобы показать горожанам, что он приобрел именно новую шинель).

- С какой целью он шинель то одевает, то снимает? (Очумелов боится принять неверное решение).

А.Чехов сумел через художественную деталь (новую шинель) передать мысли и переживания главного героя.

- Вспомните определение художественной детали, запишите в тетради.

Художественной деталью (от франц. Detail - подробность) называют

такую характерную черту или подробность, которая служит для более глубокого и яркого изображения картины действительности или образа героя.

IV. Восприятие и усвоение новой материала.

1. Работа с текстом.

- Зачитать концовку повести от слов: «От переезда ударила длинная автоматная очередь».

- Какая деталь и с какой целью использована писателем в этом отрывке? (Тоненькая белая струйка соли. Полными опасностей дорогами, побеждая в себе страх, возвращался обратно Климко с драгоценной солью, чтобы помочь вчительчиній беде, и здесь подстерегла паренька неумолимая смерть. Писатель хотел подчеркнуть цену соли, на первый взгляд, обычной, но в эти страшные военные времена очень важной для выживания.)

- Какую роль в повести играет еще одна художественная деталь - «розовая, словно сто роз, платье» учительницы? (Ребята увидели в руках Натальи Николаевны не просто обычное платье, это была живая нить памяти, которая связывала эти минуты с еще совсем недавним прошлым, с их незабываемым школьным жизнью.)

- С чем у вас ассоциируется платок девушки, большая, в веселых красных и зеленых цветах, что цвела на весь базар? (С девичьей красотой. На оккупированной территории следовало остерегаться полицаев, которые вылавливали молодежь для отправки в Германию).

2. Работа над языком персонажей.

- Языковой стиль Гр. Тютюнника характеризуется богатством лексики, синонимов. Так, например, герой не просто «говорит», а - лязгает, отвечает, звонит, кричит, хохочет, вопит, бубнит, мигиче, видихує, шепчет, шушукається, поет, просит-стонет, кричит и т.д.

Везде, где бывал, писатель внимательно прислушивался к разговорам обычных людей, особенно сельских, записывал меткие выражения, поговорки, интересные наблюдения - таким подготовительным материалом пестрят его записные книжки.

- Составление таблицы «Язык героев» (запись в тетради).

Герои произведения

Высказывания персонажей

Речь персонажа

Наталья Николаевна

«Зульфате, успокойся... Кармелючок мой малый».

«Я рада за вас, мои мальчики, я просто счастлива...»

Ласковая, спокойная

Бородач (торгаш)

«Подумаешь, какая цаца... Ну, тогда пухни с голода!»

«Иш, почему она тех уродов научила! Учи-и-ительша...»

Грубая, брутальная

Тетя Марина

«А может, ты, сыночек, у меня остался, га?»

«Прощай, сынок... Так хотелось мне тебя оставить у себя, такой ты мне дорог стал - сердца бы тебе урвала...»

Близка к народной, пестлива, ласковая

Климко

«Тетя, тетя Марина... Где вы, тетушка?»

«Туда, дядя, бегите!»

«Весной она (вишня) бело цвести, летом ягідьми блестеть, скворцы налітатимуть..."

«Мы вам помогать будем, маленькую глядітимемо..."

Сжатая, насыщенная глагольными формами

 

 

V. Обобщение и закрепление изученного материала.

Как видим, Гр. Тютюнник не идеализирует своих героев, не наделяет какими-то особыми чертами характера. В основном это обычные люди - женщины, мужчины, старики, дети. Герои его произведения не говорят четкой литературным языком, а естественной для них. Благодаря языку будто оживает характер того или иного героя.

VI. Домашнее задание.

Подготовиться к беседе с внеклассного чтения. Прочитать рассказ а. Довженко «Воля к жизни».