УРОК 34
Тема. Художественные особенности повести «Климко» (речь персонажей, художественная деталь).
Цель. Углубить знания о художественную деталь, развивать навыки анализа художественных особенностей произведения, логическое мышление учащихся. Воспитывать любовь к художественному слову.
Оборудование: текст произведения, иллюстративный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
1. Слово учителя.
После долгих раздумий и творческих поисков над первыми произведениями Григор Тютюнник поверил в свои силы и уверенно заявил: «Я - человек. Я буду мастером». «Буду» означало: сделаю сам себя мастером. И это ему удалось. Над нужным словом писатель работал долго и тяжело, мучился, но находил такое, которого никаким другим не заменишь. «У художественного слова одна-единственная функция. Эта функция называется необходимость», - читаем в его дневнике. Действительно, только необходимые слова употреблял писатель, поэтому и попадают они прямо в сердце, наполняя его то радостью, то грустью, то удивленным восхищением перед точностью и правдой изображенной жизненной ситуации. Как умел Тютюнник посмеяться! А еще больше умел пожалеть человека. Когда один предприимчивый молодой человек настойчиво допытывался у Григора о причинах его успеха, тот сначала отмалчивался, а потом остро ответил: «Боль! Полная душа боли...» Он был правдивым и искренним, смелым и откровенным в выражении своего мнения. Талантливо проигрывал отрывки из своих произведений, прекрасно декламировал и рассказывал, имел выразительное актерское дарование.
В своих произведениях Тютюнник сумел охватить все сферы человеческого бытия: социальную, психологическую и морально-этическую. Он отчетливо видел и обличал такие позорные явления общества, как бездуховность, потребительство, мещанство. Говорил об этом откровенно и смело.
Человек в его произведениях предстает словно живая. Время в поисках нужного слова писатель просиживал часами. Писал, не спеша, долго вынашивая замысел, тщательно обдумывая сюжет, отдельные детали, которым тоже уделял большое значение.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа с учениками.
- Вспомните изученный вами произведение А.Чехова «Хамелеон». Почему главный герой Очумелов среди лета надел шинель? (Для того, чтобы показать горожанам, что он приобрел именно новую шинель).
- С какой целью он шинель то одевает, то снимает? (Очумелов боится принять неверное решение).
А.Чехов сумел через художественную деталь (новую шинель) передать мысли и переживания главного героя.
- Вспомните определение художественной детали, запишите в тетради.
Художественной деталью (от франц. Detail - подробность) называют
такую характерную черту или подробность, которая служит для более глубокого и яркого изображения картины действительности или образа героя.
IV. Восприятие и усвоение новой материала.
1. Работа с текстом.
- Зачитать концовку повести от слов: «От переезда ударила длинная автоматная очередь».
- Какая деталь и с какой целью использована писателем в этом отрывке? (Тоненькая белая струйка соли. Полными опасностей дорогами, побеждая в себе страх, возвращался обратно Климко с драгоценной солью, чтобы помочь вчительчиній беде, и здесь подстерегла паренька неумолимая смерть. Писатель хотел подчеркнуть цену соли, на первый взгляд, обычной, но в эти страшные военные времена очень важной для выживания.)
- Какую роль в повести играет еще одна художественная деталь - «розовая, словно сто роз, платье» учительницы? (Ребята увидели в руках Натальи Николаевны не просто обычное платье, это была живая нить памяти, которая связывала эти минуты с еще совсем недавним прошлым, с их незабываемым школьным жизнью.)
- С чем у вас ассоциируется платок девушки, большая, в веселых красных и зеленых цветах, что цвела на весь базар? (С девичьей красотой. На оккупированной территории следовало остерегаться полицаев, которые вылавливали молодежь для отправки в Германию).
2. Работа над языком персонажей.
- Языковой стиль Гр. Тютюнника характеризуется богатством лексики, синонимов. Так, например, герой не просто «говорит», а - лязгает, отвечает, звонит, кричит, хохочет, вопит, бубнит, мигиче, видихує, шепчет, шушукається, поет, просит-стонет, кричит и т.д.
Везде, где бывал, писатель внимательно прислушивался к разговорам обычных людей, особенно сельских, записывал меткие выражения, поговорки, интересные наблюдения - таким подготовительным материалом пестрят его записные книжки.
- Составление таблицы «Язык героев» (запись в тетради).
Герои произведения | Высказывания персонажей | Речь персонажа |
Наталья Николаевна | «Зульфате, успокойся... Кармелючок мой малый». «Я рада за вас, мои мальчики, я просто счастлива...» | Ласковая, спокойная |
Бородач (торгаш) | «Подумаешь, какая цаца... Ну, тогда пухни с голода!» «Иш, почему она тех уродов научила! Учи-и-ительша...» | Грубая, брутальная |
Тетя Марина | «А может, ты, сыночек, у меня остался, га?» «Прощай, сынок... Так хотелось мне тебя оставить у себя, такой ты мне дорог стал - сердца бы тебе урвала...» | Близка к народной, пестлива, ласковая |
Климко | «Тетя, тетя Марина... Где вы, тетушка?» «Туда, дядя, бегите!» «Весной она (вишня) бело цвести, летом ягідьми блестеть, скворцы налітатимуть..." «Мы вам помогать будем, маленькую глядітимемо..." | Сжатая, насыщенная глагольными формами |
V. Обобщение и закрепление изученного материала.
Как видим, Гр. Тютюнник не идеализирует своих героев, не наделяет какими-то особыми чертами характера. В основном это обычные люди - женщины, мужчины, старики, дети. Герои его произведения не говорят четкой литературным языком, а естественной для них. Благодаря языку будто оживает характер того или иного героя.
VI. Домашнее задание.
Подготовиться к беседе с внеклассного чтения. Прочитать рассказ а. Довженко «Воля к жизни».