Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 62

 

Тема. Доброта и любовь, понимание, взаимоподдержка в украинской семье. Отношения в школьной семье.

Цель. Характеризовать героев произведения, уметь комментировать морально-этические проблемы человеческого общежития, семейных отношений в нем; развивать умение выделять главное, юмористическое; воспитывать уважение к старшим, к сверстникам.

Оборудование: повесть А. Димарова «Прожить и рассказать», книга для учащихся «Украинская литература в таблицах и схемах», карточки с блиц-диктантом.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

Блиц-диктант. (Индивидуальный опрос биографии А. Димарова).

1. Родина А. Димарова.

2. Через какие трагические обстоятельства будущий писатель рос без отца?

3. Какое законное фамилию и отчество писателя?

4. Название первой изданной книги.

5. Названия книг для детей.

6. Чем, кроме литературы, увлекается А. Димаров?

Технология «Найди ошибку». (Работа на знание текста. Ученики находят недочеты в предложениях, исправляют их).

«И тычет пальцем в страницу дневника, где стоит «двойка» или даже «тройка», похожа на черного лебедя ...» (правильно - «злющого шершня»).

«Я, может, и не решился бы полезть в сад к дяде Матфея, если бы не друг Ванька («одноклассница Оля с необычной фамилией - Чровжова»).

«Учительница открыла рот, собираясь, видимо, спросить, что за Никитка такой, как собака (уж), услышав свое имя, сам выставил к ней интересную головку».

«Из всех сил стараюсь придержать языком лягушонок и - (випльовую) глотаю его вместе со слюной».

«Помню, как осенью (зимой), на большой перемене, наш седьмой (шестой) «Бы» воевал с шестым «А».

«Еще заранее по всему селу были расклеены огромные афиши, в которых сообщалось, что будет показана пьеса В. Симоненко «Царь Плакса и Лоскотон» (Ивана Франко «Украденное счастье»).

«Ни ведра, ни сомов (раков), один Андріїще (Сергіїще), которого я сейчас лупцюватиму так, что он аж запенится!..»

II. Проработки нового материала.

1. Пресс-конференция с учителями. (Одни учащиеся выполняют роли учителей, другие - журналистов).

а) Вопросы по тексту Павла Степановича.

- Как вы относитесь к точным наукам, в частности к математике?

- Каким образом вам удалось убедить Толя, что математика - наука интересная?

- Почему вы оценили неудовлетворительно вдумчивое заинтересовано чтения ученика на уроке?

- Как вы считаете, почему вас больше всего боялись ученики в школе?

- Как вам удавалось без крика убеждать учеников в их неправоте?

б) Вопрос на выдумку.

- Каким образом алгебра стала вашим самым любимым предметом?

в) Вопрос юмористические.

Какие средства комического использует автор, характеризуя мой образ? Найдите в тексте и зачитайте («нависла грозная тень Павла Степановича»; «забияки становились тихие и смирные, как овечки»; «Герой! Ну, герой! ... Я никогда не думал, что ты такой трус»; «Он тебя до смерти занукає»).

а) Вопросы к Галине Ивановне.

- Как вы думаете, почему ученики так замирали, когда вы заходили в класс?

- Как дети выражали свое восхищение вами?

- Нравился ли им ваш предмет?

- Догадывались ли вы о секрет «жіноти» 6-Б?

- Что больше всего вам нравилось в Федоре Бродяге?

- Только досадный случай с Бобылем изменил ваше отношение к Виктору Михайловичу?

б) Вопрос на выдумку.

- Какими методами вы будете воспитывать собственных детей?

в) Вопрос юмористические. Перескажите отрывок, в котором изображена забавная ситуация, что каким-то образом решила мою судьбу.

а) Вопросы к Виктору Михайловичу.

- Классным руководителем какого класса вы были?

- Как вам удавалось быть старшим товарищем учеников, а не строгим руководителем?

- Почему дети жить без вас не могли?

- Догадывались ли вы, что дети знают о каждый ваш шаг?

- Почему вы стали таким худым и осунувшимся? Или ученики имели право вмешиваться в вашу личную жизнь да еще и такими методами?

б) Вопрос на выдумку.

- Какие советы дали бы вы своим ученикам-выпускникам?

в) Вопрос юмористическое (от Виктора Михайловича к ученикам).

Как можно охарактеризовать случай с бовтунами? Он трагичен,

смешной, безответственный, жестокий, ... (ваша версия).

2. Наблюдения за отношениями в семье.

В произведении раскрываются взаимоотношения родителей и детей, о которых с юмором Димаров пишет, что если бы за одного битого двух небитых давали, то их родители получали бы при обмене по десятку потомков. Но чувствуем, что основы семейного воспитания базировались на уважении к труду, к старшим.

Чтение отрывка от слов: «Отцы наши были скупыми на ласку ...» до слов: «... те сроду небиті, нелаяні дети...»

Гронування «Родители».

Этапы гронування: 1. В центре листа дети пишут слово «Родители». 2. Записывают слова и фразы из текста произведения. 3. Записывают слова и фразы, которые приходят на ум. 4. Устанавливают связи между понятиями.

Скупые на ласку

Осторожны на похвалу

Маломовні

Изнурительный труд

Чаще ругали, чем хвалили

Добрые

Милосердные

У Анатолия Димарова есть очень интересная автобиографическая повесть «Прожить и рассказать». Главный герой этого произведения Толя был очень непослушным ребенком. Мальчику часто доставалось от матери, и отец воспитывал сына словом, учил делать добро, слушаться своей совести и сердца: «... Папа, посадив меня на колени, повел речь о двух ангелах, которые сидят у каждого из нас за плечами от рождения до самой смерти. Белый ангел - за правым плечом, а черный - по левому. Белый подсказывает нам добрые поступки, черный - злые. И от каждого из нас зависит, какого ангела слушаться.

- А, папочка?...

... - Надо всегда, сынок, слушаться ангела белого. Что учит нас только доброе...»

В начале повести автор «Голубой ребенка» дает возможность понять, что родители часто вычитывают своим малым потомкам за то, за что в детстве перепадало им самим. Что поделаешь - взрослые и детские взгляды на мир существенно отличаются.

III. Обобщение изученного.

1. Слово учителя.

«Голубой ребенок» - II часть тетралогии. «На коне и под конем» напоенная добрым и мягким юмором, но одновременно появляется и ирония.

Ирония - это скрытая улыбка, с греческого «насмешки». От юмора отличается острым, однако замаскированным отрицанием того, что будет высмеяно («Говорят, что крапивой лечат от ревматизма. Если это так, то я не заболею ревматизм, пока и буду жить»).

Ученики ищут и зачитывают другие иронические повествования.

Смеховую стихию находим не только в построении сюжета, но и в языке произведения. Сочная, богатая украинская речь точно высвечивает характеры героев. Она максимально приближена к разговорной народной речи. Итак, живая и выразительная, эмоционально-окрашенная лексика, разговорные элементы. «Два такие бельбаси врезались в спину», «Упіймаю - головы всем поскручую», «Ты что, сдурел?»; «Мы тебя ждали-ждали да и жданики поем...»; «Пхи, еще бы не взять! Мне это как раз плюнуть»; «(Собака) Хамкнє разок - только его и видели, твоего языка».

Юмор преобладает в книге. Даже печальные события автору удается говорить так, что трудности кажутся преодоленными.

IV. Итог урока.

- Какие методы воспитания родителей и учителей кажутся вам эффективными?

V. Домашнее задание.

Сделать иллюстрации к произведению с комментарием, составить короткий юмористический рассказ о ваших отношениях с родителями или учителями.