УРОК 11
Тема. Основные персонажи произведения, их группировка. Захар Беркут мудрый вожак тухольской общины.
Цель. Раскрыть роль Захара Беркута - вожак тухольской общины как патриота, принципы группировки персонажей в произведении, развивать у учащихся навыки пообразного анализа произведения; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: схема анализа художественного образа, текст повести.
Ход урока
И. Осмысление нового материала.
1. Беседа с учащимися о группировке персонажей произведения.
- Какие действующие лица выведены в произведении?
- На какие фупы, что ведут между собой борьбу, их можно разделить?
- Случайное такое группировка? Докажите.
(Не случайно, оно имеет важное значение. Тухольцы, Захар Беркут, Максим - свободолюбивые члены древней родовой общины, сильной своим порядком, основанным на равенстве и труда. Справедливость тех порядков поняла и восприняла дочь боярина Тугара Волка - Мирослава. Тухольцы - настоящие патриоты.
Представители враждебного лагеря - боярин Тугар Волк, Бурунда, Пета - жестокие тираны, пытающиеся побороть тухольцев не только силой, но и коварством.)
- Как И. Франко изображает в повести тухольцев, а как - завоевателей?
(Сопоставленных выводов учащихся со статьей в учебнике «Группировка персонажей в эпическом произведении».)
2. Работа над образу Захара Беркута.
Деловая игра «Взгляд»
(Ученики работают в группах цитатников и аналитиков по самостоятельно составленному плану. Цитатник за определенный промежуток времени должен найти соответствующую определенного пункта плана цитату.)
- Честность Захара Беркута.
(«Скоро только Максим будет свободен, ты только кивни на нас, а мы всех остальных пішлемо на дно раков кормить. - Нет, - сказал возмущенный Захар. - Это было бы нечестно. Беркуты соблюдающих слова даже врагу и предателю».)
- Подчинение личных интересов общенародным.
(«Пусть скорее погибает мой сын, чем для него должно уйти хоть один враг нашего края».)
(Аналитики определяют, какую черту героя подтверждает найденная учениками второй группы цитата.)
- «Бурунда-бегадир велит вам сказать, что сила его велика и неодолима, вы ничем не врадий против его силы».
- «Видно, что твой Бурунда начинает нас бояться, когда задумал нас пугать». (Глубокая мудрость и благоразумие Захара Беркута.)
- «А в следующей волны зашумело воздух, и огромный камень, брошен с тухольской метавки руками Захара Беркута, с лускотом хлопнул на кучку врагов». (Большая сила воли Захара Беркута.)
Текстуальное исследование образа Захара Беркута
(Учащиеся при выборочном чтении выясняют, какие составляющие характеристики персонажа ними не исследованы).
1. Портрет («Захар Беркут - это был седой, как голубь, свыше 90-летний старец, старейший возрастом в целом тухольській общине. Невзирая на глубокую старость, Захар Беркут был еще сильный и крепкий», ч. III. (Ученики записывают в тетрадь.))
2. Образование и самообразование персонажа. (Не только от земли предков перенял Захар Беркут мудрые законы жизни. Он путешествовал, был образованным человеком, хорошим знатоком общественной жизни.)
3. Основное жизненное призвание героя произведения. (Безнастанна труд на пользу народа: даже в преклонном возрасте помогает общине своим опытом, лекарственными знаниями. «Сад, пасека и лекарства - это была его работа».)
4. Речь персонажа. (Убедительностью, жизненной мудростью веет от выступлений Захара Беркута перед обществом. С Тугаром Волком он держится как с ровней и побеждает его силой своего слова (зачитать). Когда Беркут обращается к обществу, его теплая, сердечная речь мобилизует народ на борьбу. В языке отражаются внутренний мир и убеждения Захара Беркута.)
5. Отношение Захара Беркута к религии. (Захар Беркут и тухольцы верят в Бога, Божью кару, но верят в магическую силу слова и обычных предметов. Уже давно было принято христианство на Руси, но остатки первобытной языческой веры были на то время еще достаточно живучими. Захар Беркут поклонялся Солнцу как неисчерпаемому источнику всего живого на земле, тухольцы обожали природу прежде всего через свою близость к ней. Отсюда и их поэтическое восприятие природы, отношение к ней как к живому существу.)
3. Формулировка идеи повести.
- Что автор в произведении одобряет, а что осуждает?
- Что I. Франко хотел сказать своей повестью читателям, к какому выводу подвести?
(И. Франко выразил в произведении веру в победу народа над захватчиками. Он считал современное ему жизнь началом новой эпохи, подчеркивая, что за новый общественный строй надо бороться дружно, сплоченно, самоотверженно, как тухольська община боролась с монголами. Тухольцы не только защищали свои интересы, но и думали о жизни соседей.)
II. Обобщение изученного.
Слово учителя. Итак, Захар Беркут - патриот Тухольщини; его последняя речь учитывает уроки истории предыдущих и последующих времен. Автор наделил мудрого ватага собственным неприятием суток неволи, когда украинский народ был покорным слугой «забагів наездников и их рабочим волом». Гарантом национального возрождения Украины является память о давнем громадівство в произведении. Если говорить по-современному, то Захар Беркут был и оратором, и психологом, и врачом, и инженером-строителем, и дипломатом и стратегом. И все это не только благодаря врожденному таланту, но и настойчивости и неутомимости в познании.
III. Домашнее задание.
Выпишите цитаты для характеристики образов Максима, Мирославы, Тугара Волка (по рядам).