УРОК 26
Тема. Михаил Стельмах. Рассказ о писателе. «Март». Стремление человека-труженика отдать все свои силы труду на родной земле. Образное описания красоты весенней природы.
Цель. Ознакомить учащихся с биографией писателя, используя прочитанные произведения; совершенствовать умение самостоятельно анализировать поэзию, выступать с рефератом; воспитывать любовь к природе родного края и людям труда.
Оборудование: портрет М. Стельмаха, произведения писателя.
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
II. Восприятие и усвоение нового материала.
1. Ознакомление учащихся с детскими годами М. Стельмаха (с использованием прочитанных отрывков повестей «Гуси-лебеди летят» и «Щедрый вечер».
- Михаил Афанасьевич Стельмах родился 24 мая 1912 года в селе Дьяковцы Литинского района Винницкой области в небогатой семье. Первой пробудила в детском сердце любовь к земле и ее красоте мать. О неутомимую труженицу Анну Ивановну, добрую и ласковую, М. Стельмах писал в автобиографической повести «Гуси-лебеди летят».
- Найдите и зачитайте отрывок, в котором говорится о матери писателя и любовь к земле.
(От слов: «В ее устах и души семена было святым словом» ... до слов: ... «к которому и до сих пор тянулась мыслью и сердцем».)
Волшебная природа Прибужье, народная песня, сказки, легенды, думы глубоко и навсегда запали в сердце впечатлительного мальчика. С детства Миша проявлял большое влечение к книге и знаниям. Выстроганной из ветки клена ручкой выводил первые буквы и слова. Чернила делал из бузины.
- Найдите и зачитайте эпизод про первые прочитанные книги.
(От слов: «как-То я быстро, самостоятельно, научился читать ...»)
Самые нежные воспоминания в душе Миши сохранились об отце -
Афанасия Демьяновича - и деда Демьяна, бывшего крепостного, талантливого мастера.
Найдите и зачитайте в ролях отрывок из произведения «Щедрый вечер», в котором говорится о отцовскую науку.
(От начала отрывка до слов: «Я беру с папиных рук полывяный кувшин».)
- Зачитайте абзац из статьи И. Семенчука «Жизни начиналось с любви ...» про деда Демьяна).
(От слов: «Как уже подчеркивалось ...» до слов: «... супружескую верность и песню».)
Первым учителем и советчиком Миши был дядя Себастьян, которого он очень любил и уважал. Позже писатель так напишет о нем: «Дядя Себастіяне, мой первый добрый пророческое, моя радость и грусть! Вас уже давно нет на свете, но и до сих пор мне светят ваши глубокие глаза, и до сих пор ваша сердечность ходит с детьми, что знали вас. И пусть вам памятником будет человеческая благодарность и мое слово ...»
В школу мальчик пошел в 1921 году. Его приняли сразу во второй класс.
- Как об этом рассказывается в произведении?
Шла гражданская война. Холод, разруха, жестокие бои. В семье Стельмахов на всех одни сапоги. Отец, видя большое влечение сына к науке, решает носить Мишу в школу на руках, завернув в кирею.
- Читаем про этот случай в ролях.
(От слов: «Учился я хорошо ...» до слов: «... приближаются самые дорогие дни моего детства».)
После окончания начальной школы М. Стельмах поступил в школу колхозной молодежи. Пахота, сев и первые пробы пера. Целый день в поле, а вечером возле книжки.
Потом было обучение в Винницком педагогическом техникуме, а впоследствии - в институте, который окончил в 1933 году. Через три года были напечатаны первые стихи молодого автора. Вот как отозвался о них JI. Первомайский: «Прежде всего это глубокое чувство природы ... Для Михаила Стельмаха природа составляет и источник, и содержание поэзии. Возможно, что ему не хватает другого, но слияние его поэтической мысли с шумом трав, с плеском рыб в луговых заливах, с медленным бегом облаков на фоне весеннего прозрачного неба - непрерывное и, на мой взгляд, должно быть отмечено как явление глубоко отрадное ...»
Именно на это время приходится написания поэзии «Март», которую мы рассматриваем сегодня на уроке.
2. Выразительное чтение стихотворения «Март».
3. Анализ поэзии.
- Как описывает поэт приход весны?
- Какие художественные средства при этом использует? (Метафоры: «свелись реки», тучи воду пьют, рощи остановились, плещется веслами весна, земля поднимает буйные травы.)
- Выпишите эпитеты из стихотворения, подберите и запишите собственные до этих самых слов, например: буйные травы - шелковые, густые; счастливый мир - прекрасный, неповторимый, чарующий; земля хмельная и душистая - цветущая, барвенкова.
- Найдите сравнения в поэзии, объясните, с какой целью их употреблено в тексте. (Облака-лебеди; сок-хмель.)
- Зачитайте последнюю строфу, сформулируйте главную мысль.
Палитра словесных красок у Михаила Стельмаха многогранна. В поэзии
завораживает простота, наполненная неисчерпаемыми источниками народной песни. Краски Стельмах подбирает самые тонкие, оттенки - самые нежные. Персонификация природы вызывает в сердце радостное настроение. Высокая эмоциональность слова, постоянная связь с читателем - вот о чем постоянно заботится Стельмах-поэт.
4. Выступление ученика с рефератом «Годы войны. Боец и поэт».
Информация для учителя. «Когда пришла война, - писал в своих воспоминаниях Михаил Стельмах, - я стал артиллеристом и продолжал писать. Это уже были другие поэзии, - мужества, боя и борьбы».
Стихи молодого украинского поэта, написанные в перерывах между боями, действительно полны неподдельной мужественности и доблести, несхитної уверенности в победе над врагом.
Мы можем умереть - не умрет Родина.Мы можем погибнуть - не погибнет народ! - выражает он убеждение в стихотворении «Затьмарилось солнце на ясном небе ...», который был написан в первые дни войны.
(В июле 1941-го гармаш Стельмах вблизи Великих Лук был тяжело ранен и контужен. Снова взялся за перо уже в военном госпитале, во время длительного лечения. В Воронеже и Уфе в 1942 году выходят два сборника фронтовых стихов - «ранняя Весна» и «ясные зори» (под редакцией М. Рыльского).)
Его фронтовая лирика пленяет суровой правдой:
Жизнь моя - идут бойцы суровые,
И слышишь звон напряженных сердец.
Ночью выстелены всплывают зари,
В полях умираю раненый боец.
Берешь его винтовку среди поля,
Что пахнет еще и потом, и теплом,
А на могиле уже печалится тополь
И скорбит колос зрелым зерном.
В 1943 г. М. Стельмах работает спецкором газеты «За честь Родины». 20 июля 1944 г. Михаил Афанасьевич был вторично тяжело ранен во время бомбардировки. Грозила гангрена. В декабре 1944 снова увиделся с собратьями уже на польской земле.
Выступление на радио основал самую интересную страницу биографии писателя - его участие в радиопередаче 1941-1945 pp. О большой популярности поэтических произведений М. Стельмаха свидетельствуют повторные выпуски в эфир одних и тех же текстов. Стихотворение «Раненый лежал я ...» прозвучал четыре раза, «Матери» - дважды, «Дума о плугатаря» - дважды.
В годы войны начал писать и прозу. Говорил об этом так: «А знаешь, я начал писать прозу ... За войну такого навидался, что хочется рассказать обо всем просто и искренне, не связывая себя рифмой и размером. Здесь надо, чтобы слово закипало, словно железо в горне ...» Его произведения, в частности первые рассказы, которые вскоре были напечатаны в сборнике «Березовый сок» с благословения Юрия Яновского, часто звучали в эфире.
5. Самостоятельная работа с учебником (составление хронологической топ лице).
III. Итог урока. Технология «Незаконченные предложения».
1. Михаил Афанасьевич Стельмах родился ...
2. Окончив сельскую школу, научился ...
3. На фронте был ...
4. Кроме поэзии, писал ...
5. Самые известные романы:
6. Мать Миши верила ...
7. «Она (мать) первая в мире научила меня ...»
8. Миша - талантливый, любознательный мальчик, который любил ...
9. Когда мальчик однажды увидел за окном снег, то ...
10. Увидев на улице Панаса с сыном, люди удивлялись, потому что ...
IV. Домашнее задание.
Прочитайте статью Д. Павлычко «Из глубин народной жизни», составьте к нему план, подготовьте чтение и перевод статьи И. Семенчука «Жизни начиналось с любви ...».