Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 66

 

Тема. В. Голобородько. Самобытная фигура поэта в украинской литературе. Стихотворение «Наш язык». Роль родного языка в жизни и судьбе каждого человека.

Цель. Ознакомить учащихся с биографией поэта, дать понятие свободного стиха, учить учащихся понимать его специфическую форму; развивать умение находить самостоятельно и характеризовать поэтические образы, воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: портрет писателя, книга для учащихся «Украинская литература в таблицах и схемах», 5-11 классы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Восприятие и усвоение нового материала.

1. Материал для учителя. В шестидесятых годах прошлого века на литературном горизонте появился молодой человек из Донбасса, поразил чистотой, нежностью и доверчивой красотой своего мира. Этим юношей был Василий Голобородько. Появление первых стихотворений поэта одобрительно приветствовали критики, но книга вышла в США, потому что в киевском издательстве (где готовилась к печати) была уничтожена уже набранной. Автор тогда отказался сотрудничать с советскими спецслужбами. Вот как о себе пишет поэт в статье «Посівальником через всю жизнь»: «Мое детство пришлось на послевоенные годы, но запомнились не те, тяжелые, ... а те, когда люди уже стали жить богаче и из их глаз исчез тот характерный блеск голода, что так калечит образ красивого лица ... В наших детских душах радостно пело ощущение праздничного настроения взрослых, их совместный труд, бескорыстная, но щедрая, тяжелая, но радостная ...

Совсем маленьким, в возрасте из них, будила меня мать зимним утром и посылала посевать к соседям. Заходил я в дом вестником праздника, мне радовались, подводили к углу, я сыпал из горсти пшеничное зерно и произносил поздравления с Новым годом. Уже как ходил в школу, то со сверстниками ходил колядовать. Но уже так, будто переступая грань дозволенного ... Кажется, недолго и продержался тот давний обычай после нашего колядования. Умер тот обычай.

Как по моей памяти умерла и песня: вечерняя девичья песня. Как-то так незаметно исчезла, будто отлетела навеки в теплые края. Автопортрет фабричной пластинки и слова певцов сыграли свою роль ...

Когда все это есть - и обычаи, и традиции, и песни, то воспринимаешь их как нечто вполне естественное, как быть брюнетом или белокурыми, а когда это исчезает, или от собственной небрежности, или по принуждению, то начинаешь докапываться до причин исчезновения того, что раньше тебе казалось незникненним, хочешь связать ту прерванную нить, которая тянется из глубины веков, хочешь, чтобы и дальше ткався полотенце с неповторимыми узорами...»

Владимир Пьянов в статье «Правда сердца» пишет, что Василий Голобородько - поэт со своеобразным мировосприятием, органическим чутьем музыки слова, влюбленный в жизнь, в его видении является той белой сказкой, где, словно на полотенце, красные и черные краски создают неповторимую картину живой действительности ...

Голобородько, как и несколько его однокашников, за вольнодумство был исключен из университета, он вернулся в родное село Андрианополь, на Луганщину, где, как и во всем Донбассе, политика русификации достигла апогея и приобрела угрожающие масштабы ... Оказавшись далеко от круга столичных друзей-единомышленников, он с особой остротой чувствует тоску по утраченному художественной средой ... Потом было отнесения государственного университета в Донецке и отчисления. Сразу после исключения из Донецкого университета молодой талантливый поэт возвращается в родное село, живет у родителей с 1970 по 1988 год. «Не имея специальности, - вспоминает Василий Голобородько, - пришлось работать на разных работах, а это в основном тяжелые, непрестижные, малооплачиваемые работы». И вот перед желающим «грызть гранит науки» талантливым поэтом раскрывается реальная перспектива: Луганский педагогический университет изъявил готовность распахнуть перед ним двери своего храма. И Василий Голобородько категорически игнорирует такую перспективу, потому что оказалось, что «эта инициатива исходила от работников КГБ». Вот каким честным перед собой и своими старшими собратьями, каким несокрушимым в своих убеждениях, мужественным предстает перед историей украинской литературы тот, кто, пройдя сквозь все круги ада, не изменил своей совести и своей стойкостью, своим самоотверженным трудом завоевал всеобщее признание, звание лауреата Национальной премии Украины им. Т.Г. Шевченко. Василий Голобородько - автор поэтических сборников «Летающее окошко» (1970, США), «Зеленый день» (1988 p., отмечена республиканской премией им. Василия Симоненко), «Икар на метеликових крыльях» (1990 p.), «Калина о Рождестве» (1992 p., отмечена Национальной премией Украины им. Тараса Шевченко), «Слова в вышитых рубашках» (1999 г.). Рекордно урожайным был 2002 год ознаменовался выходом сразу четырех книг: «Соловей, сватку, сватку ...», «Украинские птицы в украинском пейзаже», «Ой венок мой венок ...», «Посевальщик».

Все пережитое поэтом хранит память его сердца. Что-то запеклося в нем, осело на дно, а все животворный пульсирует в полную силу, порой извергает горькие воспоминания, но одновременно и чувство гордости за то, что с достоинством выдержало тяжелые испытания судьбы и что удалось создать значимое, которое достопримечательности и высоко оценено читателем.

2. Выразительное чтение стихотворения «Наш язык» учителем.

3. Осмысление произведения (формы) в процессе обмена впечатлениями и наблюдения над текстом.

- Какой пафос этой поэзии? (Патриотический).

- Чем стихотворение необычный?

- Исследуйте построение произведения.

- количество строф (две);

- характеристика строф (короткие лаконичные);

- количество строк в строфах (шесть);

- количество строф в строках (разносторонние строки);

- повторы (зачитать).

(Учитель может прибегнуть к повторного зачитывания стихотворения в медленном темпе, чтобы ученики почувствовали особый свободный ритм произведения, который основывается на повторах).

Пишет Голобородько свободным стихом.

Термин «свободный стих» или «верлибр» происходит от франц. Vers libre. Стих, который состоит из різностопних строк, размещенных произвольно.

4. Материал для учителя.

Успехи Голобородько в свободном стихи поощрили ряд молодых поэтов, которые одновременно с ним входили в литературу, прибегнуть к этой форме.

Возникла дискуссия. Одни категорически отказывают свободном віршеві в праве вмешиваться в область поэзии, где царит рима; они явно подзабыли, что украинские народные песни и думы, то - блестящие верлибры славных безымянных украинских рапсодий. И пракорінь Голобородькової музы именно там: в сказках, пословицах и поговорках, народных песнях и думах, хоть он и не тяготеет к эпосу.

Известный поэт ..., поборник рифмованной поэзии, Николай Винграновский в предисловии к первому выданного в Украине сборника стихов Василия Голобородько «Зелен день» отмечал: «Я никогда не писал бы о верлибр, об этом словно подрядчик из иностранных языков, если бы не стихи Василия Голобородько ... Здесь начинается то, чего ты давно ждал, на что надеялся ... И тут вдруг: из каждого стиха на тебя смотрит поэт ... Что не стих Василия Голобородька - это ... духовное действо. Действо то ли цветов, то ли настроения, то ли сюжета. Каждый его стих - это драма, которая происходит на наших глазах ...» И вывод: Василий Голобородько - поэт, «для нашей поэзии необходимый и надежный как в своем слове, так и в своей любви».

5. Построение логической цепочки.

- Какие образы являются ключевыми в стихотворении? (Слово нашего языка, собратья, враги).

- Чем интересен каждый из этих образов?

- В чем спетое каждое слово нашего языка? (Песнях).

- С кем мы разговариваем «песенными словами»? (Побратимами).

- Кто должен знать, «какими словами в одиночестве молчим»? (Враги).

Слово нашего языка

 

СХЕМА

 

Главная мысль. Мы должны гордиться своей древней песенной языке, осознавать себя народом, который может сказать свое слово, спеть свою песню на целый мир.

6. Комментарий к произведению.

а) В первой строфе раскрывается мелодичность, напевность украинского языка, а также ее древность. Ведь когда не существовало еще письменности, украинский язык бытовала в живом общении, в устном народном творчестве, в частности в песнях. А песни украинские полны драматизма, лиризма, душевности. Такими словами разговаривают украинцы со своими собратьями.

б) Интересным является противопоставление собратья - враги. Товарищество существовало между казаками Сечи. Это были не просто товарищеские отношения, дружба, а гораздо более глубокая связь между людьми. Существовал обряд братания. После него каждый казак клялся, что никогда не предаст своего собрата до смерти и готов ради него отдать жизнь. Следовательно, способность украинского народа к побратимства - благородная черта, нужна и современным, и будущим поколениям.

в) Древние памятники русского письменного языка - летописи. В них рассказывается история украинского народа, описываются различные знаменательные события. Именно поэтому, наверное, украинцы молчат до врагов словами, записанными в летописи. Они еще со страниц летописей знают, кто их враги и чего они стоят.

Поэтому предпочитают молчать. Молчание - это также действие, иногда оно весомее слово. Поэт верит, что такое молчание есть, но когда народ скажет свое слово.

III. Итог урока.

Рефлексия.

1. Понравился ли вам проведенный урок?

а) да, очень; б) не очень; в) нет.

2. Если урок понравился, попробуйте определить, чем именно. Для этого в предложенном перечне подчеркните нужное.

Проведенный урок мне понравился, потому что в нем:

а) я чувствовал себя уверенно и спокойно;

б) было интересно;

в) мне удалось применить знания;

г) каждый развивал собственные способности;

ґ) я училась понимать поэтические образы, специфическую форму письма Автора.

IV. Домашнее задание.

Изучить поэзию наизусть, рассказывать о творческом наследии В. Голобородько.