Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 7 класс

УРОК 12

Тема. Максим и Мирослава - смелые, мужественные патриоты; красота их чувств. Тугар Волк. Осуждение предательства общине ради обогащения. Разоблачение жестокости, морального вырождения, духовной низости захватчиков (Бурунда).

Цель. Научить учащихся характеризовать образы персонажей, подтверждая мнение цитатами из текста; совершенствовать навыки составления плана характеристики литературного героя, провести аналогии с современной жизнью; воспитывать учащихся на примерах положительных литературных героев.

Оборудование: иллюстрации-портреты героев повести; схема плана характеристики литературного героя.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока (запись в тетрадях).

II. Работа над характеристикой образов.

1. Образ литературного героя. Мирослава.

- Художественное произведение пишется и читается человеком, и именно человек находится в его центре, поэтому изучение персонажей занимает особое место в анализе текста. Положительные образы повести «Захар Беркут» наделен лучшими чертами характера, поведения и внешности. Они и у современного читателя вызывают уважение, восхищение и симпатию. Это - люди, в которых гармонично соединились моральная и физическая красота. Такой в повести Мирослава. (Предлагаем учащимся доказать или опровергнуть данный тезис, используя план характеристики образв.)

Схема плана характеристики образа

(запись на доске)

1. Положение героини.

2. Жизненные условия, окружение, принципы и стремления.

3. Тип характера, черты характера.

4. Жизненная судьба.

5. Средства характеристики персонажа в произведении (портрет; характеристика - авторская, самохарактеристика, характеристика другими персонажами; поступки; речь героя).

6. Отношение автора к герою.

Образец ответа

1. Мирослава - девушка-русинка, дочь боярина Тугара Волка. При рождении потеряла мать; воспитывала ее простая крестьянка, с детства приучая девушку к всякой работы.

2. Мирослава росла духовно богатой, независимой, но совсем не знала жизни, была ограничена в общении с людьми (поэтому и не подозревала о темные дела отца). Изведали воспитания (научилась владеть оружием, быть выносливой). Главное для Мирославы - быть верной себе, всегда действовать так, как подсказывает совесть и сердце, поэтому девушка выступает против отца на стороне тухольцев, становится настоящей патриоткой, развито чувство справедливости. Она не осквернила своего рода, родной земли, не предала, как ее отец, а стала на праведный путь борьбы с врагом.

3. У Мирославы нежное сердце, но в то же время она - женщина-воин: единственная из женщин принимала участие в опасных охоте на дикого зверя. Смелая, волевая, попав в смертельную опасность, не растерялась. (Предлагаем учащимся прочитать или выучить наизусть отрывок, в котором описывается поединок Мирославы с медведицей). В борьбе тухольцев с монголами девушка обнаруживает себя настоящим патриотом, мужественным, умным, находчивым воином. Учит тухольцев делать смертоносное оружие - метавки, сама участвует в бою. Самое яркое ее основные черты характера проявляются в конфликте между отцом-боярином и тухольською общиной. Узнав, что отец-предатель, Мирослава отказывается от него и переходит на сторону тухольской общины. (Зачитуємо отрывок из текста).

4. Судьба Мирославы, безусловно, трагическая. Девушка любит отца, стремящегося спасти его честь, вернуть на путь единения с народом, но это ей не удается. Она не находит ему оправдание, потому что из-за него гибнут сотни невинных людей. Мирослава полюбила простого парня, в глазах ее отца был хлопком отметив. Близкими ей стали Тухольщина и ее жители. Она пытается спасти из плена Максима, не задумываясь, что будет с ней самой. Выступает против решения Захара Беркута разбить врагов до последнего, убив при этом и сына. «Вместо отца дала ей судьба брата ... и мужа ...» Максим и Мирослава получили благословение от Захара Беркута. (Зачитуємо.)

5. Портрет нарисован народно-поэтическими средствами. Ее тонкий стан сравнивается с тополем; она «звинна, как выверка», «рум'яніється, как рута», в ней «черные, пылкие глаза». Тухольцы, любуясь ею, говорили (характеристика другими персонажами): «Вот девушка! Той не жалко бы быть мужем. «Странная девушка! - думалось ему (Максиму) раз по разу, - такой я еще и не выдал никогда!» «Девушка! Чародійська появо! - вскрикнул он (Максим), вглядываясь в нее полу с тревогой, а полу с глубоким уважением. - Кто ты, и кто прислал тебя сюда с такими вестями? Ибо теперь я вижу, что ты не можешь быть Мирослава, дочь Тугара Волка. Нет, ты, наверное, дух того Сторожа, которого зовут опекуном Тухлые.»

Речь героини богатая, пересыпана эпитетами и сравнениями. В высказываниях Мирославы любовь, соединенная с чувством собственного достоинства. (Зачитуємо диалоги Мирославы с отцом, Максимом, Захаром Беркутом.)

6. Автор относится к своей героине с любовью и уважением. Он зачарованный ею, пишет, что все в ней сливалось в такую «странную чарующую гармонию, что кто раз видел ее, слышал ее речь, тот вовек не мог забыть ее лица, ее походки, ее голоса».

2. Сравнительная характеристика Максима и Тугара Волка. (Запись в тетрадях.)

Максим и Тугар Волк - представители антагонистических лагерей. Они разные, но в чем-то и похожи (осознание своей силы, чувство собственного достоинства, смелость, выносливость, железная воля; ум и сообразительность; желание полнокровной жизни).

Эти положительные черты подчинено абсолютно разным жизненным принципам. Каким именно?

Отношение автора к Максиму и Тугара Волка.

Мужество, отвага Максима вызвали восхищение даже у самого Тугара Волка: «ей-богу, славный молодец ... Не удивляюсь, что он очарував мою дочь. И меня самого он мог бы очарувати своей рицарською натуре!» Давая устами врага такую высокую оценку поступков Максима, И. Франко еще больше героизирует этот образ.

Максим

Тугар Волк

- признание равенства между людьми;

- самый высокий идеал - власть общины;

- любовь к родной земле;

- верность древним обычаям;

- честность и открытость;

- справедливость.

- чувство своего превосходства, высокомерие;

- наивысший идеал власти владельца;

- отсутствие чувства патриотизма;

- пренебрежение к народным обычаям, вере;

-коварство и хитрость;

-жестокость.

 

Писатель однозначно осуждает Тугара Волка, постепенно раскрывая все стороны его характера и причины преступления. Уже в начале повести Франко, нагнетая негативные черты внешности и характера, вызывает у читателя сразу к персонажу: «Плечистый, підсадкуватий, с грубыми очертаниями лица и грубым черным волосом, он и сам подобав на одного из тех злющих тухольских медведей, которых ехал воевать». Фамилия Вовк полностью импонировало его волчьей натуре. Авторская характеристика Тугара Волка усиливается его самохарактеристикою. Угрожая в мыслях тухольцям, он говорит: «Но постойте, вы, хамове племя, узнаете, с кем имеете дело! Тугар Волк - это не тухольський волк, он и тухольським медведям сумеет показать «зубы». Предателя, подчеркивает Франко, всегда ждет позорный конец.

- Через противопоставление в повести этих действующих лиц подчеркнуто мнение, что в мире испокон веков борется добро со злом, и добро неизбежно побеждает, хотя, бывает, и ценой больших потерь.

3. Характеристика отрицательных персонажей (Пета, Бурунда).

Ханы Пета и Бурунда - исторические фигуры. Это - руководители нападения ордынцев на Русь, обескровленную княжескими міжусобицями. им присущи жестокость и ненависть к вільнолюбного русского народа. Кровь стынет в жилах от историй из жизни Золотой Орды, которую Пета считает поучительной и рассказывает боярину. Он выделяется еще и умом, хитростью, искусством ведения больших масс, кермованих большими битвами и походами».

Бурунда - также сильный враг, от которого нечего ждать пощады. Главное для него - кровь и руины. Даже перед смертью он хочет сначала убить Максима, который не покорился дикой силе завоевателей.

III. Итог урока.

- Помогают второстепенные персонажи раскрыть характер главного героя? Как именно?

- Что такое измена? Можно ли ее оправдать? Перечислите черты, характерные для положительных и отрицательных персонажей произведения.

(Оценка активности учащихся на уроке, способа общения, соблюдение правил обмена мнениями.)

IV. Домашнее задание.

Составьте письменную сравнительную характеристику Максима и Тугара Волка или характеристику образа Мирославы. (Тетради собираем на следующем уроке, оценивая работы.)