УРОК 55
Тема. В. Симоненко. «Ты знаешь, что ты - человек?». Общечеловеческие ценности и идеи.
Цель. Раскрыть гражданские мотивы поэзии, углубить понятие «лирический герой«; учить высказывать собственные раздумья о смысле человеческой жизни; воспитывать чувство собственного достоинства.
Оборудование: сборник «Тишина и гром», микрофон для журналиста.
Эпиграф: «Потеря мужества - это потеря человеческого достоинства, которую я ставлю превыше всего. Даже над самой жизнью».
(В. Симоненко)
Ход урока
И. Опрос домашнего задания.
1. Экспресс-тест «Закончить предложения».
- В. Симоненко родился в...
- Василия воспитывали...
- Будущий поэт учился в...
- Сборка, которая вышла при жизни поэта, называлась...
- Причиной болезни и смерти стало...
- В. Симоненко прожил...
- На могиле поэта высечены слова...
2. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Лебеди материнства».
II. Определение целей урока.
На каждой парте есть листы бумаги, на которых напечатано цели урока. Предлагаем ученикам добавить еще что-то к уже определенных целей (по желанию). Предложения учащихся учитываем.
Цели урока. Учащиеся должны знать: литературоведческие понятия лирический герой, обрамление; содержание произведения.
Учащиеся должны уметь: высказывать собственное отношение к поднятых в произведении проблем, делать самостоятельные выводы на основе сравнения литературных произведений.
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя. Безнастанна работа души. Симоненко сказывалась на его восприятии мира и на художественной манере. С каждым следующим стихом художник становился талантливым, мужал его голос. Способный ученик постепенно становился мастером. Не случайно, по словам исследователей его творчества, толчком к написанию наиболее талантливых стихотворений Симоненко стали конкретные впечатления и наблюдения: из детских лет, из путешествий, из повседневной жизни. На самом деле жила в Біївцях баба Анисья, о судьбе которой написал поэт в своем стихотворении. Обожгла Васину детскую душу приключение, описана позже в поэтической новелле «Кривда». И про тяжелые жернова вспоминает поэт, потому что в детстве пришлось их крутить не только при немцах, но и в голодном 47-м году. А стихотворение «Я» появился после того, как поэт ходил к черкасского обкомовского начальника с просьбой предоставить ему хоть какое-то жилье.
О еще один такой случай вспоминала черкасская журналистка Нина Черняк. «Я шла с глазами, полными слез, и какая же была радость, когда увидела, как от дома, через напіврозтоптані сугробы, бежит в своем вечном коричневом костюме и легких ботинках Василий Симоненко. Он заметил меня из окна редакции.
Я и сейчас, как наяву, вижу его безгранично добрую улыбку, искрящиеся карие глаза и слышу ласковый голос, который от всего сердца желает счастья и доброй судьбы моей доченьке и мне... Глаза мои наполнились слезами, а он, поцеловав меня в щеку, тихо сказал: «Не печалься, Нінусю, не падай духом. Ты сильный человек, тебе учиться надо и писать стихи, вырастить дочь, которая у тебя такая замечательная. Так что успевай все, не проспи жизнь...» А потом, задумчиво взглянув в синеву неба, молвил:
Ты знаешь, что ты - человек?
Ты знаешь об этом или нет?...
На той же неделе я прочитала в газете эти стихотворные строки, которые стали своеобразным девизом моей жизни». В трудную минуту В.Симоненко нашел теплые слова, успокоил.
2. Выразительное чтение наизусть учителем поэзии «Ты знаешь, что ты - человек?».
Лирическая задушевная поэзия-обращение только на первый взгляд направлена на отдельного человека, на самом деле - это обращение, адресовано всему обществу. Причина известна, ведь в условиях сталинизма господствовал принцип: главное - коллектив-автомат, а личность - лишь безотказный винтик, который в случае необходимости можно легко заменить. На то время ученым удалось открыть, что генотип каждого человека - неповторимый. В. Симоненко же заглянул в этот вопрос еще глубже, показав человеческую неповторимость в социально-историческом, философском, морально-эстетическом плане.
3. Чтение стихотворения учениками.
4. Теория литературы. Лирический герой.
Лирический герой - лирический «двойник» поэта, однако его копия; соотношение между лирическим героем и поэтом такое же, как и между образом автора и автором. Но кроме того, лирический герой, в отличие от образа автора, менее конкретный, он является совокупным изображением его чувств и эмоциональных размышлений, выражает идеал поэта. Таким образом, лирический герой - это художественное обобщение внутреннего мира автора, которое отражено во всех его произведениях.
- Каким вы видите лирического героя поэзии В. Симоненко? (Образ любящего сына-патриота, что относится к человеку не как к «винтика», неповторимой личности со своим мировоззрением, чувствами, убеждениями, что имеют право на существование).
- Может ли, по вашему мнению, в течение жизни поэта меняться суть его лирического героя? (Может, если меняется восприятие мира самим поэтом).
5. Самостоятельная работа в группах.
1-а группа выполняет идейно-художественный анализ поэзии: тема, идея, художественные средства стихотворения.
Обращение поэта к человеку как неповторимой личности. Уважение к человеку, к его собственного достоинства, права на личную свободу - в этом философская и гуманистическая направленность поэзии Симоненко. Каждый человек должен всегда быть достойна своего имени.
Художественные средства:
- эпифора (повтор одинаковых слов или словосочетаний в конце нескольких строк или строф, прозаических фраз или образов):
Улыбка твоя - единственная,
Мука твоя - единственная;
И жить спешить надо,
Любить спешить надо.
- анафора (повтор звуков или одинаковых слов в начале нескольких строк или прозаических фраз):
Ты знаешь, что ты - человек?
Ты знаешь об этом или нет?
Другие будут ходить люди,
Другие любить люди.
- эпитеты: люди - добрые, ласковые и злые.
- строфа: п'ятирядкова.
II-а группа. Заполнить таблицу, добавив собственные слова-ассоциации.
Неповторимость человека |
Текстуальные | Слова-ассоциации |
улыбка | | руки |
мука | | . сердце |
глаза | | мысли |
Все для человека |
озера | | горы |
рощи | | реки |
степи | | моря |
Жизненные задачи |
жить | | любить |
любить | | творить |
не проспать | | работать |
6. Интервью журналиста с учениками.
Ориентировочные вопросы: - Приветствие.
- Мы пришли в ваш класс, чтобы узнать, любите ли вы поэзию.
- Какое впечатление произвела на вас поэзия В. Симоненко «Ты знаешь, что ты - человек?»?
- Какова главная мысль произведения?
- Что, по вашему мнению, помогает поэту создавать образы?
- К кому обращается поэт в стихотворении?
- К какому виду лирики относится это стихотворение?
- Как вы понимаете слова: «Смотри не проспи!«?
- Какое общественное кредо лирического героя прослеживается в поэзии? Каким оно было у Симоненко (обращение к эпиграфа)?
- Каким содержанием вы бы хотели наполнить свою жизнь?
IV. Ассоциативный куст.
СХЕМА
Записать самостоятельно подобранные эпитеты к высказыванию «Человек с большой буквы».
V. Самостоятельная работа на уроке (самооценка).
- Я сотрудничал(а) с другими для достижения целей.
- Я работал(ла) тщательно (недостаточно).
- Я подбадривал(ла) других, помогал(ла).
- Я уверенно высказывал(ла) свои мысли...
VI. Домашнее задание.
Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Ты знаешь, что ты - человек?».