УРОК 65
Тема. Контроль учебных достижений (письменная работа). Творчество В. Симоненко, А. Малышко, А.димарова.
Цель. Изучить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученным темам; развивать связную речь, логическое мышление учащихся; воспитывать любовь к родному слову.
Оборудование: таблица-памятка «Основные требования к ученическому сочинению».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к написанию произведения.
На доске - таблица-памятка «Основные требования к ученическому сочинению».
Основные требования к написанию ученического произведения:
1) выбирайте тему не самую легкую, а такую, которая вас интересует и волнует, определите объем материала, который она охватывает;
2) продумайте главную мысль вашего произведения и старайтесь все подчинить ее раскрытию, подберите подходящий эпиграф;
3) составьте план и придерживайтесь его, сочиняя произведение;
4) старайтесь оригинально начать работу, чтобы сразу заинтересовать ею читателя;
5) следите за логической последовательностью в изложении материала;
6) правильно цитируйте, но не перегружайте работу большими цитатами;
7) старайтесь писать своими словами, помня о абзацы;
8) помните, что читатель должен чувствовать ваше отношение к тому, о чем вы пишете;
9) в заключении постарайтесь сделать самостоятельные обобщения, связанные с современностью.
1. Систематизация материала к сочинению:
- выписывание цитат;
- отбор лексического материала;
- самостоятельное составление плана к произведению;
- подготовка устного произведения;
- редактирование устного произведения;
- написание сочинения на черновиках.
2. Темы к сочинению:
- «Песня его живет в народа, как народ живет в его душе» (по творчеству а. малышко).
- «Можно все на свете выбирать, сынок, -
Выбрать нельзя только Родину». (В.Симоненко).
- «Общечеловеческие ценности в поэзии в. Симоненко».
- «Образ главного героя по повести А.димарова «Голубой ребенок».
Образец ученического сочинения на тему:
«Можно все на свете выбирать, сынок, -
Выбрать нельзя только Родину»
Среди многих художников есть такие, «чье творчество становится как бы частью нашего бытия, частью воздуха, которым мы дышим, и тех ландшафтов, которые нас очаровывают, и помыслов, что ими живем...». Так писал о Василии Симоненко О.Гончар. Мало времени отвела судьба этому поэту, не дав полностью реализовать свои способности. Но дала время на осознание своего места в этом мире, на святое дело активного служения народу и Украине.
Правдивость - вот особая примета таланта Василия Симоненко. Поэт постоянно ощущал на себе давление тоталитарной машины, но не отступил ни разу от своих принципов.
«Лебеди материнства» - одна из лучших жемчужин украинской лирики. Поэт нашел проникновенные яркие образы, чтобы передать свою любовь к Отчизне, ведь патриотические чувства - это самое святое для человека. Главная мысль произведения - пожелания сыну вырасти настоящим человеком, верным сыном Украины. Где бы его не занесли дороги, всегда будут с ним рядом «глаза материнские и белокурая хата». Мать и Родина. Это они дают человеку силу и мужество на тернистых жизненных дорогах.
Читаешь трогательные строки, и перед тобой возникает, словно из сказки, воображаемая картина: тихий вечер, над колыбелью склонилась мать, на стене танцуют лебеди... Сколько нежности, умиления, любви! Как хочется родителям увидеть своего сына счастливым, чтобы тревоги обходили его дом, чтобы он вырос преданным сыном своей земли.
Уже давно строки поэзии «Можно все на свете выбирать, сынок, Выбрать нельзя только Родину» стали крылатыми. У них переплелась гениальная простота и глубокая мудрость. Этими словами обращался В.Симоненко до своих современников и будущих поколений.
Нам, молодому поколению XXI века, надо учиться гражданского мужества у поэта и патриота Василия Симоненко, а жизненный и творческий путь изучать как часть истории Украины.
III. Домашнее задание.
Прочитать по учебнику биографию в.голобородько.