УРОК 48
Тема. Евгений Гуцало. «Семья дикой утки». Образы Тоси и Юрка. Человеческая доброта, жестокость, милосердие и настоящая забота о природе.
Цель. Характеризовать образы Тоси и Юрка, развивать собственные убеждения и взгляды на мир, поощрять детей к самостоятельному творческому мышлению, воспитывать доброту, милосердие, честность, критическое отношение к собственным поступкам.
Оборудование: фотография К.Стародуба «Утки».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ рассказа по вопросительным планом.
III. Изучение нового материала.
1. Мотивация учебной деятельности. Ученики с помощью различных цветов и их оттенков передают собственное отношение к событиям произведения и поступков героев.
Например: зеленый, голубой, серый, черный, фиолетовый, красный, желтый, светло-зеленый, где зеленый - описание леса («Хорошо дышалось утром в старом дубовом лесу»); черный - Юра забирает от дикой утки утят, «...стоял тот утиный крик...»
2. Определение главной мысли произведения.
- Светлыми или темными цветами вы передали свое отношение к событиям и героев в конце произведения? Почему?
- Можно надеяться, что главные герои критически отнеслись к собственным поступкам и в будущем будут заботиться о природе, оберегать ее?
- Итак, автор призывает нас... (допишите самостоятельно в тетради).
Например: не быть равнодушными и жестокими; быть милосердными; беречь природу, заботиться о ней; проявлять доброту, благородство, честность.
3. Характеристика главных героев. Учителю на заметку. Нельзя допускать, чтобы ученики упрощенно восприняли Юркову поведение как негативную, а поступки Тоси и ее саму как вполне положительные. Легко заметить, что писатель с симпатией начинает рассказ о Юрке, веселого, энергичного, жизнерадостного мальчика. Языков заядлый рыбак, парень способен и на остроумную выдумку. Тоси интересно слушать его небылицы о сома и крокодила, которого он якобы поймал на удочку. С другой стороны Юрко хвальковитий, ибо заявляет девочке: «Меня никто никогда не обманул и еще обманет». Прав ли Юра, что не хочет быть в обществе Тоси, которая ему надоела со своими вопросами? Наверное, в этой ситуации неправы оба. Юра - потому, что проявил бестактность по Тоси, а Тося - потому, что ее надоедливость - признак невоспитанности.
Что же до дальнейших поступков Юрка, то их надо рассматривать как необдуманные, непреднамеренные. Так, семья дикой утки почти погибает по его вине.
Большую чуткость и заботу к утят проявляет Тося. И учитель должен подвести детей к пониманию того, что Тося вовремя и настойчиво не запротестовала против поступка Юры. Девочке было грустно. Она чувствовала, что утятам будет нехорошо, но вместе с тем в ее душе теплилась надежда, что парню удастся их присмотреть и приручить». Но, как только Тося убедилась, что утятам грозит смерть в неволе, ее действия становятся решительными. Целесообразно поставить перед учащимися проблемный вопрос.
- В присутствии Юры Тося была бы такой решительной, спасая утят?
Хотя мнения детей разойдутся, все же вывод напрашивается сам, когда проследить за перерастанием сомнений девочки в протест против жестокого отношения к природе. Девочка поступала бы уверенно.
Целесообразно также обратить внимание на переживания Юрка в конце произведения, попросить прочитать соответствующие отрывки. Очевидно, он понял свою вину и, видимо, хотел сказать об этом Тоси, но боялся, что девочка не подойдет.
4. Подготовка и написание творческой работы. Учитель предлагает учащимся создать собственную версию дальнейшего развития событий, используя при этом фото К.Стародуба «Утки» и другие иллюстрации (с изображением природы).
Образец ученического произведения
За неделю Юра пошел в школу. Дни бежали быстро, но парня постоянно преследовала мысль о утят и Тосю. На уроках отвечал невпопад, даже отец заметил его рассеянность. Однажды мать, зайдя в комнату, покрутила перед его носом конвертом:
- Танцуй, это тебе, - и, улыбнувшись одними глазами, подала ему конверт.
Письмо было от Тоси. Писала о своих школьных делах и о том, что ребята нашли аиста с перебитым крылом и теперь ухаживают за ним, и о маленьком котенке, которое прибилось к их двору. А еще о диких утят... На второй день после отъезда Юры Тося снова бегала к реке. Утка с выводком вынырнула перед ней так неожиданно, что Тося аж испугалась. Утят она перечислила, все живы. Если бы их сейчас увидел Юра - не узнал бы. Такие большие, перья буроватую, а двое с блестящими темно-зелеными головками. Это селезни, она знает наверняка. Следующим летом, когда Юра приедет, утки будут уже совсем взрослые. А рыбу они вдвоем будут ловить, Тосин отец ей уже удочку сделал.
IV. Итог урока.
Рефлексия. Продолжите предложение (в тетрадях). После прочтения произведения я сделал(а) вывод...
V. Домашнее задание.
Дописать творческую работу, прочитать новеллу Пономаренко «Гер побежденный».