УРОК 59
Тема. Андрей Малышко. «Песня о полотенце» - стихотворение-песня, ставшая народной.
Цель. Научить понимать лиричность песни, развивать умение выразительно читать стихотворение, выделять художественные средства, комментировать основные мотивы, символичность образов, формировать морально-этические ценности.
Оборудование: портрет П. Майбороды, вышитые полотенца, фонозапис песни «Песня про рушник».
Межпредметные связи: музыка: творчество П. Майбороды.
Ход работы
И. Организационный этап.
1. Обустройство выставки вышитых полотенец.
2. Создание эмоционального строя. Учитель, подходя к полотенец, и ученики читают отрывки из стихотворений о полотенца.
Ученица. Рушник.
Смотрю молча на полотенце,
Что мать вышивала.
И слышу: гуси сняли крик,
Кукушка закуковала.
Вновь бархатцы зацвели,
Запахла рута-мята.
Где-то тихо пчелы загудели,
Улыбнулась милая мама.
И боль из сердца вдруг исчез,
Так тепло-тепло стало...
Целую молча полотенце,
Что мать вышивала...
Ирина Михайловская
Ученик (подготовленный). Сам Андрей Самойлович Малышко в поэзии «что-То, брат, ты о полотенце начал» говорит:
Его мне подарила мать,
Чтобы я не смел о землю забывать,
Где ел хлеб-соль, и знал соленый пот,
И малые радости в отчем доме,
И первые печали, сердцу неизвестны.
II. Организация учебной деятельности.
1. Слово учителя.
Видимо, вы были удивлены моим просьбой принести на сегодняшний урок полотенца - наши украинские обереги. Приятно видеть на импровизированной выставке работы ваших матерей, бабушек, сестричек. В этих полотенцах - их души, каждый из них имеет свою историю и судьбу, за ним стоит чья-то жизнь, слезы, радость, песни, надежды... Полотенце идет с человеком всю жизнь - от колыбели до могилы. Его можно сравнить с песней, сотканной или вышитой на полотне. Без полотенца, как и без песни, не обходятся награждения, женитьба человека, юбилейные торжества. В него заворачивали малыша, что появлялось на свет. Когда сын уезжал из дома в дальнюю дорогу, мать дарила ему полотенце, чтобы берег от беды. С хлебом-солью на рушнике встречают дорогих гостей. «Пусть стелется вам судьба полотенцами!» - говорят, желая счастья.
Итак, песня и полотенце... Прекрасный песенник А. Малышко соединил в своем сердце эти два слова и создал поэзию «Песня про рушник», полную чарующей нежности и простоты, задушевности и безграничной любви.
2. Звучит «Песня о полотенце». Слова А. Малышко, музыка П. Майбороды.
3. Работа над произведением.
а) беседа
- Какое впечатление произвела на вас песня? Или тронула душу?
- Какие мысли и чувства вызвала?
- Устно опишите картину, которая возникла в вашем воображении.
- Какой мотив можно назвать ведущим и почему?
- Какими талантами должен обладать человек, чтобы так писать? (Даром поэта, музыканта, художника.)
- Хотели бы вы больше узнать про этот шедевр?
4. Выступления учащихся с сообщениями.
Сообщение 1. «Песня о полотенце» - вершина песенного творчества А. Малишка. їй. суждены долгие годы жизни. Написана она еще в 1959 году к кинофильму «Лета молодые». Незаметно промелькнул на экранах маловыразительный фильм, а песня живет до сих пор, она известна на всех континентах. Самые популярные исполнители этой жемчужины - народные артисты СССР Д. Гнатюк и М. Кондратюк.
Сообщение 2. Эта песня глубоко национальная, потому что в ее центре был предвечный оберег вышитый рушник. Андрей Самойлович в трогательных словах воспел красоту и силу материнской любви и верности, а композитор Платон Майборода нашел подходящие музыкальные средства раскрытия этой глубоко человеческой, вечно поэтической темы. Мать Платона Илларионовича очень хорошо сказала о произведении, когда друзья собрались помянуть А. Малышко в годовщину смерти: «Мы - матери. Для нас самое дорогое - дети. В них вся наша любовь, потому что на них держится жизнь. Наш Андрей ответил любовью всем матерям. Потому и будет жить он в любви всех матерей».
Сообщение 3. О Малишків «Рушничок» сохранилось много воспоминаний. М. Рыльский писал: «Однажды забрались мы с Андреем в лодке на стал, между камышами, ловим себе рыбу, - вплоть слышим: девочка-подросток, идя берегом, заводит тихо и отчетливо: «Рідна мати моя...». Андрей Самойлович, смеясь, сказал: «Никуда не денешься от того «Рушничка»...» Счастлив поэт, который не может убежать от своей песни, которая за такое изумительно короткое время поистине стала народной!»
5. Индивидуальное чтение поэзии.
6. Проработка содержания взаимосвязи с художественными особенностями. Проблемно-поисковая работа. Звеньевая форма деятельности.
Звено 1
Проблемное задание. Охарактеризовать образ матери, используя художественные средства.
Проблемный вопрос. Почему песню народ любовно называет «Родная мать моя»?
Ориентировочная ответ (для учителя). Центральной фигурой в композиции является образ матери. Он выразительный, яркий, согретый сыновним чувством. Автор еще раз подчеркивает, что нет в мире ничего более святого, чем материнская любовь. В ее взгляде - тревога и грусть, надежда и счастливое будущее сына. Красоту материнской души поэт раскрывает с помощью выразительных поэтических деталей: иметь «ночей недоспала», полотенце сыну «на счастье, на долю дала». Любовно покрашен портрет матери за помощью простых, но выразительных эпитетов:
И твоя верная материнская ласковая улыбка,
И расстроенные глаза хорошие, голубые твои.
(В народе часто поют не голубые, а ласковые.)
Звено 2
Проблемное задание. Охарактеризовать образ вышитого рушника, выписать тропы.
Проблемный вопрос. Почему песня воспринимается как монолог сына, что благодарит дорогой мамочке?
Ориентировочная ответ. Мать сокрушается, расставаясь с сыном, но верит в его светлую судьбу. И эту веру поэт воплощает в образе вышитого рушника. Он символизирует жизненную дорогу человека и материнское благословение. С образом полотенца в лирического героя песни связаны самые светлые воспоминания о родной матери, о детстве и родные края. Он видит сквозь годы «зеленые луга», «росянисту дорожку»слышит музыку «соловьиных рощ», «тихий шелест трав, щебетание дубрав». Эти эпитеты создают нежный пастельный пейзажный рисунок, который исполняет сердце человека светлыми чувствами. Поэт подчеркивает, что каждая ниточка вышивка является своеобразным кодом, пожеланиям.
Звено 3
Проблемное задание. Исследовать проблему произведения.
Проблемный вопрос. Почему Ян Парандовський назвал тропы «тропками до человеческих сердец»? Объясните это на тропах песни.
Ориентировочная ответ. Произведение состоит из трех чотирирядкових строф, и после каждой из них идет повтор, вторая строка которой содержит количество складов (на 3). Этот повтор будто обрамляет картину, цементируя словесную рассказ.
Анафора «И», которой начинается 14 строк с 18, средство градации предоставляют поэзии мелодичности и особого песенного лиризма.
Градация (от лат. gradatio - постепенное повышение) - упорядоченный переход от одного предмета изображения к другому.
III. Закрепление изученного.
Озвучивание результатов работы, звеньев, советы, взаєморецензування.
IV. Итог урока.
Дорогие дети, берегите своих мам. Помните, что у каждого она одна-единственная. Поэтому не жалейте для нее теплых ласковых слов, улыбайтесь, хоть изредка дарите цветы и не стесняйтесь целовать им руки. А еще чаще прикасайтесь к слову А. Малышко, берите его в свою душу. Наслаждайтесь им и любите песни, ставшие народными.