УРОК 60
Тема. Андрей Малышко. «Тропинка» («Почему, сказать, и сам не знаю...»), «Огонек». Патриотические чувства. Наивысшие духовные ценности. Лиризм стихотворений А. Малышко.
Цель. Уметь определять и комментировать основные мотивы, символичность образов; развивать воображение, научить анализировать и чувствовать музыку, наблюдать, обобщать; воспитывать любовь к искусству, патриотические чувства.
Оборудование: портреты А. Малышко и П. Майбороды, ноты к песни «Тропинка» (Музыка. Пособие-тетрадь. 7 класс), нотные тетради, листы бумаги, фломастеры, фонозапис песен «Тропинка», «Огонек».
Тип урока: интегрированный.
Ход урока
И. Объявление темы и цели урока.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель литературы. Сегодня мы совершим необычное путешествие в мир поэзии и песни. Ведь познание мира невозможно без понимания и переживания слова и музыки.
Учитель музыки. Без глубокой духовной потребности слушать мелодии, петь, декламировать и получать наслаждение.
Уч. лит. Я надеюсь, что этот урок поможет нам увидеть и воспринять прекрасное, гордиться тем, что мы - украинцы.
Уч. муз. Помните, что мелодия - это язык человеческих чувств. Она открывает человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения ребенок чувствует, что она - настоящий человек.
Уч. лит. Помогут нам в этом настоящие мастера... Один из лучших украинских поэтов, известный украинцам прежде всего как песенник, Андрей Самойлович Малышко...
Уч. муз. ... и выдающийся украинский композитор-песенник - Платон Илларионович Майборода.
Звучит магнитофонная запись одной из песен, совместно созданной художниками, позывные Киевского радио («Киевский вальс»).
II. Изложение нового материала.
Уч. лит. После войны поэт познакомился с братьями-композиторами Майбородами - Платоном и Георгием. Из предыдущих уроков вы узнали, что творческое сотрудничество с Платоном Майбородой дала плодотворные результаты - появилось несколько прекрасных песен. Впоследствии товарищество поэта и композитора переросло в творческое товарищество на всю жизнь.
- Платоне, переходи жить ко мне, - предложил Малышко однажды Майбороде. В ответ несколько лет жили они в одной квартире, как братья. И Платонова мать звала их «сыночками». Заходил к ним и Георгий. Сколько песен они тогда создали, сколько было пение ка-переспівано!
День стоит за далями крутыми,
Пахнет лето щедростью свадеб.
Хорошо жить, потому что есть еще собратья,
Сердце есть, и люди, и хлеб-соль! -
так позже скажет о эти дни поэт. Дружба, освященная творчеством, не прекращается и тогда, когда Платон перебрался на другую квартиру, - братья часто посещали Малышко.
Уч. муз. (говорит Платон Майборода). «Я имел счастье в жизни работать с Андреем Малышко, называть его своим верным другом. О Андрея Малышко как о поэте, как о человеке, о личности можно говорить много. Я скажу только, что, как волшебный сон, вспоминаю нашу совместную работу над песнями. Андрей очень точно чувствовал музыку и знал те секреты, которые помогали ему писать свои блестящие стихи для песен, для музыки...
Вспоминаются зимние и осенние вечера и ночи, когда мы так сидели, и я ловил мелодию какой-то песни, а Андрей тут же возле меня подбирал к ней слова. Много воспоминаний. Когда Малышко в одном из стихотворений, посвященных мне, так сказал о том, что я сейчас вспоминаю:
Мы подружились, до труда охочие,
Мы побратались в добром деле,
Как мы пели осенней ночи:
«Карии глаза и рученьки белые...»
Я намерен писать на стихи Андрея Малышко и дальше песни, и романсы, и песни, но совместной работы не будет у нас. Все это в воспоминаниях». (Поэт умер)
Уч. лит. В конце шестидесятых годов здоровье поэта резко ухудшилось. И он продолжал трудиться над своей лебединой песней-книгой «Август души моей», как будто чувствовал, что дни его сочтены. 17 февраля 1970 года поэта не стало. Хоронили его на Байковом кладбище.
Уч. муз. Композиторы Григорий и Платон Майбороды на прощание пытались спеть своему другу «Песню про рушник». Присутствующие подхватили ее, но через мгновение разрыдались.
Уч. лит. Иван Драч так описал эту трагическую событие в своем стихотворении:
Как хоронили два Майбороды Малышко,
Как земли закрывалась черная книга,
Как земля проглотила все, что могла, -
От восточных зрачков до горького лба...
За восемь дней до смерти, 8 февраля 1970 года, Андрей Малышко создал последний из стихов «Почему, сказать, и сам не знаю». Им автор прощался с Украиной и всем для него самым дорогим. А музыку к этому произведению тоже написал П. Майборода.
1. Декламирование стихотворения подготовленным учеником.
2. Индивидуальное чтение учащихся.
- О чем это стихотворение, какие чувства он вызывает у вас? (Учащиеся делятся впечатлениями.)
3. Беседа с элементами размышления.
- Сначала произведение названия не имел, и его называли по первой строке. Песня же должна иметь конкретное название. Нравится ли вам название «Тропинка»? Почему? Какие ассоциации вызывает этот образ?
- Подберите синонимический ряд к слову «тропинка». Образуйте однокоренные слова от слова «тропа».
- Можете ли вы согласиться с мнением, что образ тропинки сквозной, несет на себе основную смысловую нагрузку, персонифицированный? Объясните почему, или докажите обратное.
- В произведении много светлых образов-символов родных для каждого украинца. Выпишите эти образы. Какова их роль в поэзии? (Тропинка от родного порога, открыты ворота в большой мир, цветущие подсолнухи, картина тихого вечера как природного явления и как неумолимого вечера жизнь.)
- Проанализируйте художественные средства такой строфы:
На вечоровім виднокрузі,
Где горизонт землю объятия,
Нет конца ей в темном лугу,
Да и поворота тоже нет.
- Над чем размышляет лирический герой? (Над человеческой жизнью, вспоминает родную тропинку, с которой оно начинается, которой нет ни конца, ни поворота.)
Уч. муз. Тропинка жизни... Это по ней каждый должен пройти достойно. И какой она будет и где пройдет? Или где-то на чужбине, в родном краю?.. Одним одна... Единственная... самая Дорогая... Поэт не призывает бросаться в далекие миры в погоне за призрачным счастьем, чтобы потом каяться, сожалеть, грезить в снах и наяву за родительским порогом и тропинкой, «дождями мытой, перемитою, - той, что вьется между круглых подсолнухов» и ведет на родину... А сейчас прослушайте этот шедевр двух патриотов - П. Майбороды и А. Малышко.
4. Звучит песня в исполнении учителя музыки или в фонозаписі
Моя тропинка
Почему, сказать, и сам не знаю,
Живет в сердце столько лет
Та тропинка в нашем крае,
Одним одна у ворот.
Та тропинка в нашем крае
Одним одна, одним одна у ворот.
Где ты, моя стежино,
Где ты, моя стежино?
Та тропинка в нашем крае
Одним одна, одним одна у ворот.
Дождями пошлины, перемытая,
Снегами снесена в даль,
Между круглых подсолнухов с лета
Мой ревностный боль, мой ревностный боль
1 ревностный сожалению.
Где ты, моя стежино,
Где ты, моя стежино?
Между круглых подсолнухов с лета
Мой ревностный боль, мой ревностный боль
И ревностный сожалению.
Моя надієчко, я знаю,
Мой крик жизни на целый мир,
Та тропинка в родном крае
Одним одна у ворот.
Где ты, моя стежино,
Где ты, моя стежино?
Та тропинка в родном крае
Одним одна, одним одна
Возле ворот.
5. Разучивание песни учениками.
а) сольфеджування упражнений.
б) ритмическая упражнение с синкопою.
Уч. муз. Нежно, задушевно выполните песню «Моя тропинка», передавая глубокое чувство тоски по детству, что остается в воспоминаниях каждого человека в течение всей жизни.
Уч. лит. В большинстве произведений А. Малышко - размышления над человеческой судьбой. Эта тема связывает такие прекрасные стихи, как «Тропинка» и «Огонек».
Уч. муз. В этих песнях Андрея Самойловича такие сокровища чувств, буйство красоты, тепло любви, что сами они принесли бы поэту бессмертную славу.
6. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения «Огонек».
7. Технология «Микрофон». «Что больше всего поразило в произведении?»
8. Гронування.
1) Посередине листа бумаги и на доске пишем слово «Огонек»;
2) учащиеся записывают слова и фразы из стихотворения, устанавливая связи между понятиями;
3) составление предложений с опорными словами.
Уч. лит. «Огонек» - это лирическое воспоминание о родной дом, свет в ее окне, тополинку под окнами, а главное - про отца и мать, ту «что на свете одна».
Уч. муз. Как много говорит это песня благодарному сердцу! Послушайте ее.
СХЕМА
III. Обобщение и систематизация знаний.
Психолого-дидактическая игра «Я - композитор».
Уч. муз. Ученикам предлагается представить себя в роли композитора и ответить на вопросы:
- О чем бы вы писали песни?
- Что бы вы изменили в современных песнях и почему?
- С какими словами вы бы обращались к поэту А. Малышка от имени П. Майбороды?
IV. Домашнее задание.
Выучить одно из стихотворений наизусть, нарисовать иллюстрации к песням.