УРОК 17
Тема. Тарас Шевченко. «Завещание». Призыв к украинскому народу освободиться из оков имперской власти России. Вера в светлое будущее Украины.
Цель. Повторить известные факты из биографии Т. Шевченко, связанные с написанием «Завещания», раскрыть идейное содержание произведения; совершенствовать навыки выразительного чтения поэтических произведений; формировать понимание Шевченко как гения, выдающейся фигуры в истории Украины.
Оборудование: записи «Завещания» (музыка М. Лысенко и Г. Гладкого), запись песни «На высокой кручи».
Тип урока: интегрированный.
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
II. Работа над новым материалом.
1. Вступительное слово учителя. (Декламирование поэзии В. Сосюры «На могиле Шевченко».)
Над широким Днепром в лучах лазури И высокая и тихая могила. В той могиле певец незабываемый лежит, Что народу отдал свои силы, Что народу отдал свое сердце и песни, Свои мечты о звездах предрассветные ... А вокруг поля вдали, вдали Разлетелись, как птицы голубые ...
(Звучит запись песни «На высокой кручи».)
- Нетленный образ степной горы-могилы великого Кобзаря стал национальной святыней, воспетой самим поэтом в его бессмертном «Завещании».
Друзья поэта, его современники, свято выполнили завещание. Из далекой северной столицы привезли тело в Украину, где и похоронили под Каневом. Выбрали Чернечу гору, сверяя величество места с заветными строками, а хрупкие девичьи руки, по древним народным обычаям, покатили телегу с тяжелой свинцовой гробом в долгий последний путь.
Здесь, на крутой горе, над самым Днепром, и похоронили.
2. Работа подготовленных творческих групп.
Журналисты.
- Поставили на высокой горе-могиле одинокий дубовый крест. Кругом цвели дикие розы, впоследствии заколосилася опилки, и серебристые волны дикой степи покатились по могиле.
«Разбрелись интересные, разъехались друзья и родня покойника. Остановился художник (Г. Честаховский), с отчаянием подумав, что и гения, и человека, ничем не примечательную, отмечают в конце земного пути небольшим промозглым горбинкой, который ежегодно уменьшается.
Нет, отец, нет... Я насиплю тебе курган, как подобает казаку. Взяв разрешение, переехал из каневской квартиры до небольшого села ... Оттуда каждый день с лопатой на плече бровей на гору. Сначала носил землю сам, потом - с крестьянами близлежащих деревень. Приходили все, кто не мог не поклониться месту, которое упокоения Кобзаря ...»
- «Завет» - народный гимн, что родился из-под пера Великого Кобзаря, стал известен всему миру.
Но вернемся на мгновение в те далекие годы, когда было создано эту величественную поэзию.
Биографы.
Первый. - Ноябрь 1845 г. выдался мокрым, ветреным и холодным. Шевченко эта погода огорчала больше, чем другим. Он труд
вав тогда в Археографической комиссии и должен был все время разъезжать по селам и городам, описывая старинные церкви, монастыри. Утром поэт выехал из села Вьюнище в Андрушів, в дороге промок до нитки. Пришлось слечь в чужом доме среди чужих людей.
Второй. - О болезни поэта узнал его искренний приятель, переяславский врач А.А. Козачковский, и немедленно перевез Тараса Григорьевича к себе в Переяславль. У больного началось двустороннее воспаление легких. Положение было почти безнадежным.
Третий. - Тарас Григорьевич лежал в чистой, теплой, уютной комнате ... и думал о своей последний час, о судьбе Украины, о будущем родного народа. В воображении выныривал Днепр, поля широкие и села, что напоминали поэту писанку. Вот такой часа Шевченко ужасно захотелось сказать народу, Украине, своим друзьям теплое искреннее слово. И на бумагу легли строки ...
Декламаторы (чтение по строфах).
Как умру, похороните ...
Биографы.
- Стихотворение написано на Рождество 25 декабря 1845 года. Не думал тогда поэт ни о славе, ни о почестях, ни о возможной кары за свои смелые мысли. Он только хотел, может, в последний раз сказать народу о том, что думал, что чувствовал. То был его завет. К счастью, крепкий организм Шевченко победил болезнь, и он подарил миру еще много бессмертных произведений.
А «Завещание» пошел в люди ...
Литературоведы.
- По форме «Завещание» - монолог. Состоит из шести строф. Средствами народной символики рисует Шевченко в первых строфах поэтический образ Украины, согретый любовью. Но в следующих строках речь его становится отрывистой, взволнованной, о врагах отечества поэт не может говорить спокойно. Далее - призыв - кульминация произведения и взрыв страсти поэта. Все глаголы (похороните, вставайте, разорвите, окропите) употреблен в повелительном наклонении. Этим выражается уверенность в том, что все сбудется, народ восстанет и разорвет оковы. В конце стихотворения - обращение к грядущих поколений, в котором звучит вера в победу, в то, что счастье придет, Украина будет свободной.
- Поэзия написана 14-слоговым стихом (8+6). В начале и в конце темп чтения более медленный, а начиная от слов «Как понесет с Украины ...», становится ускоренным, энергичнее.
- Во время анализа мы отметили следующие художественные средства:
а) яркие эпитеты: «серед степу широкого», «на Украине милой», «поля широкие» передают любовь лирического героя к родному краю;
б) метафоры: «разорвите оковы», «кровью волю окропите» (образно рисуют картину народной расплаты);
в) епітети «вражья, злая кровь» указывают, что речь идет о угнетателей;
г) тавтологию «реве ревучий» использовано, чтобы придать образу сильного звучания. (Ученики записывают художественные средства в тетрадь.)
3. Слово учителя музыки.
- Гениальный поэт Тарас Шевченко был человеком образованным, интеллектуальным и высоко духовной, в частности, глубоко понимал и любил музыку. Страстная любовь к песне сопровождала его всю жизнь. Т. Шевченко обогатил народную песенную сокровищницу большим количеством произведений. Почти все авторские песни на слова поэта стали настолько популярными и любимыми в народе, что впоследствии их назвали народными. Много музыкантов и композиторов обращались к «Завещания» Шевченко: Г. Гладкий, М. Лысенко, М. Вербицкий, Я. Степной, К. Стеценко, П. Демуцкий, В. Барвинский, С. Людкевич, Бы. Лятошинский, Л. Ревуцкий, Д. Кабалевский и другие.
Музыковеды утверждают, что существует 60 музыкальных интерпретаций «Завещания».
Музыковеды.
Первый.
- Одним из первых, кто написал музыку к «Завещания», был М. Лысенко. История этого произведения интересна. В 1868 году группа прогрессивных деятелей Западной Украины задумала отметить годовщину со дня смерти гениального поэта. Чтобы пополнить небогатый на то время шевченковский репертуар, галичане заказали М. Лысенко написать музыку к стихотворению «Завещание». Николай Витальевич охотно согласился выполнить эту просьбу, напряженно работал в течение длительного времени, пытаясь совместить дух шевченковской поэзии со спецификой украинской песни. Новая песня прозвучала всеми голосами в февральском Львове, в исполнении страстных поклонников творчества Тараса Шевченко.
Второй.
- В 1870 году появилась еще одна, вполне оригинальная мелодия «Завещания», которая быстро распространилась по всей Украине и вскоре стала популярной народной песней. Написал ее полтавский учитель музыки Гордей Павлович Гладкий. Не имея более солидного инструмента, все свои песни он проигрывал на гитаре. Каждую субботу в Г. Гладкого собиралась молодежь. Это были преимущественно местные семинаристы, которые, как правило, имели хорошие голоса. Именно этот мужской хор, которым руководил сам Г. Гладкий, был первым исполнителем «Завещания». Произведение Г. Гладкого очень понравился М. Лысенко. Он сделал в нем несколько незначительных поправок, и песня крылатой птицей понесся в большой мир, переходя от поколения к поколению как драгоценное сокровище, как великое духовное достояние украинского народа. Этот «Завет» мы поем и сегодня.
Учитель музыки.
- Сила «Завещания» - необъятное. Он поется как песня-гимн, как воспоминание, как призыв к борьбе. Произведение написано в плане эпического повествования. Мелодия хора розпросторена, напевна и местами напоминает речитатив народного певца-бандуриста. Эпический характер произведения подчеркивается также сопровождением, в котором характерные фортепианные вступления напоминают инструментальные наигрыши певца-бандуриста. Хор построено на интонациях исторических дум и песен.
(Прослушивание «Завещания» (музыка М. Лысенко) и «Завещания» (музыка Г. Гладкого.)
- Что общего и что отличного в этих произведениях?
III. Итог урока.
Решите кроссворд и прочитайте название произведения, изученного на уроке.
1. Фамилия искреннего приятеля Шевченко, врача, который спас его от болезни в ноябре-декабре 1845 года.
2. Автор музыки к «Завещания», которая стала наиболее популярной.
3. Город, в котором Т. Шевченко создал «Завещание».
4. Фамилия известного композитора, который первым положил «Завещание» на музыку.
5. Село, в котором Т. Шевченко находился во время болезни, работая в Археологической комиссии.
6. Город, в котором похоронен Кобзарь.
7. Другое название Чернечей горы.
Подготовьтесь к литературно-музыкальной композиции.